Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)
тест (старшая группа)

Фомичева Любовь Константиновна

Определение коммуникативных способностей у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)

Цель: определение коммуникативных способностей у дошкольников.

Диагностические показатели: общение со сверстниками и с взрослыми.

Возрастной диапазон: с 3 лет

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Карта проявлений самостоятельности заполняется воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком.

Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла

Проявления

Редко

1 балл

Чаще всего

2 балла

Всегда

5 баллов

1. Коммуникативные качества личности

Эмпатийность:

- ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению;

- идентифицируется с партнером, заражается его чувствами;

- выражает сочувствие, сопереживание собеседнику;

- выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).

Доброжелательность

- ребенок проявляет расположенность слушать партнера;

- старается понять и ответить на вопросы собеседника;

- выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером);

- не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его;

- проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник.

Непосредственность, аутентичность, искренность:

- ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам;

- искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;

- открыто заявляет о своих намерениях ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю");

- не "подхалимничает".

Открытость в общении:

- ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой);

- выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Конфронтация:

- ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию;

- доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте.

Инициативность:

- ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого.

2. Коммуникативные действия и умения

Организационные:

- ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия;

- является лидером в отдельных видах деятельности;

- владеет организаторскими навыками.

Перцептивные:

- ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?");

- наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых.

Оперативные:

- ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы);

- свободно владеет вербальными средствами общения (язык);

- увлекает партнера по общению своими действиями;

- умеет продолжительное время поддерживать контакт;

- умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера.

Обработка результатов: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

116-145 баллов - очень высокий,

87-115 баллов - высокий,

58-86 баллов - средний,

29-57 баллов - низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

В статье рассматривается вопрос о формировании правильной математической речи. Автор раскрывает приемы развития устной математической речи, предлагает  перечень математических слов, для...

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников...

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальную деятельность».

Музыка - это  огромный  мир удивительных  звуков, способствующих  развить природные  задатки  человека, это  один  из  видов искусства, которым  с...

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.Коммуникативные спо...

Карта наблюдений за проявлениями одаренности в различных сферах деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Карты наблюдений за детьми для выявления способных детей в различных сферах деятельности.Составитель: педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с №12 «Орлёнок» Антонова О.Т.Разработаны на основе анализ...