Консультация для педагогов «Эффективность игротерапии»
консультация

Фомичева Любовь Константиновна

Игротерапия — вид психотерапии, в которой педагог (психолог) использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное, познавательое и эмоциональное развитие.Используя специально подобраанные игры и упражнения (как элемент  игротерапии), стимулируется и развивается познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effetivnost_igroterapii.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 153»

(МБДОУ «Детский сад №153»)

Консультация для педагогов

«Эффективность игротерапии»

Подготовила:

Педагог-психолог

Фомичева Л.К.

г. Нижний Новгород

2024г

Игра - ведущий вид деятельности для ребенка. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни.

Что же есть игра - просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Она имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В системе образования игра используется взрослыми для воспитания детей, прежде всего дошкольников и младших школьников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Современный мир диктует свои жизненные условия и свои правила. Интернет и телевидение прочно и навсегда вошли в нашу жизнь.

Современные дошкольники, совсем не играют, либо играют слишком мало. Они легко осваивают компьютеры, мобильные телефоны и управляются со сложными бытовыми приборами. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.

У дошкольников наблюдается: задержка речевого развития, нарушения эмоционально-поведенческого развития, тревожность, агрессия, гиперактивность. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их все сложнее заинтересовать и увлечь. Игра может корректировать познавательную деятельность, развитие эмоционально-волевой сферы, воображение и речь, произвольность поведения ребенка. В структуру игры как вида деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект.

Содержание и характер игрового взаимодействия существенно влияет на интенсивность овладения ребенком культурными ценностями, способствует развитию важнейших нравственных качеств личности, социального интеллекта.

Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный педагог (психолог) использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. В ходе игротерапии особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности, тревожности и гиперактивности.

Игротерапия позволяет выполнять следующие функции:

• коммуникативную – установление эмоционального контакта;

• релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

• воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

• развивающую – развитие психических процессов, двигательной сферы;

• дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

Таким образом, игротерапия становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребенка.

Структура занятия представляет собой сочетание следующих блоков:

• приветствие

• «настроение»

• разминка

• игры и упражнения

• сказкотерапия

• также, при необходимости диагностика

Индивидуальная игротерапия – это воздействие на ребенка во время совместной игры, цель которого создание условий для ощущения ребенком своей эффективности, возможности контролировать себя или окружение.

Игра в группе способствует тому, что ребенок более глубоко и целенаправленно воспринимает себя и окружающий мир, учится строить свои взаимоотношения с окружающими, понимает суть неудач и ошибок.

В игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.

Игры познавательной направленности:

Серии игр «Судоку»

Задачи:

-развитие разных видов мышления (критического, пространственного и логического), концентрации внимания, умения группировать предметы по разным основаниям на основе зрительной оценки;

-совершенствование приемов сравнения, упорядочивания, классификации;

-формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

-воспитание усидчивости и стремления к достижению результата.

Игры - головоломки

Задачи:

-развитие конструктивного мышления, зрительного контроля действий, комбинаторных способностей, логических приемов мышления;

-формирование планирующей деятельности, смекалки, находчивости, целенаправленности в решении практических и интеллектуальных задач;

Серии игр «Расставь по образцу

Задачи:

-развитие приемов сравнения, сопоставления, дифференциации;

-совершенствование интереса к заданиям, творческого потенциала, самостоятельного проявления инициативы;

-воспитание усидчивости, желание воссоздавать собственные задумки.

Игры «Логический поезд», «Логические домики»

Задачи:

-развитие любознательности, развитие интереса к учебной деятельности;

-совершенствование мыслительных и волевых процессов, сравнения, умозаключения, умения рассуждать, давать характеристику предметам, делать выводы;

-формирование умения обосновывать свою точку зрения, находить логическую связь между картинками;

Бизиборды, круп, орбизы, песок

Задачи:

-развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильной чувствительности, координации движений, усидчивости;

-совершенствование навыков пространственного восприятия;

-формирование положительного эмоционального состояния, фантазии и творческих способностей.

Серия упражнений на развитие логики, памяти, внимания, мышления

Задачи:

-развитие любознательности, познавательного интереса, совершенствование мыслительных операций;

-совершенствование умения анализировать информацию, обсуждать и рассматривать различные точки зрения, планировать, принимать решение;

-формирование усидчивости, повышение работоспособности.

Игры серии «Доски Сегена», «Подбери заплатку»

Задачи:

-развитие интереса к результату своей деятельности;

-совершенствование наглядно-действенного мышления, зрительного восприятия;

-повышение внимания, сосредоточенности, усидчивости, координации;

-проявлять упорство, настойчивости и стремления к достижению целей;

-закрепление сформированных навыков.

Серии игр «Найди пару»

Задачи:

-развитие познавательного интереса, умения сосредотачиваться на задании, удерживать поставленную цель;

-повышение умения классифицировать и обобщать предметы;

-совершенствование логического мышления, речи, произвольного внимания, зрительной памяти и зрительного восприятия;

-формирование навыков наблюдательности, умения выступать перед ровесниками, высказывать свои предположения.

Серии нейроигр

Задачи:

-развитие когнитивной сферы, пространственных представлений;

-повышение интереса к заданиям и играм;

-формирование мотивации, эмоциональной уверенности, партнерского взаимодействия;

-стимулирование к выполнению ассиметричных и симметричных движений, снижение нервного напряжения, утомляемости, усталости мышечной системы.

  • Игры эмоционально-волевой направленности:

Игра «Комплимент»

Цель: формировать позитивно эмоциональное состояние детей, а также активизировать деятельность

«На что похоже мое настроение»

Цель: развивать умение описания и отображения актуального состояния.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: научить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.

«Ласковые ладошки»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение

«Ласковый мелок»

Цель: снятие мышечных зажимов, развивать тактильные ощущения

Используя данные игры и упражнения как элемент занятия по игротерапии, стимулируется и развивается познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольник учится:

  • Активно приступать к деятельности;
  • Длительно и с интересом выполнять задания;
  • Самостоятельно находить и устранять неточности в своей работе;
  • Высказывать свою точку зрения и аргументированно доказывать ее;
  • Создаются условия для избавления от негативных эмоций приемлемыми способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Эффективные способы разрешения детских конфликтов"

Педагогам работающим с детьми, очень часто приходиться сталкиваться с конфликтами между детьми. И основная задча педагога - нахождение правильного выхода из конфликтной ситуации, при которой не просто...

Консультация для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песк...

Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада

Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...

Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"

Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"...

Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"

В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....