Консультация для педагогов "Первые сюжетные игры детей и руководство ими"
консультация (младшая группа)

Пономарева Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_syuzhetnaya_igra_1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Младшая группа – период расцвета сюжетной игры, для этого в детском саду имеются все предпосылки и возможности. Новые впечатления, яркие, интересные - могут стать основой развития игры. Но при одном условии, этим предпосылкам следует помогать, если нет должного руководства, игра сводится к стереотипным, отрывочным действиям.

Чтобы игра стала самостоятельной, инициативной, сюжетной, необходимо развивать и совершенствовать механизм моделирования жизненных явлений на игрушках. Моделирование – общая основа игры и воображения. Не прорабатывать многократно какой – то сюжет, а проигрывать, ежедневно осваивать новые сюжетные действия и их варианты.

        Игры детей в младшей группе характеризует не сложный сюжет с последовательностью действий. Интересы малышей еще неустойчивы, они часто переключаются с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняют сюжет игры. В этом возрасте большую роль играет подражание в игре взрослым, им свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, новому. Поэтому обогащение детей новыми знаниями и представлениями необходимых для сюжетной игры, должно проходить живо и занимательно. Для этого применяют: различные дидактические игры типа «Оденем куклу Машу на прогулку», «Катя заболела», которые отображают трудовые действия взрослых; организуя наблюдения за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций и по возможности вовлекать детей в этот процесс (на примере мл. воспитателя), драматизируют знакомые детям потешки и песенки, необходимо систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития знаний и возраста детей.

Так же в этом возрасте у детей возникает интерес к игре сверстников, который может вначале проявляться в отношении к игрушке. Так у одной куклы появляются две мамы, у одной машины – два шофера. И согласовать свои действия они не могут. Поэтому, хорошо зная интересы малышей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой, т.е. распределить роли, обговорить игровые действия персонажей, чтобы появились две куклы и две мамы, две машины и два шофера. Сюжет игры у малышей возникает спонтанно и состоит из одной роли, а вот уже две роли они не могут сами удержать.

Таким образом, в работе с детьми 2-3 лет одной из важных задач является формирование простейших навыков совместной игры. Поэтому нужно помогать малышам развивать содержание игр, которые могут объединить 2-3 детей, так как они еще не умеют распределять роли и держать сюжет игры. Дети младшей группы находятся на 1 этапе развития сюжетно-ролевой игры.

         При игре с малышом важно понимать, что это занятие формальным быть не может, и по сути своей должно доставлять удовольствие. Поэтому, выбор поучающего тона для общения с ребенком в данном случае является ошибкой. То есть, давать команды вроде «Покорми лялю», или «искупай куклу» не стоит, гораздо лучше косвенно побуждать малыша к действию: «Кукла хочет кушать, давай ее накормим?».

Начальный этап возникновения процессуальной игры в основном проходит по инициативе взрослого. Вы показываете малышу игрушки, знакомите его с ними, рассказываете и показываете, какие действия можно с ними производить. Если изначально малыш и не стремится играть сам, вы можете привлечь его в свою игру в качестве помощника, либо для завершения, начатого вами действия, либо распределив между вами и малышом некоторое количество действий («Давай я покормлю зайчика, а ты его положишь спать?»).

Обращая внимания на речь во время игры, не обязательно, чтобы речевое сопровождение исходило именно от малыша, это можете сделать и вы, ведь игра в первую очередь носит действенный характер, особенно в раннем возрасте, когда ребенок может еще не уметь говорить. Тем не менее, обогащение игры за счет ее речевого сопровождения очень важно для дальнейшего развития процесса.

Еще один способ обогащения игры – введение большего количества игрушек. Но при этом лучше соблюдать меру, ведь при слишком большом их количестве малыш может просто начать действовать хаотично, не зная за что взяться в первую очередь, если же игрушек слишком мало, одна-две, то у ребенка не будет свободы творчества. Лучше всего наблюдать за игрой ребенка и предлагать ему постепенно расширить используемый ассортимент, логично вводя в сюжет новые предметы.

      Если в игре отсутствуют нужные для нее предметы, их можно заменить другими, которые не имеют четких функций, стимулируя фантазию малыша, развивают его воображения.  Например, если ребенок подносит ко рту куклы шарик, а на вопрос, что кушает кукла, не может ответить, вы можете спросить у него: «Может быть это яблоко?». Малыш согласится с вами, и в дальнейшем он уже сам будет соотносить конкретный образ с предметом-заместителем.

Если вы научите ребенка играть, используя предметы-заместители, то к завершению раннего возраста малыш сможет самостоятельно придумывать игры, воплощать сюжеты даже без опоры на игрушки реалистические.      Предметы-заместители делают игру более яркой и интересной для ребенка.

   

   Игра с куклой. Кукла – совсем не обычный предмет. Уже в раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок может только с помощью взрослого. Поэтому игры с куклой на первых порах требуют вашего участия. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого нужно разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «куклиным» голосом, просить его о помощи и т.д.

Для игры следует выбрать одну куклу – не обязательно очень красивую и дорогую, но обязательно дать ей имя и характер. И постарайтесь, чтобы она стала для малыша любимой. Привязанность ребенка к игрушке далеко не всегда определяется ее внешними качествами. В значительно большей степени отношение к ней зависит от ее выразительности и от тех действий, которые с этой игрушкой можно совершать. Все это может придать игрушке только взрослый.

Знакомство с куклой должно быть неожиданным и сюрпризным: «Ой, смотри, кто к нам пришел! Какая красивая девочка! Как тебя зовут?» - «Ляля», - «Ее зовут Ляля! А где ты будешь жить?» - «Я хочу жить с вами! Давайте познакомимся. Тебя как зовут?» - обращается Ляля к малышу (если он молчит, вы помогаете ему ответить на вопросы куклы).

Когда ребенок познакомиться с куклой и полюбит с ней играть, можно организовать вместе с ним различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные.

Например, кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом вы раздеваете куклу, укладываете в кроватку, поете колыбельную песенку и т.д.

Кукла хочет есть. Ляля хочет кушать. Вместе с ребенком вы накрываете стол и кормите куклу игрушечной ложкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от еды, потребовать конфетку или мороженое. Требования и капризы куклы могут напоминать требования самого ребенка. Важно, чтобы кукла с вашей помощью вела себя как настоящий ребенок, и чтобы малыш видел в ней живого человека.

Подобные игры можно организовывать на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др. для таких игр нужны определенные игровые атрибуты – игрушечные наборы посуды, мебели, больницы, парикмахерской.

 Для того чтобы ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваши усилия сделают его детство радостным и счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Сюжетные игры в жизни ребенка»

Подготовила Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ «Детский сад №32» г. Воркуты....

Консультация для педагогов "Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраст"

Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старшихдетей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последниедесятилетия детские игры стали непродолжительными, их...

Консультация для воспитателей. Тема: «Педагогическое сопровождение сюжетными играми детей 5 года жизни"

В словаре русского языка «сопровождать» означает идти, ехать вместе в качестве спутника или провожатого. Согласно словарю С.И.Ожегова понятие «сопровождение» происходит от слова «сопровождать», ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ» Современные исследования показывают, что игры пока еще в недостаточной степени используются в процессе воспитания и обучения дошкольника...

Статья :«Первые сюжетные игры детей и руководство ими»

. Игра помогает ребенку войти в загадочный мир взрослых, овладеть навыками общения и сотрудничества....

Консультация для родителей «Сюжетные игры с детьми раннего возраста»

Консультация была подготовлена для родителей в рамках проекта "Сюжетно-отобразительная игра как средство развития и воспитания детей раннего возраста"...