Консультация для воспитателей "Роль взрослого в воспитании ребёнка от рождения до трёх лет"
консультация (младшая группа)

Гущина Ольга Александровна

Воспитание любовью - эффективный метод воспитания детей первых лет жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей.17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трёх лет»

Воспитание любовью - эффективный метод воспитания детей первых лет жизни. С момента появления на свет младенец нуждается в тесном эмоциональном телесном контакте с матерью. Любовь ускоряет процесс социализации ребенка. Любовь к ребенку не означает вседозволенность. Чуткое и ласковое поведение матери, симбиотическая связь, эмоционально-личностное общение с ней способствует формирование у ребенка чувства безопасности, защищённости, доверия к миру. Эти же чувства он со временем переносит на тех взрослых, с которыми вступает в тесный эмоциональный контакт.

Маленький ребенок безгранично доверяет взрослому. Рядом с ним не испытывает страха, чувствует себя в безопасности. Доверяя ему, малыш приобретает доверие к миру. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражаю любимому взрослому.

Ребенок- существо деятельное, любознательное. Но без взрослого ему не обойтись. В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребенка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребенок начинает усваивать огромное количество действий с предметами, учится играть и жить в социуме. Взрослый должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Развивающая роль взрослого заключается в грамотном сопровождении малыша в окружающем мире. Взрослый не должен скупиться на похвалы ребенку.

Поэтому педагогика раннего возраста опирается на принципы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми, где в центре внимания находится сам ребенок со своими способностями, потребностями, желаниями. Успех воспитания детей в возрасте до трех лет зависит от соблюдения взрослыми следующих правил:

 - Объем новых знаний, умений и навыков должен быть строго выверенным для детей каждой возрастной группы, следует учитывать уровень каждого ребенка;

 - Педагогические воздействия должны быть обязательно согласованы между взрослыми;

 - Значение требований должно быть понятно детям;

 - Следует использовать лишь адресные обращения к детям (глаза в глаза);

 - Между высказываниями взрослого и началом выполнения его требований ребенком должно пройти какое-то время;

 - В оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания (воспитатель всегда должен найти повод, чтобы в течении дня несколько раз похвалить каждого ребенка, подчеркнув, за что именно он его хвалит).

Задача взрослого – донести до сознания детей мысль о том, что есть запреты, которые не обсуждаются (х всего 2):

 -- Запреты на действия, связанные с угрозой жизни, как самому ребенку, так и окружающим

 - Запрет на действия, предполагающие относительный комфорт за счет других, т.е. запрет на безнравственное поведение.

Воспитатель должен работать над собственной речью. Категорически запрещается высмеивать ребенка, унижать его достоинства. Останавливая нежелательные действия малыша, взрослый не должен поддаваться эмоциям. Взрослый должен порицать не личность, а поступок ребенка. Порицание должно сразу же следовать за поступком, чтобы ребенок понял его справедливость.

В случае конфликта между детьми, взрослый не должен обращаться к ним на повышенных тонах, обвинять кого-то из них. Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков.

В ходе воспитательного процесса важно дозировать запреты и наказания. Частые ограничения сковывают детскую активность, замедляют развитие интеллекта.

Внимательный взрослый должен уметь предотвратить нежелательные действия детей. Протестуя против равнодушного воспитателя, малыш вдруг начинает вести себя таким образом, чтобы спровоцировать его на негативную оценку. Так ребенок старается обратить на себя внимание взрослого.

Послушание достигается единством требований взрослых в семье и дошкольном учреждении, атмосферой любви и понимания, искренним интересом взрослых к делам и успехам малыша.

 Раннее детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство. Учитывая быстрый темп развития малышей, он меняет методы и приемы руководства, опираясь при этом на их возрастные особенности, уровень развития каждого ребенка, индивидуально-типологические особенности детей.

Эффект воспитательно-образовательной работы напрямую зависит от личности воспитателя, который большую часть времени занят творческим процессом воспитания растущей личности.

Четыре типа воспитателей

Воспитатель авторитарного типа общения

Он четко отдает команды детям, не терпит возражений («Мое слово – закон!»). Он сдержан, подтянут, энергичен. В группе у него всегда чистота и порядок. У детей отмечаются высокие показатель навыков самообслуживания. Воспитатель акцентирует внимание на неумение детей что-то делать, их незнание чего-либо. Он не отмечает успехи малышей, искренне веря, что это – всего лишь результат воспитания. Детям неуютно в группе у такого воспитателя. Не слышно смеха, веселых разговоров. Малыши неуверенны, подавлены, тревожны. Они постоянно ждут распоряжений, чтобы сразу выполнить их, не проявляют самостоятельность, инициативу. В детский сад идут неохотно.

Экзальтированный взрослый

Стиль его общения стоит охарактеризовать, как гиперопека: воспитатель каждого умоет, накормит, оденет, приголубит, обнимет. Он хвалит сразу всех детей. Конфликтов старается не замечать. Когда же надо разобраться в конфликте, начинает суетиться, много и без дела говорит, целовать обиженного, а заодно гладить по голове обидчика. Дети постоянно обращаются к воспитателю с жалобами по поводу мнимых болячек в ожидании поцелуев. Малыши у такого педагога неоправданно самоуверенны, малочувствительны к порицаниям. Они не знают границ дозволенного, не понимают значения слов «хорошо-плохо». У них начинает развиваться нравственная глухота, так как они не умеют выражать сочувствие, доброжелательность, отказываются помогать друг другу, не умеют вести себя в коллективе, разбрасывают игрушки, дерутся.

Отстраненный взрослый

Его не интересует реальная жизнь воспитанников. Он равнодушен к детям, редко выражает свое отношение к происходящему. Его случайные оценки беспочвенны и лишают детей каких-либо ориентиров. Для него характерен попустительский стиль поведения.

Дети у такого педагога лишены всякого руководства, постоянно испытывают чувство неудовлетворенного притязания, дискомфорт. В группе тихо, дети скучают. Не выдерживая этого, некоторые из них своим негативным поведением вынуждают взрослого обратить на них внимание. Так они проверяют границы дозволенного. Другие хитростью, обманом пытаются получить положительную оценку. В основном дети неохотно идут в группу к такому воспитателю.

Воспитатель демократического стиля общения

Это доброжелательный, открытый для общения человек, любящий свое дело и детей, с чувством юмора. Дети без оглядки отдают ему свою любовь.

Основная задача такого воспитателя – постоянно самосовершенствоваться, стремиться новым знаниям, соответствовать притязаниям своих воспитанников.

Этот воспитатель знает возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, старается уделять внимание каждому ребенку, справедливо и с любовью относится ко всем, не выделяя кого-либо особо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет

Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений.Настоящее пособие посвящено актуальным вопросам развития и воспитани...

Развитие речи ребёнка от рождения до трёх лет

Консультирование родителей по вопросам речевого развития детей младшего возраста...

Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трех лет

Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трех лет...

Консультация для родителей « Роль взрослого в воспитании ребёнка раннего возраста.»

Консультация для родителей « Роль  взрослого  в  воспитании  ребёнка  раннего  возраста.»...

Консультация для родителей: "Речь ребёнка от рождения до трёх лет"

Консультация для родителей«Речь ребёнка от рождения до трёх лет»             Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: пр...