Картотека опытов с водой для старших дошкольников
картотека (старшая группа)

Мацко Кристина Юрьевна

Картотека опытов  с водой для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_s_vodoy_dlya_starshih_detey.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов с водой

для старших детей

Опыт №1: “Вода-жидкость”.

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Воспитатель:

- Что происходит с водой?

Дети:

- Она льется.


 Воспитатель:

- Почему она льется?

(Предположения детей).

Вода льется, потому что она жидкая.

- уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга?

(Ответы детей).

Если дети затрудняются, воспитатель объясняет:

- Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода какая?

Дети:

- Жидкая.

Воспитатель:

- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт № 2. «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителябудет больше? (Вода станет более окрашенной)

    

Опыт № 3. ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

Задача: выявить свойства воды (не имеет запаха).

Материалы: стеклянные банки с широким горлышком; пирожок, цветы.

Описание: Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах мы чувствуем даже за дверью кухни. Тонкий аромат издают цветы, духи. (предложить детям понюхать пирожок или цветы)

А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха

Опыт № 4 «Вода растворитель?»
Воспитатель. Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, что из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.
Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром?
Добавьте ложку соли во второй стакан. Размешайте. Что произошло?
В третий стакан добавьте ложку речного песка. Размешайте. Что происходит?
Назовите вещества, которые растворились в воде? (сахар, соль)
А что не растворилось? (речной песок)
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 4-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.

Опыт № 5

«Лед - твердая вода»

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт № 6. Как вытолкнуть воду?

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт № 7.

Пар — это тоже вода Для эксперимента воду нужно вскипятить. Обратите внимание детей, как над поверхностью поднимается пар. Подержите над емкостью с горячей жидкостью, например термосом, зеркальце или стеклянное блюдце. Покажите, как с него стекают капельки.

вывод: если нагреть воду, она превратится в пар, при охлаждении он снова перейдет в жидкое состояние.

Опыт №8.
Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки.

Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?

Дети: сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка.

Растворился речной песок в воде или нет?

Дети: Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.

 

Опыт № 9. «Вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

- Понюхайте стакан с соком (клубничным).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 10 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? 
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось? 
Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Опыт № 11.  Плавает, тонет или растворяется?

Цель: поощрять малыша исследовать, как плавают, тонут или растворяются

различные предметы.

Материал: глубокая емкость для воды (прозрачная), 3 коробочки для складывания

предметов, пинцет, салфетка для вытирания лужиц, железный гвоздь, лоскут ткани,

камешек, пластиковая пуговица, стеклянный шарик, спичечный коробок с солью,

другой — с сахаром, клеенка.

Опыт: Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду. Предложите

ребенку взять камешек и медленно опустите его в воду. Теперь посмотрите, утонул ли

он. Пинцетом малыш вынимает камешек, кладет в коробочку для предметов, которые

тонут. Пусть повторит опыт с деревом и другими предметами. Каждый из них малыш

вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих,

тонущих предметов. С теми материалами, что растворяются, поступим так: несколько

крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся

веществ. Самые младшие пусть просто раскладывают предметы в коробочки, а для

детей чуть постарше возможен вариант, когда предметы раскладывают в строки

таблицы. Они могут расставлять галочки в соответствующих клетках.

Вывод: тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не

тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяются сахар и соль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11205319","attribute...

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению...

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению...

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников...

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Предлагаю вниманию педагогов подборку экспериментов и опытов для работы с любознательными непоседами 5-7 лет. Особенно интересно будет детям, если результаты опытов они будут зарисовывать в индивидуал...