Картотека словесных игр на развитие интеллектуальных способностей
картотека (подготовительная группа)
Картотека словесных игр на развитие интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_slovesnyh_igr.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека словесных игр на развитие интеллектуальных способностей
«Дни недели»
Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной, - никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих: неограниченно
Материал: картинки с овощами и фанты
Игровое действие:
Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки.
«Слушаем и хлопаем»
Задача игры: развивать избирательность внимания, мышления.
Описание игры:
Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:
Ёлка, ландыш, слон, ромашка.
Кукла, заяц, гриб, машина.
Виноград, река, лес, белка.
Лыжи, жираф, самолет, ваза.
По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.
Еще несколько игр на развитие внимания и памяти.
«Раз, два, три - говори!»
Задача игры: научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие – волевых усилий.
Описание игры:
В качестве игрового материала используются картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животные, одежда, деревья и т. п.).
Взрослый предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы называть. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». Перед последним словом (говори) выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый называет картинку, получает ее. Необходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу несколько детей дадут правильный ответ.
Затем игра меняется. Отгадывать предлагается не всем детям одновременно, а двум-трем. Группы формируются в порядке очередности.
Правила игры:
1. Прежде чем дать ответ, нужно внимательно посмотреть на картинку и вспомнить, как называется изображенный предмет.
2. Называть предмет можно только после слов: «Раз, два, три — говори!»
«Что не так?»
Заранее готовится рисунок, на котором допущен ряд ошибок: трава синяя, заяц в небе. Рисунок пускают по кругу. Каждый игрок должен назвать одно несоответствие, повторяться нельзя.
«Счет»
Цель: Развитие слухового внимания, памяти.
Ведущий считает до десяти или двадцати. Дети должны внимательно слушать и запоминать пропущенные числа. Награждается ребенок, нашедший максимальное количество пропущенных чисел.
«Бывает - не бывает»
Воспитатель говорит: "Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года". Воспитатель: Выпал снег, и зацвели подснежники. Дети: так не бывает
Воспитатель: А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники? В дальнейшем можно использовать такие "путаницы": Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег. Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу. Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки. Мальчик был в лесу и видел в норе петуха.
«Расскажи об игрушке (о предмете)»
Цель: упражнять детей в многостороннем, многофункциональном анализе свойств, качеств и признаков предметов, применяя при этом общественно выработанные сенсорные эталоны.
Ход: воспитатель интересуется, есть ли у ребенка в группе любимые игрушки, предметы. Предлагает ребенку поиграть с ними, называя их характеристики и признаки (цвет, форма, величина, пропорции, свойства, качества).
«Придумай название»
Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.
Ход: перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например:
1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон); 2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель); 3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»); 4) обувь и пружины – («дальнопрыг»); 5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»); 6) батарейка и ручка – («самописец») и др.
«Подумай – скажи»
Цель: упражнять детей в вычленении наиболее существенных свойств предметов.
Ход: перед детьми расположены картинки с изображением озера и реки, лука и ананаса, снеговика и льда, книжки и альбома для рисования, ткани и бумаги и т.п. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к парным карточкам характерные свойства.
«Найди мою ошибку»
Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.
Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало 2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое. 1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная). 2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая). 3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже). 4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая). 5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная). 6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).
«Как ты думаешь, скажи»
Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.
Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь; 6) тонкая, как спичка и др.
«Назови признак»
Цель: упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.
Ход: воспитатель показывает детям ряд предметов и предлагает им назвать главные свойства и признаки этих предметов и перевести их в несущественные. 1)цветные карандаши – яркие, наточенные – тонкие; 2)зонт – детский и небольшой – на ремешке; 3)стакан – стеклянный и хрупкий – прозрачный; 4)конфеты – сладкие и вкусные – без фантиков; 5)ковер – теплый, красивый – круглой формы; 6)книга – интересная, красочная – тяжелая и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...
Словесные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В материале представлены словесные дидактические игры, котрые помогут сформировать у детей интерес и желание творить....
картотека проблемных ситуаций на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Технология проблемного образования...
ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»
Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...
Картотека "интеллектуальных игр". Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Игры для детей...
Картотека занимательных игр для развития интеллектуальных способностей
Краткое описание логических игр для детей старшего дошкольного возраста...
Словесные игры для развития творческих способностей детей с ЗПР (4-6лет)
В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности как норма детей так и ребят с ЗПР.Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сфера...