Социализация ребенка с ОВЗ
консультация
Предварительный просмотр:
Социализация ребенка с ОВЗ
Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представления о многообразии окружающего мира, становления отношения к социальным явлениям и навыков общения и поведения, соответствующих общественным нормам.
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основы личностной культуры. На начальном этапе коррекционно-педагогической работы у ребёнка с ОВЗ формируются навыки взаимодействия в начале со взрослым в ходе предметно- практической деятельности, а за тем уже со сверстниками в совместной деятельности. В процессе специально созданных условий, педагог учит детей общаться друг с другом на основе бесконфликтных форм взаимодействия, давать элементарную оценку своих поступков и действий, а так же выражать свои чувства и эмоции. Таким образом данная работа направлена на формирование у ребёнка с ОВЗ адекватных форм поведения, на развитие навыков продуктивного взаимодействия с людьми, и в конечном на адаптацию к жизни в обществе.
Одной из задач инновационной программы: «Социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» является задача-развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Развитием речи ребёнка и формированием его коммуникативных способностей родители и педагоги занимаются на протяжении всей жизни ребёнка как в дошкольных и школьных учреждениях, так и в семье. Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребёнка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи.
Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Говоря о коммуникативных навыках, чаще всего имеются в виду автоматизированные коммуникативные компоненты деятельности, формированию которых способствует пример общения со сверстниками и взрослыми.
Развитие коммуникативных навыков идет по следующим направлениям:
- Формирование базовых коммуникативных функций;
- Формирование социоэмоциональных навыков;
- Формирование диалоговых навыков.
- Формирование базовых коммуникативных функций выражается в:
- умении выражать просьбу, используя вербальные и невербальные средства коммуникации;
- умении понимать речь собеседника;
- ответной социальной реакции на имя;
- умении выразить отказ или дать утвердительный ответ, ответить на приветствие, на личные вопросы и комментарии других людей;
- формировании навыков сообщения информации и комментирования: умение дать комментарий, называть близких людей, предметы окружающей обстановки, персонажей мультфильмов и книг, умения использовать притяжательные местоимения для обозначения собственности, описывать местонахождение, свойства и качества объектов, умения давать описания прошедшим и будущим событиям;
- формировании навыка запроса информации: умения привлечь внимание другого человека, задавать вопросы с целью получения интересующей информации.
- Формирование социоэмоциональных навыков выражается в:
- развитии навыков социального взаимодействия;
- адекватном выражении эмоций и сообщения о своих чувствах с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации;
- навыках социального поведения: умения проявить вежливость, поделиться чем-либо, выразить чувство привязанности, оказать помощь другим людям, утешить их, когда они расстроены и т.д.
- Формирование диалоговых навыков:
- вербальных: умения начать и завершить диалог стандартной фразой, разъяснить ситуацию или проявить настойчивость, повторяя сообщение, поддержать разговор;
- невербальных: умения разговаривать, повернувшись лицом к собеседнику; соблюдать дистанцию по отношению к говорящему; регулировать громкость голоса в зависимости от окружающей обстановки; ждать подтверждения слушающего перед тем, как продолжить сообщение.
Развитие коммуникативных навыков по указанным направлениям осуществляется с помощью разнообразных методов:
бихевиористские методы:
- метод «сопровождающего обучения» – использование повседневных естественно возникающих ситуаций в процессе обучения, осуществляющегося с учетом личных интересов и потребностей ребенка (E.G. Carr);
- использование системы подкреплений (O.I. Lovaas);
- использование альтернативных коммуникативных систем;
- социальные игры (имитационные игры, игры с переходом ходов, хороводные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);
- упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);
- проведение индивидуальных бесед на доступном для ребенка уровне;
чтение (цитирование) по ролям;
- индивидуальные формы работы с родителями.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ЗПР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто- либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Список литературных источников:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академ. проект, 2012. 400 с.
- Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк, 2015. 200 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 2012. 56 с.
- Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2015. №10. С.12-18.
- Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научнометодический электронный журнал
«Концепт». 2015. Т.11. С. 16–20.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.: Владос, 2014. 400 с.
- Гальперин Б.Я., Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Педагогика, 2013. 424 с.
- Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2013. 239 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Наука, 300 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 2014. 288 с.
- Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Академия, 2013. 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значимость детско - родительских отношений для социализации ребенка
Методический материал по детско- родительским отношениям...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/26/picture-102682.jpg)
Консультация для педагогов «Создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка»
Консультация для педагогов «Создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-144075-1352985049.jpg)
Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста
В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/10/picture-159655-1636561799.jpg)
Роль игры в социализации ребенка раннего возраста.
Какое место в жизни детей занимает игра? Основные виды игр в дошкольной педагогике....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-193573-1359712517.jpg)
Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-144380-1354050510.jpg)
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-144380-1354050510.jpg)
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развит...