Консультация для педагогов Формирование семейных ценностей
консультация (средняя группа)
Опыт работы по формированию семейных ценностей у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_semeynyh_tsennostey.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование семейных ценностей у дошкольников
В ФГОС ДО одним из принципов организации образовательного процесса является сотрудничество с семьей, необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально - коммуникативного направления развития Семейные ценности - это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из поколения в поколение и представляют собой основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально - ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте. Можно выделить ряд структурных компонентов формирования семейных ценностей:
1. Когнитивный компонент. У членов семьи формируются определенные когнитивные представления о семье, так называемый набор когнитивных схем. Под ним подразумеваются убеждения членов семьи относительно друг друга, общества, мировосприятия, о том, какие черты, роли преобладают в семье, какова роль каждого элемента семейной системы. С опытом у ребенка складывается определенный образ семьи, и не только своей семьи, а семьи как таковой, то есть образ идеальной семьи как образ идеального взрослого. Ребенок учится описывать, как должна выглядеть идеальная семья, то есть изобразить ее так называемый портрет. При этом ребенок может дать сравнительную характеристику своей семьи и идеальной, оценить поведение взрослых членов своей семьи.
Т.А. Куликова пишет, что многочисленные исследования показывают, что в благополучных семьях дети имеют положительные представления о родителях и семье как таковой. А в неблагополучных семьях, напротив, у детей складываются негативные представления. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально-ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте.
2. Эмоционально-мотивационный компонент. Данный компонент включает в себя эмоции, чувства, отношения, побуждения относительно членов своей семьи. При благоприятном формировании принадлежности к семье ребенок чувствует себя нужным, желанным, любимым, он доверяет другим членам семьи, чувствует себя защищенным в своей семье, проявляет интерес, желание и инициативу во взаимодействии с членами семьи. Ребенок не стесняется говорить о своих чувствах и с уважением относится к чувствам других. В свою очередь ребенок уверен во взаимности чувств и отношений к нему со стороны других членов семьи.
3. Поведенческий компонент. На поведенческом уровне ребенок совершает определенные действия и поступки по отношению к семье: поддерживает, сопереживает, пытается оказать помощь, участвует в совместных семейных делах и т. д., поведение ребенка выстраивается на основе его представлений, отношений, мотивации. Поведение это зависит от правил, которые приняты в той или иной семье. Если в семье принято открыто выражать свою точку зрения, эмоциональные состояния, проявлять заботу, поддержку, то наиболее вероятно, что в семье благоприятный психологический климат, который обеспечивает ребенку налаживание социальных связей более широкого уровня: в группе сверстников в детском саду и с другими взрослыми.
Большую роль в становлении поведенческого компонента принадлежности к семье у ребенка играет механизм подражания. Ребенок перенимает способы поведения и деятельности у взрослых, которые, в свою очередь, являются образцом-ориентиром, авторитетом. Так, например, если взрослые члены семьи с уважением относятся к мнению ребенка, вежливы в общении, демонстрируют заботу и внимание, проводят вместе с ним время, то ребенок подсознательно перенимает подобную модель поведения.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал принадлежность к своей семье на всех трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Также очень важно в формировании семейных ценностей у дошкольников использовать в основе ведущий вид деятельности этого возраста – игровую деятельность. Для разработки технологии формирования семейных ценностей используем: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, изобразительную деятельность, творческие проекты.
Для формирования когнитивного компонента можно использовать сказкотерапию. Сказки - это уникальная форма хранения и индивидуализированной передачи информации от человека к человеку. Признаки доброй сказки: красивый литературный язык изложения, рассказ о важных ценностях жизни, победа добра над злом. В своей работе мы используем сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка", "Курочка ряба","Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка". Ребенку более старшего возраста можно предложить сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях, при этом можно предложить готовые игрушки или картинки, на основе которых дошкольник может сочинить свою историю. Это задание является формирующим (представления о семье, профессиях), так как ребенок, скорее всего, будет опираться на образ своей собственной семьи в сочинении сказки.
Эмоционально-мотивационный компонент можно формировать, используя ролевую игру.
Ход совместной деятельности:
(Слышится плач ребенка)
Психолог: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?
Дети: малыш!
Психолог: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?
Дети: ему нужны мама и папа.
Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.
Дети высказывают желания по распределению ролей. Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.
Ребенок – мама. Я буду заботится о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду.
Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.
Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой? А что делает бабушка?
Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.
Воспитатель: Что делают дети в семье?
Ребенок - дочь: помогаю маме и папе.
Психолог: очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?
Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»).
После ролевой игры проводят беседу, в которой дети отвечают на вопросы, такие как «В какую игру мы играли?», « Какие роли выполняли Ваши персонажи?», «Что делали Ваши персонажи?» и т.д.
Формируя поведенческий компонент можно использовать, например игру «Мамины помощники». Цель игры – научить детей помогать старшим, выполнять несложную работу по дому. Игра учит детей работать в коллективе. Для игры потребуется игрушечный утюжок, кукольная одежда, тазик с водой, мыло, игрушечная посуда, пластмассовая расческа, куклы. Дети рассаживаются на стульчиках. Педагог просит вспомнить, какими домашними делами занимается их мама. Далее он предлагает детям побыть в роли взрослых и сделать какую-нибудь домашнюю работу. Дальнейший характер игры, в основном, зависит от оборудования: кому-то воспитатель может поручить постирать кукольную одежду, кому-то приготовить обед, кому-то отгладить кукольную одежду игрушечным утюжком. Другие игроки в это время могут причесывать кукол, одевать их, водить гулять. После игры воспитатель может похвалить их за то, что они настоящие мамины помощники.
Обогащению представлений дошкольников о семье способствует образовательная деятельность, были проведены занятия "Мой дом, моя семья", "Наша дружная семья", "История моей семьи", "Что такое родословная", "Традиции моей семьи". Чтение художественной литературы, отражающей семейную тематику, позволяет сформировать у дошкольников интерес к семье: М. Родина «Мамины руки», Я. Аким «Моя родня», Г. Виеру «Мамин день», О.Ю. Липатова «Я люблю свою сестричку», В. Осеева «Три сына»; рассматривание картин соответствующего содержания : Б. Кустодиев «На террасе», «Родовое дерево», Ф.Славянский «Семейная картина», и др.
Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные Умело организованная и продуманная работа педагогов способствует эффективному усвоению дошкольниками понятий и представлений о семейных ценностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста»
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признани...
Консультация для родителей «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста»...
Презеентация для педагогов «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»
Презеентация для педагогов «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»...
Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»
Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»...
Мастер-класс для педагогов «Формирование семейных ценностей в процессе духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях современного общества»
laquo;В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой и...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста»
Консльтация для родителей...
Консультация для воспитателей «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
quot;Семья - эта та самая среда,в которой человек учится,и сам творит добро" В. А. Сухомлинский.Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера...