Мастер-класс для педагогов ДОУ «ЛЭПБУК «Моя семья», посвящённый «Году семьи»
методическая разработка
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методическим пособием лэпбук и этапами его изготовления.
Задачи:
1. Проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инновационности и педагогической ценности.
2. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и этапами работы с ним.
3. Формировать практические навыки изготовления интерактивных папок.
Дидактический материал: готовые лэпбуки на разные темы.
Раздаточный материал: картон белый – основа 2 листа, листы формата А4 - шаблоны, карточки по теме, ножницы, скотч, клей.
Ожидаемый результат: лэпбук на тему «Моя семья».
Методическое пособие лэпбук «Моя семья» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Данное пособие является средством закрепления представлений о своей семье.
Пособие лэпбук «Моя семья» представляет собой картонную папку из четырех листов страниц А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация, задания, игры по данной теме.
Цель пособия: Знакомить детей с ролью семьи, профессиями их близких, увлечениями, семейных традиций и ценностей, взаимоотношений в жизни семьи, а также укрепление духа семейного единства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_dou_lepbuk-_moya_semya.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«ЛЭПБУК «Моя семья»,
посвящённый «Году семьи»
Подготовила: И. В. Полежака,
воспитатель
г. Кирсанов
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методическим пособием лэпбук и этапами его изготовления.
Задачи:
1. Проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инновационности и педагогической ценности.
2. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и этапами работы с ним.
3. Формировать практические навыки изготовления интерактивных папок.
Дидактический материал: готовые лэпбуки на разные темы.
Раздаточный материал: картон белый – основа 2 листа, листы формата А4 - шаблоны, карточки по теме, ножницы, скотч, клей.
Ожидаемый результат: лэпбук на тему «Моя семья».
Ход мастер-класса:
I. Организационная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы представить Вам, на мой взгляд, инновационное методическое пособие– лэпбук! Как вам известно, 2024 год посвящён «Году семьи» и сегодня мы с вами изготовим лэпбук.
II. Теоретическая часть.
- Процесс получения новых знаний требует основательного подхода, заинтересованности всех участников данного процесса, их вовлеченности, активности, а именно познавательной активности.
- Я считаю, что проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
- Наша задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Таким образом, цель педагога научить ребенка учиться, добывать и перерабатывать информацию и в дальнейшем использовать ее.
- В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук».
- Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, а вам знакомо такое слово «ЛЭПБУК»? (Ответы).
- Итак, лэпбук – это интерактивная папка, изготовленная самостоятельно или с использованием готовых шаблонов. Лэпбук подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации, проведению исследования, созданию проекта. Это очень наглядный способ обучения, потому что папка занимательно и красочно оформлена кармашками, карточками, окошками, различным дидактическим материалом. С ней занятия становятся интересными, познавательными, запоминающимися.
- Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?
1. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную совместно или же своими руками книжку.
2. Ребенок научится самостоятельно собирать, анализировать и организовывать информацию.
3. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективный лэпбук.
4. Это просто интересно, развивает творческий подход и фантазию!
5. Лэпбук полностью соответствует требованиям и принципам ФГОС, а также служит прекрасным дополнением к развивающей предметно-пространственной среде группы.
Чем полезен лэпбук в работе педагога?
• организовать материал по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
• оформить результаты совместной проектной деятельности;
• организовать индивидуальную и самостоятельную работу с детьми;
• реализовать партнерские взаимоотношения между взрослыми и детьми;
• творческая самореализация педагога, ребенка, родителей.
- Позвольте, продемонстрировать Вам, уже имеющиеся у нас в группе лэпбуки, на темы: «Осень», «В гостях у сказки», «Зима», «Весна», «Огород» ... (Демонстрация лэпбуков).
Каждый лэпбук посвящен определенной теме, и чем конкретнее тема, тем подробнее можно ее раскрыть. Для старших дошкольников лучше выбирать конкретные темы. Для младших дошкольников тема может быть более общей, но оформление должно быть ярким и запоминающимся, так как маленькие дети лучше воспринимают визуальную и тактильную информацию.
Требования к лэпбуку:
1. Прочность. Материал должен быть такой, чтобы многоразовое использование папки не привело к потере качества.
2. Эстетичность. Красочное оформление поможет заинтересовать ребенка.
3. Информативность. Полное раскрытие конкретной темы.
4. Доступность. Текст излагается кратко, понятно и доступно.
5. Вариативность. Тема должна быть раскрыта разными способами освоения информации.
- Что нужно, чтобы сделать лэпбук? Сегодня я предлагаю для Вас тему лэпбука «Моя семья».
Разберем этапы работы:
1. Тема (Сегодня для Вас я ее подготовила) «Моя семья».
2. План (Используем для того, чтобы продумать все, о чем вы хотите рассказать в папке, так как это учебное пособие).
По данной теме, я предлагаю Вам следующий план:
• Семейное дерево (Родословная). Раскроем иерархию семьи, узнаем о членах семьи и др.
• Семья это… Знакомим с ценностями и традициями семьи.
• Периоды жизни человека. Формируем знания о периодичности жизни человека и членах семьи.
• Профессии семьи. Расширяем знания о труде и профессиях близких и не только.
• Занимательные задания, загадки о семье, пазлы. Вызываем интерес к теме, развиваем познавательные способности.
3. Макет. Черновик. Мы рисуем на листе бумаги, как, что и где у нас будет находиться, т.е. распределяем информацию по пунктам плана, и выбираем форму, в которой она будет представлена в лэпбуке (кармашки, пазлы, разрезные картинки, мини-книжки, блокнотики, гармошки, карточки). Все зависит от вашей фантазии!
4. Создание шаблона. (См. приложение) Сегодня мы обучаемся новому и для Вас есть шаблоны, рассмотрите их. Также и Вы можете для начала работы с лэпбуком предложить ребенку (группе детей) готовые шаблоны, заинтересовать созданием папки, затем изготовить совместно, а дальше использовать его в работе. А в перспективе ребенок и родитель, ребенок делает самостоятельно.
5. Изготовление лэпбука.
III. Практическая часть.
- Уважаемые, коллеги! Я предлагаю приступить к практике. Обратите внимание, на Ваших рабочих местах есть все необходимое, приглашаю Вас к работе.
- Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:
• Обычная бумага, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. Для нашей встречи, я уже подготовила для Вас шаблоны. (2 листа А4 – основа)
• Ножницы, степлер.
• Клей-карандаш для бумаги.
• Скотч.
• Картон белый или просто плотный 2 листа. Для экономии времени, цветную основу папки я распечатала для Вас на плотной фотобумаге.
- Приступим к работе! По шаблону Вы видите, что один лист А4 основы папки мы оставляем нетронутым, а другой разрезаем пополам. Затем склеиваем их скотчем так, чтобы получились обложка и сгибы. (См. приложение)
- Как Вы успели заметить, на основе папки уже размечены места, где будут расположены кармашки с заданиями и др.. Это и есть готовый макет. Наша следующая задача вырезать все детали и приклеить на свои места по разметке на шаблоне.
Педагоги самостоятельно вырезают и приклеивают кармашки и картинки-наполнители. (См приложение)
В процессе изготовления педагоги получают рекомендации по работе с данным лэпбуком.
IV. Заключение.
В результате мы изготовили лэпбук, в нем поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему. Я постаралась рассказать обо всех этапах создания лэпбука. Подведем итог.
Мы можем научить детей посредством интерактивной папки:
• планировать предстоящую деятельность;
• договариваться со сверстниками;
• распределять обязанности;
• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
• принимать собственные решения, опираясь на свои представления и умения, делать выбор;
Преимущество использования лэпбука:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни ребенка и детского сада;
- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход; инновационный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.
Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
- Если вы что-то узнали нового поднимите жёлтый смайлик, если было не интересно- красный, если вы готовы поделиться данной находкой- зелёный.
Ваши вопросы и предложения.
Спасибо всем за внимание и сотрудничество!
Используемая литература
Список литературы:
1. Блохина Е. Лэпбук – «наколенная книга»/Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. – Москва, 2015, № 4.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС Д. А. Гатовская Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
3. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении
О.Р. Родионова. - М., 2000.
4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155).
6. http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздничного концерта посвящённого году семьи.
В концерте участвуют родители и дети .Возрастные категории неограничены.Концерт требует индивидуальной подготовки....
Сценарий праздника, посвящённого году семьи в России для родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Данный сценарий расчитан на совместный досуг детей и родителей. В мероприятии принимают активное участие все члены семьи, благодаря чему создаётся радостное настроение у всех участников....
План-конспект занятия в рамках проведения музейной деятельности в ДОУ, посвящённый ГОДУ СЕМЬИ по теме "Наша деточка в дому, что оладышек в меду".
фото-материалы к занятиям прилагаются а альбоме...
Сценарий конкурса чтецов, посвящённый году семьи " Моя любимая семья"
Цель: Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений. Задачи: -воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; -воспитание чувства любви и ...
Проект, посвящённый Году семьи: « Моя семья»
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, опора и поддержка, за...
Сценарий мероприятия с родителями и детьми подготовительной к школе группы, посвящённому году Семьи в России «Крепкая семья – сильная Россия!»
Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2024 год в России годом Семьи, и это связано с признанием традиционных семейных ценностей для страны. Крепкая семья и её ценности – осн...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «ЛЭПБУК «Моя семья», посвящённый «Году семьи-2024»
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методическим пособием полилингвальный лэпбук и этапами его изготовления. Задачи: 1. Проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инно...