Консультация для педагогов: «Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста».
консультация
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_sensorike.docx | 468.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6
муниципального образования Усть-Лабинский район
Консультация для педагогов»
« Сенсорное развитие для детей раннего возраста»
Воспитатель: Барбашёва Я.Е.
г.Усть-Лабинск
В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства. Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких методик, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей, уровню их здоровья. Разработки и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных методик, рассчитана на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Они являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Для раннего возраста детей восприятие является одной из главных линий умственного развития:
1. Чувственное восприятие и познание окружающей действительности осуществляется за счет включения системы анализаторов: цвет, величина предметов, слуха (голос человека, звуки музыки, природы, осязания (воздействие предметов на тактильные и температурные рецепторы, обоняния (разнообразные запахи, вкуса (сладкое, кислое и др.)
2. Усвоение сенсорно – перцептивных действий и эталонов – длительный процесс, действенность которого предполагает активное включение детей в познание путем сравнения, установления сходства и различия предметов и объектов ближайшего окружения.
3. В ходе выполнения игровых действий с дидактическим материалом обогащается чувственный опыт ребенка, совершенствуется его восприятие, движения кисти руки и пальцев, развивается речь, мышление, внимание, память.
4. Дети быстрее всего начинают ориентироваться в величине предметов, т. к. в ближайшем окружении постоянно встречаются с большими и маленькими образцами обуви, посуды и т. д. Взрослый интонацией выделяет: «большая кровать и маленькая кроватка» и т. д. Для облегчения ознакомления с формой он соотносит ее с различными предметами: круглое – яблоко, овальное – яичко и др. При ознакомлении с цветом взрослый предлагает детям сравнения: красный – как ягодка, зеленый – как огурец и др.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Введение инноваций в образовательный процесс следует начинать с раннего возраста, так как воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Рассмотрим современные подходы и технологии в формировании сенсорных представлений:
1. Хэппенинг –одна из форм современного искусства, включающая в себя импровизацию и не имеющая чёткого сценария. Заранее неизвестно, какое получится изображение, но всегда успешен результат, благодаря этому поддерживается интерес детей к изобразительной деятельности.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками разными способами: кончиками пальцев ставим точки, проводим линии, прикладываем пальчики. Например: 1 - 2 пальчика - получаем звёздочки, деревья, собираем пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки, кулачком - со стороны большого пальца - розы, улитки, ракушки, прикладываем полураскрытый кулачок - радуга, бананы; ладошки – солнышко, бабочка, цветочек, рыбки; ногами можно нарисовать – снеговика, жука.
Освоив живопись пальцами, дети начинают рисовать ладошками на листе. По- разному прикладывая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно осуществить любые задумки. Увидеть в рисунке осьминога, дорисовав ему глаза и рот, можно с помощью ладошки, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз. С помощью отпечатков ладошек, расположив их кругу, дети изображают солнышко и цветок, дорисовав при этом сердцевину.
В раннем возрасте можно также использовать такой вид хэппенинга, как рисование на подносе с помощью манной крупы. Проводя пальцем по манке, можно изображать как различные геометрические фигуры, так и объекты, предметы (солнышко, цветок и т. д.)
2. Сенсорная коробка- это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, стимулирующее развитие познавательных процессов, способствует развитию сенсорного опыта и мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша. Основой для подобной коробки может стать: большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи, таз для белья, картонные коробки, поднос. В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох. Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт. Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки. Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать.
3. Ковролининг. Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы: -формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; -обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.
4. Бизиборды – это специальные развивающие доски для детей, на которых расположены различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки и т. д. С помощью них ребёнок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.
5. ЛЕГО-технологии - развивающие конструкторы, получившие свое название – ЛЕГО и обладающие большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях. Лего-технология непосредственно связана с сенсорным воспитанием, так как в процессе конструирования идет формирование представлений о предметах, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положению в пространстве. При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий. С детьми раннего возраста используются конструкторы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Знакомство происходит постепенно от простых моделей к более сложным. Используются дидактические упражнения и ситуации, при которых дети учатся различать конструкции по форме, величине, составу деталей, размещению в пространстве, устойчивости, цветовому решению и другим признакам. Например, дидактическая игра «Дорожки» (цвет), дидактическая игра «Двойняшки» (форма), дидактическая игра «Башни» (величина) и т. д.
Таким образом, представленная часть инновационных технологий, которые вызывают наибольший интерес у педагогов детских садов при организации взаимодействия с детьми раннего возраста, помогают в организации воспитательно- образовательного процесса, в частности в работе по развитию сенсорных способностей, создавая благоприятные условия для развития малышей. Применение инновационных педагогических технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным, ведь в процессе воспитания и развития ребенка важно не только то, чему научить, но и то, как это сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...
Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...
Мастер — класс для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Мастер — класс для педагогов. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»...
Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.Задачи: обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой ак...
Мастер-класс для педагогов по теме «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»
Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи мастер-класса:1. Донести...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...
Консультация для педагогов: « Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста»
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок н...