Консультация для воспитателей «Валеологическое содержание в ДОУ»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова»,
Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105»
Консультация для воспитателей
«Валеологическое содержание в ДОУ»
Составила:
Воспитатель : Никитина Оксана Юрьевна
Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.
Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.
Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.
Здоровье, по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».
Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:
- Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности
- Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.
- Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.
- Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.
- Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Задачи валеологического воспитания:
- Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
- Накопление знаний о здоровье.
- Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Формы организации деятельности детей
1.НОД с валеологической направленностью.
Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ.
Задачи:
- Формирование у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.
- Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.
- Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.
- Выработка навыков личной гигиены.
- Закаливание детей.
- Профилактика и устранение вредных привычек.
- Осуществление валеологического мониторинга.
Этапы формирования понятий:
Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».
Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.
Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.
Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.
2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.
Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.
3.Самостоятельная деятельность детей.
При организации валеологической работы воспитатель может и должен:
- Выполнять правила СанПина.
- Использовать здоровьесберегающие технологии.
- Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.
- Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе.
- Использовать многовариативность форм, методов, средств.
Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
Задачи:
- Установление доверительно-делового контакта с родителями;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Пропаганда ЗОЖ;
- Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
- Общие родительские собрания;
- Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
- Телефон доверия;
- Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
- Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
- Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
- Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:
- Снижение заболеваемости.
- Рост уровня физического и психического здоровья.
- Повышение двигательной активности детей.
- Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
- Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
- Общая подготовленность к обучению в школе.
- Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Следовательно, валеологическое воспитание является приоритетным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/11/picture-52170-1678511409.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Чтение художественной литературы"
Презентация, отражающая суть методов работы по разделу ФГТ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365797-1386780825.jpg)
Семинар - консультация на тему: «О содержании и формах работы с детьми в блоке совместной деятельности» Утренний отрезок времени (подготовительная группа)
Семинар - консультация...
Консультация для воспитателей " Валеологическое воспитание дошколят"
Консультация по валеологии для воспитателей,будет полезна инструкторам по физической культуре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-608016-1578775219.jpg)
Консультация для воспитателей "Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-608016-1578775219.jpg)
Консультация для воспитателей "Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/10/picture-1219098-1599765865.jpg)
Консультация для воспитателей «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей "Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста", воспитатель Елена Анатольевна Осипова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-447399-1399965915.jpg)
Консультация для воспитателей «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»....