Парциальная программа "Весёлый Рюкзачок"
статья

Антонова Ильина Юрьевна

разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней  представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_ryukzachek.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 «Полюс» НГО

Доклад

Использование  парциальной программы рекрециональнного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» в ДОО, А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова,

В.С. Волкова

        Парциальная программа "Весёлый Рюкзачок" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней  представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

Туристическая деятельность  представлена, как средство оздоровления, развития двигательной сферы и познания ребёнком окружающего мира, воспитания ответственного отношения к природной и социальной среде и формирования личности ребёнка.

В программе дано тематическое планирование для двух возрастных групп:

раскрыто содержание образовательной деятельности в соответствии с разделами и темами, заявленными в программе;

         описаны средства и методы реализации программы;

даны рекомендации по организации предметно-пространственной среды.

Обозначено содержание и формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Предложены: список художественной и специальной литературы, наборов моделей, макетов, атласов и туристического снаряжения.

Новизна: заключается в том, что дети в непринужденной обстановке, с помощью выходов в природу,  музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор, дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.

         Программа включает следующие разделы:

С которыми вы можете ознакомиться.

1. Рюкзачок открывает мир;

 2. Рюкзачок готовится в поход;

 3. Здоровье в рюкзачке;

4. Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой.

         Авторы программы ставят акцент на рекреационном, эколого-оздоровительном и краеведческом туризме.

 

Как вы думаете, что такое туризм?

Это - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.

Туризм – это отдых и общение с природой.

Туризм – это здоровье.

Туризм – это воспитание чувства коллективизма.

Туризм – это поиск новых и применение накопленных знаний.

Туризм – это школа жизни.

Авторы программы обращают особое внимание на следующие

подходы к использованию туристской деятельности в ДОО:

- краеведческий - это дети на основе местного материала знакомятся с явлениями, объектами природы родного края, с его экологическими и социальными проблемами, историей и культурой;

- осваивают нормы и правила рекреационного туризма, отражающие физико-географические и социокультурные особенности своей местности;

-личностно-деятельностный - благодаря интересно составленной познавательной и двигательной деятельности в природных и социокультурных условиях у детей формируется интерес к занятиям туризмом и физической культурой, к здоровому образу жизни;

- здоровье формирующий – прогулки, походы, наполненные двигательной активностью, природные факторы (солнце, воздух и вода) оказывают на организм ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект.

         Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьба, передвижение на лыжах, велосипедах) способствует развитию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость.

Культурологический - средствами туризма ребёнок приобщается к отечественной культурной традиции, воспитывается как личность. Ценности родной культуры становятся для него личностно значимыми.

Рекреационный туризм в ДОО содержательно и организационно строится с учётом следующих принципов:

С которыми вы сможете ознакомиться.

- внимание к рекреационной деятельности как к важному средству развития личности, сохранения и улучшения здоровья;

- необходимость научного осмысления феномена «рекреационная деятельность»;

- постоянство, непрерывность в поиске эффективных форм организации рекреационной деятельности;

-тесная взаимосвязь содержания и организации туристской деятельности с сезонными изменениями природы (сезонность);

-принцип спиралевидности, то есть постепенное усложнение задач, которые ставятся перед детьми, и частичное возвращение к ранее изученному содержанию;

-непрерывность в изучении основ рекреационного туризма, в развитии познавательных интересов, коммуникативных способностей, формировании физической подготовленности

детей на разных ступенях дошкольного детства;

-принцип интегративности, то есть тесная взаимосвязь экологического, физкультурного образования и социокультурного развития детей.

В целевом разделе, в пояснительной записке, авторы в характеристике особенностей детей старшего дошкольного возраста раскрывают, чем продиктована необходимость создания данной программы.

Цели программы:

 -целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколога оздоровительного, краеведческого туризма;

 - формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности;

 -освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.

Задачи программы вы можете ознакомиться на экране

         Оздоровительные:

-создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;

Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;

- формировать позитивное отношение к окружающему миру;

-способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками.

Образовательные:

 -способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;

- содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;

- развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;

- содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности.

Программа делится на 2 возраста

Старшая группа (5—6 лет). «Первые открытия»

 Подготовительная группа (6—7 лет). «Юные путешественники»

С задачами вы можете ознакомиться более подробно для каждого возраста в программе «Весёлый Рюкзачок».

Средства и методы реализации программы.

Вы можете ознакомиться

-схемы-маршруты, иллюстрации, направленные на закрепление туристских знаний и умений;

-тематические подвижные игры с элементами туристской техники «Переправа через болото», «Ловкий турист», «Уложи рюкзак»;

- дидактические игры, развивающие упражнения, загадки, кроссворды, направленные на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения на улице

Ожидаемые результаты:

1. Физическое здоровье:

 ребёнок приобретает хорошую физическую форму;

повышается индекс здоровья детей в ДОО;

2. Психическое здоровье:

 - ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

- сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

3. Социальное здоровье:

- ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность.

-овладевает нормативным поведением в разных формах туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;

 - следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;

- применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;

 -обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.

Что мы с вами  можем, получим на конец года

Для детей

-снижение уровня заболеваемости;

-повышение посещаемости;

-овладение основами здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью;

-улучшение показателей физической подготовленности;

Для педагога: 

-повышение компетентности педагогов в области здоровье сбережения;

-внедрение в практику работы здоровье сберегающих технологий;

Для родителей: 

-активное участие в мероприятиях, проводимых в детском саду;

-заинтересованность в укреплении здоровья детей;

-готовность к сотрудничеству.

Авторы программы  подробно раскрывают подготовительный этап, обязанности педагога,  какая должна быть   одежда у детей, содержание рюкзаков, их вес. Что должно быть в туристической аптечке, какие  средства оказания первой медицинской помощи. Широко раскрыто взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий туристического похода в старшей группе «Маршруты рюкзачка»

Сценарий туристического похода в старшей группе...

Парциальная программа «ВесЁлый рюкзачок» А.А. Чеменева

Программа «Весёлый Рюкзачок» предлагает современные организационно-методические подходы к использованию средств туризма для развития детей старшего дошкольного возраста. Туристская деятел...

Парциальная программа по ознакомлению детей с туризмом "Рюкзачок"

Дополнительная программа дошкольного рекреационного эколого-оздоровительного туризма  «Рюкзачок» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет.В программе предс...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...

Реализация парциальной программы рекреационного туризма .Сценарий похода "Весёлый рюкзачок" для детей старшего дошкольного возраста

План конспект прогулки-похода «Весёлый рюкзачок»для детей старшего дошкольного возраста...