Конспект НОД "Знакомство с улицей"
план-конспект занятия (старшая группа)
на конкурс "Лучший педагог по обучению основам БДД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_ulitsey.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасности дорожного движения»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по безопасности дорожного движения на тему:
«Знакомство с улицей»
для детей старшего дошкольного возраста
Целевая аудитория: дети 5-6 лет
Автор: Суслова Анна Леонидовна
Воспитатель
МКДОУ детский сад «Ёлочка»
2024 год
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегают опасности.
- Пояснительная записка
1.1 Краткое обоснование выбора темы конкурсной работы
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения является одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад. Им приходиться следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофоры, знаки и т.д.), но и на маленьких дорогах улиц.
Представленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому, они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают на встречу автомобилю на детском велосипеде.
Очень важно начинать обучение основам безопасности с момента поступления ребёнка в детский сад, чтобы к моменту перехода в школу ребёнок мог спокойно и свободно ориентироваться в ближайшем окружение, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому профилактика дорожного травматизма среди детей является особенно актуальной в наше время. В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
- Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей обучающихся)
Занятие рассчитано на аудиторию детей возрастом 5 – 6 лет. В 5-6 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Продолжает развиваться образное мышление, дети способны не только решать задачи в наглядном плане, но и продолжают совершенствовать обобщение, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Совершенствуются умения свободно ориентироваться в помещение и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах, правильно вести себя на дорогах улиц.
1.3 Цель, задачи и планируемый результат мероприятия
Цель: формировать у дошкольников устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах через игровую деятельность.
Задачи:
- закрепление знаний о дорожных знаках, их назначении;
- расширение знаний о ПДД и культуре поведения на дороге и улице;
- развитие двигательных качеств: ловкости, координации, выносливости:
- развитие внимательности, наблюдательности;
- воспитание навыков осознанного выполнения основных правил поведения на улице, дороге.
Планируемые результаты:
- Соблюдают правила безопасного поведения пешехода, различают дорожные знаки разных групп, применяют полученные знания в повседневной жизни.
- Называют знаки дорожного движения, называют правила поведения на дороге.
- Понимают необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дороге и улице.
- Знают и применяют правила движения велосипедиста.
- Форма проведения мероприятия и обоснование её выбора
Мероприятие проводится в форме познавательной игры, имитирующей реальную жизнь с чёткими правилами. Мероприятие совмещает в себе игровые моменты с конкурсными заданиями, викторинами, что создает условия для взаимодействия и взаимопонимания детей, ориентироваться в пространстве, добиться результата сообразительностью, актуализируя имеющиеся знания, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры, умению применять знания на практике.
1.5 Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Применялись технологии: игровая технология, позволяющая вовлекать в деятельность всех детей, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии. Применение информативных технологий позволяет сделать занятие неповторимым, наглядным. При помощи проектора и компьютера ребята смотрят обучающие мультфильмы, ролики с ПДД. Использование анимации и презентаций позволяет развить интерес к изучаемой теме. Новые знания закрепляются благодаря воздействию на несколько чувств восприятия.
В ходе проведения мероприятия были использованы следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- частично-поисковый;
и приёмы:
- игра,
- викторина.
1.6. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия/занятия
- Материально-технические: ноутбук, колонки; подборка музыкального сопровождения; разрезной наглядный материал (дорожные знаки);
- Информационные: «Интернет».
- Методические: справочная и методическая литература, Правила дорожного движения.
- Основная часть:
2.1 Ход занятия
Воспитатель и дети собираются в круг:
Эй, ребята, подходите
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь немножко.
Воспитатель: Какое у вас настроение стало?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
Воспитатель: Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать?
Дети: «Правила дорожного движения!»
Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас проверим, соблюдаете ли вы правила дорожного движения по дороге в детский сад.
Игра – викторина:
- Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы).
- Где должны ходить пешеходы? (По тротуару).
- Где ездят машины? (По дороге).
- Где разрешается переходить улицу? Как определить, где находится пешеходный переход? (На дороге нарисованы полоски - зебра).
- А ещё можно узнать, где находится пешеходный переход по знаку (демонстрация знака). Как называется этот знак? (Пешеходный переход).
- Какой формы знак? (Квадратный). Кто изображен на знаке? (Человек, переходящий дорогу).
- Как нужно переходить улицу? (Спокойным, твёрдым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правил так много, как вы узнали все эти правила?
Дети: в детском саду или дома от родителей.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что для пешеходов есть специальные правила поведения на улице. Посмотрите на экран. Мальчик по имени Коля не знает этих правил, давайте мы расскажем ему.
(На экране иллюстрации с изображением мальчика в разных опасных ситуациях.)
Дети называют правила.
1. Не играй на проезжей части и рядом с дорогой.
2. Не переходи дорогу на красный сигнал светофора.
3. Автобус обходи сзади.
4. Не переходи дорогу в неположенном месте.
Воспитатель: а хотите, мы с вами, в парк на пикник поедим? Согласны? (Да)
Прогулочка, прогулка
Объявлена у нас!
Все дети едут в город
Примерно через час
-Запомните, ребята,
Хочу предупредить.
Должны вы, где бы ни были,
Внимательными быть.
Воспитатель: Так ребята, а на чём мы с вами поедим?
Дети: на автобусе.
Воспитатель: Правильно, дети! Вот знак автобусной остановки, а вот и автобус. Проходите в автобус. Садимся по удобнее, занимаем места.
(Дети проходят в автобус, построенный из стульчиков).
Воспитатель: в транспорте нужно вести себя вежливо, не забывая о своей безопасности. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вести себя в транспорте? Расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте.
Дети:
- во время движения нельзя руками трогать двери, нужно ждать пока их откроет водитель, у него есть специальная кнопочка. Держаться за поручни;
- Взрослые, уступают места пожилым людям.
Воспитатель: а можно разговаривать с водителем во время движения?
Дети: нельзя, водитель отвлекается.
Воспитатель: можно ли громко разговаривать в автобусе?
Дети: нет, это мешает другим пассажирам.
Воспитатель: что необходимо сделать, чтобы ехать в автобусе было безопасно?
Дети: Пристегнуться ремнем безопасности!
Воспитатель хвалит всех за правильный ответ и предлагает пристегнуться символическими ремешками безопасности из ленточек.
Воспитатель: Готовы? Поехали! Счастливого пути! Воспитатель включает музыку С. и А. Железновых «Мы в автобусе сидим» и предлагает вместе с ним повторять логоритмические движения (щетки по стеклу шуршат, колеса крутятся, сигнал бип-бип) во время движения игрового автобуса.
Далее воспитатель говорит: Стоп! Загорелся красный свет светофора (показывает красный круг) Что же делать?
Д.: Остановиться.
В.: Внимание!
(показывает желтый круг)
Д.: Приготовились.
В.:(показывает зеленый круг).
Дети отвечают: Поехали!
В.: Включает музыку, передвигается вместе с детьми, повторяя логоритмические упражнения.
Объявляется остановка «Парк»
Далее педагог достает световозвращающие элементы, показывает детям и уточняет их назначение.
В.: Ребята, напомните пожалуйста, что это такое?
Предполагаемые ответы детей (световозращающий элемент, светлячок и т.д.)
В.: Для чего они нужны?
Ответ детей (их крепят на одежду. Они нужны, чтобы водители в темное время суток могли увидеть пешехода, который переходит через дорогу).
В.: а у вас на одежде они есть?
Ребенок:
Ты веселый яркий смайлик
На одежду прикрепи.
И тогда в ночное время
Будешь виден на пути.
Дети прикрепляют значки.
В.: Ребята, прежде чем переходить через дорогу, давайте вспомним правило.
Ответы детей (Мы подошли к краю тротуара, остановились. Посмотрели налево, посмотрели направо, откуда едут автомобили. Показали себя водителю, помахали рукой. Убедились, что водитель остановился и вас пропускает, перешли проезжую часть).
В.: Молодцы ребята, все верно! Вот теперь мы можем перейти на другую сторону. Мальчики будут в роли пап, а девочки - в роли детей.
(Все вместе переходят проезжую часть и попадают в жилую зону).
В.: Вот мы и пришли, и оказались в жилой зоне. Посмотрите, как много играет детей и здесь тоже есть автомобили. Скажите, какой дорожный знак здесь должен быть? Что он обозначает?
В.: Дима, принеси, пожалуйста, знак «Жилая зона».
(На экране появляется заставка – дома и детская площадка).
В.: Ребята, а как вы думаете, проезжая часть у дома, опасна или безопасна?
Д.: Опасна.
В.: Совершенно верно, дорога у дома опасна. Почему играть и бегать по проезжей части во дворе нельзя?
Д.: Потому что во дворе ездят автомобили.
В.: Нельзя бегать и прятаться за транспортными средствами, потому, что автомобиль может внезапно поехать, а водитель не заметит вас.
В.: Когда мы выходим из подъезда, нам хорошо видна проезжая часть?
Д.: Нет.
В.: У подъезда дома по дворовому проезду также есть движение транспорта. Автомобиль, который мирно «спит» у дома, может внезапно начать движение. Поэтому перед выходом на проезжую часть, сначала посмотрите по сторонам. Если обзор закрывает дерево, кустарник, припаркованный у подъезда автомобиль, то надо приостановиться, считая до пяти оглядеться – нет ли за препятствием скрытой опасности. Не забудьте показать себя водителю, помашите рукой. Убедитесь, что водитель вас видит и пропускает, и только тогда переходите проезжую часть.
В.: Скажите, а как вы будете переходить местную дорогу, которая находится возле дома?
Далее подходят к перекрестку.
В.: Ребята, куда мы с вами пришли?
Д.: к перекрестку.
В.: а что это такое – перекресток? Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.
Д.: место пересечения двух дорог.
В.: Посмотрите на экран. Этот перекресток особенно оживлен. А где же можно и нужно переходить проезжую часть на перекрестке?
Д.: проезжую часть на перекрестке, надо переходить только там, где есть знак «Пешеходный переход» и разметка.
Дети находят и ставят знак «Пешеходный переход», там, где разметка и пешеходный светофор.
Давайте мы тоже поиграем в игру «Перекресток» чтобы хорошо запомнить, что это такое.
Музыкальная игра «Перекресток»
Дети делятся на команды: команда пешеходов, команда транспорта. Под музыкальное сопровождение проводится игра.
В.: Ребята, а что является главным на проезжей части?
Д.: Светофор.
В.: Правильно, ребята! Кроме этих знаков у пешеходных переходов стоят умные приборы, которые называются светофоры. В дождь и туман, днем и ночью светят сигналы светофора. Их яркие сигналы видны издалека. Они помогают и пешеходам, и водителям.
- Транспортный светофор подает сигнал для автомобилей, а для пешеходов у него есть младший брат – пешеходный светофор. Обычно он прикрепляется пониже, и у него всего два сигнала: красный и зеленый. На нем изображены силуэты пешеходов. Расскажите, что означает каждый сигнал. (показ иллюстраций)
Дети рассказывают о функциях каждого сигнала пешеходного светофора.
В.: Какие виды светофоров вы знаете? Какие у них сигналы? (Ответы детей). На какой сигнал транспортного светофора пешеходы могут переходить проезжую часть? (на красный сигнал) Почему? (потому что автомобили на красный сигнал транспортного светофора стоят).
В.: ребята, а как нужно перейти перекресток?
Д.: прежде чем переходить проезжую часть, нужно остановиться посмотреть на пешеходный светофор. Когда загорелся зеленый сигнал пешеходного светофора, нужно посмотреть в ту сторону, откуда едут автомобили. И только убедившись, что все автомобили остановились и тебя пропускают, переходить проезжую часть.
В.: а можно ли маленьким детям переходить проезжую часть одним?
Д.: нет.
В.: Напомните, пожалуйста, как родителям нужно держать детей, при переходе через проезжую часть?
Д.: держать за запястье и переходить спокойным шагом.
В.: предлагаю девочкам побыть мамами и перевести своих сыночков (мальчиков) через проезжую часть.
Переходят проезжую часть и попадают в парк.
В.: ребята, мы пришли с вами в парк, где любят отдыхать все жители.
Воспитатель предлагает пройти на импровизированную лужайку на пикник.
Воспитатель подводит итог всего путешествия.
В.: Вот и наш автобус за нами приехал. Рассаживайтесь в автобус и отправляемся в обратный путь.
Дети садятся в автобус, звучит музыка «Би-би-бибика»
Музыка заканчивается, дети выходят из автобуса.
Заключительная часть.
В.: Ребята, а хотели бы вы еще раз побывать в парке и что в нем вам больше всего запомнилось?
Ответы детей.
2.2 Методические советы и рекомендации:
- создание условий для обучения детей в группе;
- любое полученное знание должно закрепляться на практике во время игр, упражнений, проигрывания различных ситуаций;
- использование метода повтора, наблюдение, поможет закрепить знание ПДД;
- введение работы по ПДД: оформление уголков безопасности, подбор литературы, фотографий по ПДД;
- взаимодействие с родителями, сотрудниками ГИБДД.
2.3 Список использованной литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
- Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга /сост. Т.Ф. Саулина. М., 1989
- -Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. сада /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2006
- Лыкова И.А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-
методическое пособие для педагогов, практическое руководство для
родителей / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. – М.: Изд. дом «Цветной мир»,
2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия " Наша улица " аппликация во второй младшей группе.
Решение проблемной ситуации-помощь заблудившемуся зайчику....
Конспект занятия: «Наша улица»
Учить детей правилам дорожного движения для пешеходов и научить практически их выполнять.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её. Развивать речь детей, мышление. Воспитыват...
Конспект итогового мероприятия "Улицы нашего города"
Конспект итогового мероприятия для детей подготовительной группы...
конспект НОД "Строим улицу"
во время НОД дети узнают о значении и происхождении слова улица, вспоминают названия улиц своего района, строят дома из конструктора, создают макет улицы....
Конспект развлечения на улице «Город Птицеград»
Цель данного развлечения- итог акции "Подари птицам дом", проводимой нами в старшей группе. Родители совместно с детьми зарание изготавливали скворечники. Участок был украшен шарами. Мы развесили по у...
Конспект интегрированного занятия "Улица полна неожиданностей"
Конспект занятия с детьми по профилактике дорожно-транспортных произшествий...
конспект развлечение на улице . Тема: "Прогулка в лес." старший дошкольный возраст
Развлечение на улице, тема " Прогулка в лес." для старшего дошкольного возраста ( о бережном отношении к природе)...