Консультация для педагогов «Эффективность игротерапии»
консультация
Игротерапия — вид психотерапии, в которой педагог (психолог) использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное, познавательое и эмоциональное развитие.Используя специально подобраанные игры и упражнения (как элемент игротерапии), стимулируется и развивается познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effetivnost_igroterapii.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 153»
(МБДОУ «Детский сад №153»)
Консультация для педагогов
«Эффективность игротерапии»
Подготовила:
Педагог-психолог
Фомичева Л.К.
г. Нижний Новгород
2024г
Игра - ведущий вид деятельности для ребенка. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни.
Что же есть игра - просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Она имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В системе образования игра используется взрослыми для воспитания детей, прежде всего дошкольников и младших школьников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Современный мир диктует свои жизненные условия и свои правила. Интернет и телевидение прочно и навсегда вошли в нашу жизнь.
Современные дошкольники, совсем не играют, либо играют слишком мало. Они легко осваивают компьютеры, мобильные телефоны и управляются со сложными бытовыми приборами. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.
У дошкольников наблюдается: задержка речевого развития, нарушения эмоционально-поведенческого развития, тревожность, агрессия, гиперактивность. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их все сложнее заинтересовать и увлечь. Игра может корректировать познавательную деятельность, развитие эмоционально-волевой сферы, воображение и речь, произвольность поведения ребенка. В структуру игры как вида деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект.
Содержание и характер игрового взаимодействия существенно влияет на интенсивность овладения ребенком культурными ценностями, способствует развитию важнейших нравственных качеств личности, социального интеллекта.
Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный педагог (психолог) использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. В ходе игротерапии особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности, тревожности и гиперактивности.
Игротерапия позволяет выполнять следующие функции:
• коммуникативную – установление эмоционального контакта;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
• воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
• развивающую – развитие психических процессов, двигательной сферы;
• дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.
Таким образом, игротерапия становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребенка.
Структура занятия представляет собой сочетание следующих блоков:
• приветствие
• «настроение»
• разминка
• игры и упражнения
• сказкотерапия
• также, при необходимости диагностика
Индивидуальная игротерапия – это воздействие на ребенка во время совместной игры, цель которого создание условий для ощущения ребенком своей эффективности, возможности контролировать себя или окружение.
Игра в группе способствует тому, что ребенок более глубоко и целенаправленно воспринимает себя и окружающий мир, учится строить свои взаимоотношения с окружающими, понимает суть неудач и ошибок.
В игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.
Игры познавательной направленности:
Серии игр «Судоку»
Задачи:
-развитие разных видов мышления (критического, пространственного и логического), концентрации внимания, умения группировать предметы по разным основаниям на основе зрительной оценки;
-совершенствование приемов сравнения, упорядочивания, классификации;
-формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
-воспитание усидчивости и стремления к достижению результата.
Игры - головоломки
Задачи:
-развитие конструктивного мышления, зрительного контроля действий, комбинаторных способностей, логических приемов мышления;
-формирование планирующей деятельности, смекалки, находчивости, целенаправленности в решении практических и интеллектуальных задач;
Серии игр «Расставь по образцу
Задачи:
-развитие приемов сравнения, сопоставления, дифференциации;
-совершенствование интереса к заданиям, творческого потенциала, самостоятельного проявления инициативы;
-воспитание усидчивости, желание воссоздавать собственные задумки.
Игры «Логический поезд», «Логические домики»
Задачи:
-развитие любознательности, развитие интереса к учебной деятельности;
-совершенствование мыслительных и волевых процессов, сравнения, умозаключения, умения рассуждать, давать характеристику предметам, делать выводы;
-формирование умения обосновывать свою точку зрения, находить логическую связь между картинками;
Бизиборды, круп, орбизы, песок
Задачи:
-развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильной чувствительности, координации движений, усидчивости;
-совершенствование навыков пространственного восприятия;
-формирование положительного эмоционального состояния, фантазии и творческих способностей.
Серия упражнений на развитие логики, памяти, внимания, мышления
Задачи:
-развитие любознательности, познавательного интереса, совершенствование мыслительных операций;
-совершенствование умения анализировать информацию, обсуждать и рассматривать различные точки зрения, планировать, принимать решение;
-формирование усидчивости, повышение работоспособности.
Игры серии «Доски Сегена», «Подбери заплатку»
Задачи:
-развитие интереса к результату своей деятельности;
-совершенствование наглядно-действенного мышления, зрительного восприятия;
-повышение внимания, сосредоточенности, усидчивости, координации;
-проявлять упорство, настойчивости и стремления к достижению целей;
-закрепление сформированных навыков.
Серии игр «Найди пару»
Задачи:
-развитие познавательного интереса, умения сосредотачиваться на задании, удерживать поставленную цель;
-повышение умения классифицировать и обобщать предметы;
-совершенствование логического мышления, речи, произвольного внимания, зрительной памяти и зрительного восприятия;
-формирование навыков наблюдательности, умения выступать перед ровесниками, высказывать свои предположения.
Серии нейроигр
Задачи:
-развитие когнитивной сферы, пространственных представлений;
-повышение интереса к заданиям и играм;
-формирование мотивации, эмоциональной уверенности, партнерского взаимодействия;
-стимулирование к выполнению ассиметричных и симметричных движений, снижение нервного напряжения, утомляемости, усталости мышечной системы.
- Игры эмоционально-волевой направленности:
Игра «Комплимент»
Цель: формировать позитивно эмоциональное состояние детей, а также активизировать деятельность
«На что похоже мое настроение»
Цель: развивать умение описания и отображения актуального состояния.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: научить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.
«Ласковые ладошки»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение
«Ласковый мелок»
Цель: снятие мышечных зажимов, развивать тактильные ощущения
Используя данные игры и упражнения как элемент занятия по игротерапии, стимулируется и развивается познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольник учится:
- Активно приступать к деятельности;
- Длительно и с интересом выполнять задания;
- Самостоятельно находить и устранять неточности в своей работе;
- Высказывать свою точку зрения и аргументированно доказывать ее;
- Создаются условия для избавления от негативных эмоций приемлемыми способами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Эффективные способы разрешения детских конфликтов"
Педагогам работающим с детьми, очень часто приходиться сталкиваться с конфликтами между детьми. И основная задча педагога - нахождение правильного выхода из конфликтной ситуации, при которой не просто...
Консультация для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песк...
Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада
Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...
Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"
Консультация для педагогов "Эффективность использование ИКТ педагогами в процессе работы с детьми и родителями"...
Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"
В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....
Консультация для педагогов «Эффективные формы организации совместной деятельности детей и педагогов».
Консультация для педагогов...