Потешки, как средство развития активной речи детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Лариса Юрьевна Трофимова

Потешки, как средство развития активной речи детей младшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Потешки, как средство развития активной речи детей младшего дошкольного возраста

 

Ранний возраст – совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. По мнению многих ученых, как отечественных, так и зарубежных, умственное развитие ребенка приходится на первые три года его жизни.

Выдающиеся педагоги   Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего возраста как период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, начального формирования личности ребенка.

Взрослый для маленького ребенка – это источник радости, защиты, заботы и лишь постоянное непосредственное общение взрослого с ребенком может обеспечить полноценное развитие малыша. Необходимо взрослому разговаривать с ребенком, а именно использовать мимику, жесты, менять интонацию, напевать, приговаривать в рифму.

Использование малых форм фольклора, как разнообразных игр с речевым сопровождением (песенки, потешки, стишки) являются базовым средством для эмоционального, интеллектуально-речевого развития маленьких детей.

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Когда ребенок слышит от воспитателя детского сада позитивную речь, то учится правильно понимать, воспринимать то, что находится рядом с ним. Потешки благотворно действуют на органы слуха, вызывают улыбку, смех и чувство глубокого удовлетворения. Никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса.  Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.  Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.  Для стимулирования активной речи малышей и развития движений для пальцев, вспоминаем слова В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Польза от потешек многогранна, это и сенсорное развитие, и развитие речи, и развитие мелкой моторики, и развитие музыкального слуха и ритма, и, главное, эмоционально-тактильный контакт малыша и взрослого.

Использованная литература:

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры для детей в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Воспитание детей раннего возраста / Под ред.Г.М. Ляминой. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1976.
  3. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2004.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб: Лань, 1999.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование универсального конструктора Г.В. Урадовских как средства развития устной речи детей младшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по внедрению в образовательный процесс универсального (лоскутного) конструктора, разработанного Г.В. Урадовских...

Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Методическое пособие: "Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста  посредством  инсценировки литературных произведений"...

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы и настольно –печатных игр.

Я работаю воспитателем во второй группе раннего возраста. Большой упор в своей работе делаю в сторону развития активной речи детей. И хочу немного расказать о важности художественной литературы для ра...

Опыт работы «Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...