Парциальная программа "Весёлый Рюкзачок"
статья
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_ryukzachek.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 «Полюс» НГО
Доклад
Использование парциальной программы рекрециональнного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» в ДОО, А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова,
В.С. Волкова
Парциальная программа "Весёлый Рюкзачок" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).
Туристическая деятельность представлена, как средство оздоровления, развития двигательной сферы и познания ребёнком окружающего мира, воспитания ответственного отношения к природной и социальной среде и формирования личности ребёнка.
В программе дано тематическое планирование для двух возрастных групп:
раскрыто содержание образовательной деятельности в соответствии с разделами и темами, заявленными в программе;
описаны средства и методы реализации программы;
даны рекомендации по организации предметно-пространственной среды.
Обозначено содержание и формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Предложены: список художественной и специальной литературы, наборов моделей, макетов, атласов и туристического снаряжения.
Новизна: заключается в том, что дети в непринужденной обстановке, с помощью выходов в природу, музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор, дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.
Программа включает следующие разделы:
С которыми вы можете ознакомиться.
1. Рюкзачок открывает мир;
2. Рюкзачок готовится в поход;
3. Здоровье в рюкзачке;
4. Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой.
Авторы программы ставят акцент на рекреационном, эколого-оздоровительном и краеведческом туризме.
Как вы думаете, что такое туризм?
Это - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.
Туризм – это отдых и общение с природой.
Туризм – это здоровье.
Туризм – это воспитание чувства коллективизма.
Туризм – это поиск новых и применение накопленных знаний.
Туризм – это школа жизни.
Авторы программы обращают особое внимание на следующие
подходы к использованию туристской деятельности в ДОО:
- краеведческий - это дети на основе местного материала знакомятся с явлениями, объектами природы родного края, с его экологическими и социальными проблемами, историей и культурой;
- осваивают нормы и правила рекреационного туризма, отражающие физико-географические и социокультурные особенности своей местности;
-личностно-деятельностный - благодаря интересно составленной познавательной и двигательной деятельности в природных и социокультурных условиях у детей формируется интерес к занятиям туризмом и физической культурой, к здоровому образу жизни;
- здоровье формирующий – прогулки, походы, наполненные двигательной активностью, природные факторы (солнце, воздух и вода) оказывают на организм ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект.
Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьба, передвижение на лыжах, велосипедах) способствует развитию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость.
Культурологический - средствами туризма ребёнок приобщается к отечественной культурной традиции, воспитывается как личность. Ценности родной культуры становятся для него личностно значимыми.
Рекреационный туризм в ДОО содержательно и организационно строится с учётом следующих принципов:
С которыми вы сможете ознакомиться.
- внимание к рекреационной деятельности как к важному средству развития личности, сохранения и улучшения здоровья;
- необходимость научного осмысления феномена «рекреационная деятельность»;
- постоянство, непрерывность в поиске эффективных форм организации рекреационной деятельности;
-тесная взаимосвязь содержания и организации туристской деятельности с сезонными изменениями природы (сезонность);
-принцип спиралевидности, то есть постепенное усложнение задач, которые ставятся перед детьми, и частичное возвращение к ранее изученному содержанию;
-непрерывность в изучении основ рекреационного туризма, в развитии познавательных интересов, коммуникативных способностей, формировании физической подготовленности
детей на разных ступенях дошкольного детства;
-принцип интегративности, то есть тесная взаимосвязь экологического, физкультурного образования и социокультурного развития детей.
В целевом разделе, в пояснительной записке, авторы в характеристике особенностей детей старшего дошкольного возраста раскрывают, чем продиктована необходимость создания данной программы.
Цели программы:
-целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколога оздоровительного, краеведческого туризма;
- формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности;
-освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
Задачи программы вы можете ознакомиться на экране
Оздоровительные:
-создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
- формировать позитивное отношение к окружающему миру;
-способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками.
Образовательные:
-способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;
- содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
- развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
- содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности.
Программа делится на 2 возраста
Старшая группа (5—6 лет). «Первые открытия»
Подготовительная группа (6—7 лет). «Юные путешественники»
С задачами вы можете ознакомиться более подробно для каждого возраста в программе «Весёлый Рюкзачок».
Средства и методы реализации программы.
Вы можете ознакомиться
-схемы-маршруты, иллюстрации, направленные на закрепление туристских знаний и умений;
-тематические подвижные игры с элементами туристской техники «Переправа через болото», «Ловкий турист», «Уложи рюкзак»;
- дидактические игры, развивающие упражнения, загадки, кроссворды, направленные на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения на улице
Ожидаемые результаты:
1. Физическое здоровье:
ребёнок приобретает хорошую физическую форму;
повышается индекс здоровья детей в ДОО;
2. Психическое здоровье:
- ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
- сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
3. Социальное здоровье:
- ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность.
-овладевает нормативным поведением в разных формах туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;
- следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;
- применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;
-обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.
Что мы с вами можем, получим на конец года
Для детей
-снижение уровня заболеваемости;
-повышение посещаемости;
-овладение основами здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью;
-улучшение показателей физической подготовленности;
Для педагога:
-повышение компетентности педагогов в области здоровье сбережения;
-внедрение в практику работы здоровье сберегающих технологий;
Для родителей:
-активное участие в мероприятиях, проводимых в детском саду;
-заинтересованность в укреплении здоровья детей;
-готовность к сотрудничеству.
Авторы программы подробно раскрывают подготовительный этап, обязанности педагога, какая должна быть одежда у детей, содержание рюкзаков, их вес. Что должно быть в туристической аптечке, какие средства оказания первой медицинской помощи. Широко раскрыто взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туристический слёт для подготовительных групп: "Маршруты рюкзачка"
27 сентября - ДЕНЬ ТУРИСТА...
Сценарий туристического похода в старшей группе «Маршруты рюкзачка»
Сценарий туристического похода в старшей группе...
Парциальная программа «ВесЁлый рюкзачок» А.А. Чеменева
Программа «Весёлый Рюкзачок» предлагает современные организационно-методические подходы к использованию средств туризма для развития детей старшего дошкольного возраста. Туристская деятел...
Парциальная программа по ознакомлению детей с туризмом "Рюкзачок"
Дополнительная программа дошкольного рекреационного эколого-оздоровительного туризма «Рюкзачок» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет.В программе предс...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
Реализация парциальной программы рекреационного туризма .Сценарий похода "Весёлый рюкзачок" для детей старшего дошкольного возраста
План конспект прогулки-похода «Весёлый рюкзачок»для детей старшего дошкольного возраста...
- Мне нравится (2)