Экологическая беседа для детей на тему «Научитесь беречь лес» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тимонькина Светлана Викторовна

Дорогие друзья! Теперь вы знаете, какую большую пользу приносит лес. Умеете ли вы бережно относиться к нему?

Чтобы узнать это, поиграем в игру «Умеете ли вы беречь лес?». Я стану задавать вам вопросы и давать на них несколько ответов, а вы попытаетесь выбрать правильный.

Представьте себе, что прекрасным июньским днем вы оказались на опушке леса. Кругом раскинулось цветущее разнотравье, над цветами кружатся насекомые. Вам очень хочется набрать букет цветов и подарить его маме.

• Как вы поступите:

1) полюбуетесь цветами, вдохнете их запах, но рвать не станете, а когда вернетесь домой, расскажете маме о чудесной солнечной опушке, о красивых цветах, может быть, нарисуете их;

2) соберете букет для мамы; ведь цветов вокруг так много, и то, что вы сорвали несколько цветов, лесу не повредит?

Верный ответ — первый. Рвать полевые, лесные, луговые цветы нельзя! Почему? Запомните правило.

Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе окажутся без пищи бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые. Насекомых станет меньше, они не смогут опылить все цветы, и цветов тоже вырастет меньше!

Ваша мама не только не обидится, что вы не принесли ей из леса цветов, но и похвалит вас за бережное отношение к нашему зеленому другу.

Представьте, что вы вошли в глубь леса. Здесь прохладно, тенисто, пахнет молодой листвой и свежими травами. Тихо, таинственно. Вам хочется побегать, поиграть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_beseda_dlya_detey_5.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая беседа для детей на тему «Научитесь беречь лес» (подготовительная к школе группа)

Дорогие друзья! Теперь вы знаете, какую большую пользу приносит лес. Умеете ли вы бережно относиться к нему?

Чтобы узнать это, поиграем в игру «Умеете ли вы беречь лес?». Я стану задавать вам вопросы и давать на них несколько ответов, а вы попытаетесь выбрать правильный.

Представьте себе, что прекрасным июньским днем вы оказались на опушке леса. Кругом раскинулось цветущее разнотравье, над цветами кружатся насекомые. Вам очень хочется набрать букет цветов и подарить его маме.

• Как вы поступите:

1) полюбуетесь цветами, вдохнете их запах, но рвать не станете, а когда вернетесь домой, расскажете маме о чудесной солнечной опушке, о красивых цветах, может быть, нарисуете их;

2) соберете букет для мамы; ведь цветов вокруг так много, и то, что вы сорвали несколько цветов, лесу не повредит?

Верный ответ — первый. Рвать полевые, лесные, луговые цветы нельзя! Почему? Запомните правило.

Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе окажутся без пищи бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые. Насекомых станет меньше, они не смогут опылить все цветы, и цветов тоже вырастет меньше!

Ваша мама не только не обидится, что вы не принесли ей из леса цветов, но и похвалит вас за бережное отношение к нашему зеленому другу.

Представьте, что вы вошли в глубь леса. Здесь прохладно, тенисто, пахнет молодой листвой и свежими травами. Тихо, таинственно. Вам хочется побегать, поиграть.

• Станете ли вы:

1) ходить и бегать по тропинкам и по траве вокруг деревьев;

2) ходить только по тропинкам, стараясь не мять траву, не вытаптывать ее возле стволов деревьев, не ломать ее хрупкие стебельки?

Верный ответ — второй.

Ходить в лесу можно только по тропинкам. Нельзя вытаптывать траву возле деревьев. Почва может уплотниться, и к корням деревьев будет поступать меньше воздуха.

Теперь попробуйте выбрать правильный ответ на такой вопрос.

• Можно ли в лесу шуметь, громко перекликаться, аукать?

1) Нет, нельзя! Это может побеспокоить птиц и зверей;

2) конечно, можно! Ведь здесь так весело, просторно. Почему бы и не порезвиться? Кому мы помешаем?

Правильный ответ — первый.

Вы ведь не забыли, что в начале игры мы договорились, что пришли в лес в июне. В это время лес напоминает настоящий детский сад. В норах, дуплах и гнездах подрастают малыши. Птенчики дремлют в мягких колыбельках — гнездышках. У лисы родились — лисята, у белки — бельчата, у зайчихи — зайчата. Беготней, громкими голосами можно испугать птиц, зверей и их детенышей.

• Запомните правила.

Не бегайте, не шумите в лесу, чтобы не побеспокоить птиц и зверей.

Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Почему? Она может поймать плохо летающих птенцов.

Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов. Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно бы погубили леса.

Представьте, дорогие друзья, что вы долго гуляли по лесу, устали, проголодались и вышли на лесную полянку.

Прекрасное место для привала!

На пеньке вы разложили съестные припасы, которые в рюкзачке принесли из дома, и принялись за еду. На свежем воздухе у вас разыгрался аппетит. Но вот с едой покончено.

• А как вы поступите с мусором?

1) Не будете ничего за собой убирать;

2) соберете пакетики из-под сока, бумажки, обертки от конфет в целлофановый мешочек, спрячете его в рюкзак, а дома мусор выбросите в мусорное ведро;

3) соберете мусор в кучку и прикроете его ветками и листьями.

Правильный ответ — второй.

Запомните правило.

После привала нужно убрать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес — это дом многих животных. Вы здесь только в гостях! Относитесь к чужому дому с уважением.

• А можно ли разводить в лесу костры?

1) Можно! Ведь здесь столько сухих веточек, травинок. Они быстро разгорятся. Можно посидеть возле костра, испечь картошку, рассказать друг другу интересные истории и сказки;

2) нет, нельзя! Огонь может распространиться по сухим веткам и по траве, и начнется лесной пожар. Это опасно и для лесных обитателей, да и для вас самих.

В лесу, особенно в сухую жаркую погоду, запрещено разводить костры!

• Если вы нашли в лесу муравейник или норку крота, что будете делать?

1) Разворошите муравейник, чтобы посмотреть, как он устроен внутри и что будут делать забавные муравьишки, когда их дом разрушен. Засунете в кротовую норку веточку или палку и попробуете выгнать крота;

2) понаблюдаете за жизнью муравейника и за норкой крота издали, чтобы не побеспокоить их.

Я уверена, что вы выберете второй ответ. Ведь и муравьи и кроты — друзья леса. Муравьи уничтожают вредных насекомых и переносят семена растений, а кроты рыхлят почву, к корням растений через ходы, прорытые ими, поступает воздух.

Вот наша игра и закончилась. Думаю, что вы выбрали правильные ответы на вопросы.

• Запомните еще несколько правил, которые следует соблюдать во время прогулки по лесу.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Помните, растения — живые существа. Не причиняйте им боль. Они бескорыстно и щедро делятся с нами своими дарами, но в то же время они беззащитны и нуждаются в нашей помощи!

Не ловите мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.

Березовый сок можно брать только у взрослых, сильных деревьев. Отверстие в коре должно быть небольшим, и после того как взяли сок, его нужно аккуратно замазать, иначе береза может засохнуть.

Берегите зеленый наряд Земли: мхи, травы, кустарники, деревья. Берегите лес!

• Послушайте стихотворение.

Зеленое платье планеты

Весенние свежие травы

Покрыли луга и поля,

Оделись листвою дубравы,

Зеленою стала Земля.

В лесу теперь тень и прохлада,

И воздух — целебный настой,

Вновь слышатся птичьи рулады

В глуши потаенной лесной.

Деревья — нам добрые братья,

Березка и дуб-исполин.

Планеты зеленое платье

Давайте, друзья, сохраним!

Дорогие ребята! Поговорим о тех людях, которые ухаживают за лесом, берегут и сохраняют леса.

Людей этой профессии называют лесниками. Лесники следят за порядком на своем участке леса. Прореживают слишком густой лес, вырубают старые засохшие деревья, помогают в голодное время лесным обитателям, устраивают «столовые» для птиц, развешивают пернатым скворечники и дуплянки весной. Лесники знают самые потайные укромные уголки леса, они без труда читают волшебную лесную книгу.

Леса, богатые особо ценными породами деревьев, называют заповедными, или заповедниками. Они охраняются государством. В таких лесах нельзя ни охотиться, ни рубить деревья, ни жечь костры, ни ходить на прогулки большими группами. В заповедных лесах обитают редкие животные и птицы.

На окраине Москвы расположен большой заповедный лес — национальный парк «Лосиный остров».

• Почему он так называется?

Верно! В заповеднике водятся лоси, а еще бобры, белки, лисы, барсуки и другие звери.

• Послушайте сказку.

В царстве Берендея

Однажды светлым майским днем два друга — Толя и Юра — отправились на прогулку в лес.

Лесная опушка встретила друзей сказочным цветочным ковром, который мягко стлался у них под ногами. Цветы смотрели на мальчиков ласково и доверчиво, о чем-то тихо перешептывались, склоняясь друг к другу головками. Их взгляд был таким же чистым и бесхитростным, как взгляд ребенка. По опушке разливался удивительный аромат.

Молодой лес уже стоял в чудесном наряде. Даже «ленивый» дуб, который раскрывает листья позже других деревьев, весело зеленел. Среди таинственных зарослей папоротника на тонкие стебельки кто-то нанизал гирлянды крошечных белых бубенчиков. Это расцвели ландыши.

Мальчики брели лесной тропинкой, прислушивались к беззаботному щебетанью птиц, наблюдали за неторопливым полетом крупных тяжелых шмелей.

— Давай соберем букет ландышей для нашей воспитательницы, — предложил Юра. — Они такие красивые, ей понравятся.

— Давай! — обрадовался Толя.

Он протянул руку, чтобы сорвать цветок, как вдруг белые бубенчики тоненько, испуганно зазвенели.

Тотчас из-за старой ели навстречу ребятам вышел высокий темноволосый человек, одетый в зеленый бархатный кафтан, расшитый золотыми листьями. Он опирался на посох, увитый цветущими зелеными стеблями трав.

— Не нужно рвать ландыши! — негромко приказал незнакомец. — Ландыши — редкое растение. Они зацветают только на тридцатый год жизни!

Толя быстро отдернул руку. А Юра робко спросил:

— А вы, наверное, лесник?

— Нет, я не лесник. Я — лесной царь Берендей. Слышали о таком? Лес — мое царство-государство. Здесь я за всем слежу, все примечаю, всем помогаю — деревьям, цветам, птицам и зверюшкам. Теперь и вы — мои гости дорогие. Пойдемте-ка со мной в терем. Я вас щедро угощу, сладко напою, а если угадаете мои загадки, то и награжу.

Берендей пошел в чащу леса по едва приметной тропинке, а дети — за ним следом.

Вот дошли они до высокой старой сосны. Под ней муравьи построили большой муравейник.

Царь Берендей остановился возле него и сказал, обращаясь к ребятишкам:

— Попробуйте угадать мою первую загадку:

Из сухих иголок хвои

Дом они в лесу построят. Кто они?

Мальчишки на минутку призадумались, а потом Толя посмотрел на муравейник, выстроенный из рыжих сосновых игл, и догадался:

— Муравьи! — воскликнул он.

— Молодец, — похвалил мальчика Берендей. — Что ж, пошли дальше!

Скоро темный лес будто расступился, и они вышли на полянку.

Но лицо лесного царя омрачилось.

— Эх! Не усмотрел, не уследил я. Вон как туристы мою любимую полянку замусорили, — вздохнул он.

И вправду, на полянке валялись пластмассовые бутылки, пакеты из-под молока и соков, обрывки газет. А вокруг кострища были разбросаны сучья и обломки веток.

Опечаленный Берендей стал подбирать сор, а Юра и Толя взялись ему помогать. Все вместе они быстро очистили полянку, сложили мусор в большой мешок, и мальчики обещали лесному царю на обратном пути отнести его в мусорный бак.

— Вот молодцы, — поблагодарил ребятишек Берендей. — Вы, верно, проголодались? — спросил он у них.

— Да нет, не проголодались пока. А вот пить очень хочется! Жарко! — ответил Юра.

— Пойдемте-ка в березовую рощу, я вас сладким березовым соком попотчую, — предложил Берендей.

В березовой роще молодые тонкие березки весело зашелестели зелеными листьями, низко кланяясь лесному царю. Но Берендей выбрал высокую старую березу.

— У молодых березок брать сок негоже. Можно их загубить. А вот взрослая, сильная береза нас соком угостить рада, — объяснил он друзьям.

Берендей достал волшебную дудочку и тихонько заиграл на ней. Тотчас из чащи леса прилетела в рощицу нарядная пестрая птица. Спинка у нее черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, на белом брюшке крапины черные, а вот шапочка на голове — алая.

Птица уселась на березовый сучок и быстро застучала по стволу клювом, будто маленьким молоточком: «Тук-тук-тук».

Берендей предложил:

— Пока птица березовую кору пробивать будет, вы, ребятишки, мою вторую загадку угадайте.

Пестрая птица села на сук,

И застучала громко:

«Тук-тук-тук».

Что это за птица?

— Я знаю, я знаю! — радостно воскликнул Юра. — Это дятел.

А Толя добавил:

— Вон он, на березке стучит, отверстие в коре пробивает, а через него березовый сок скоро потечет.

— Верно, — сказал лесной царь. Он дал мальчикам берестяные стаканчики.

Они вволю напились сладкого весеннего сока и поблагодарили Берендея:

— Очень вкусно!

Утолив жажду, ребята развеселились, и Юра громко запел песенку, которую сам и придумал:

Мы идем в лесу зеленом,

Здесь березки, ели, клены,

А ведет нас Берендей

По лесной стране своей.

— Тише, пожалуйста, тише! — попросил мальчика Берендей. — Разбудишь малышей.

— Каких малышей? — удивился Юра.

— Угадай мою загадку, тогда и узнаешь, о каких малышах идет речь.

В гнездышках на ветках Маленькие детки. В колыбельках они спят И шуметь нам не велят!

— Наверное, это птенцы, — догадался Толя.

— Правильно, — ответил Берендей и добавил: — А вот и мой терем.

Мальчики поднялись по высоким ступеням и оказались в деревянном резном тереме.

Они с любопытством огляделись по сторонам.

В уютной горнице было светло. В углу большая русская печь, посреди стол, покрытый расшитой алыми петушками скатертью, да деревянные скамейки вокруг.

Берендей усадил друзей за стол и угостил их похлебкой с грибами, лесными орехами, моченой брусникой, липовым медом и земляничным вареньем.

А прежде чем отпустить гостей домой, Берендей сказал:

— Вы, ребята, помогли мне поляну от мусора очистить, загадки мои разгадали, за это хочу вас наградить. А награда моя такая: будете вы теперь понимать язык трав, цветов, деревьев, птиц и зверей. Станете настоящими верными друзьями леса!

• Задумывались ли вы, друзья, над тем, как вырастить лес?

Дело это нелегкое и кропотливое. Много надо знать и уметь, чтобы из крошечных зернышек вырастить могучие, прекрасные деревья. Людей, занимающихся выращиванием лесов, называют лесоводами.

Сначала на лесосеменных станциях из семян растят саженцы деревьев, затем их пересаживают в специальные питомники, где за каждым юным деревцем тщательно ухаживают лесоводы. Когда деревья подрастут и окрепнут, их выкапывают и с большим комом земли возле корней пересаживают в предназначенное место.

• Давайте подумаем, где и зачем сажают леса?

Правильно! На вырубках и гарях, чтобы восстановить вырубленные или погубленные огнем деревья. Кроме того, неширокой полосой леса обсаживают поля. Такие полосы деревьев называют лесополосами. Они защищают верхний, плодородный, слой почвы от разрушения, задерживают на полях снег, сохраняют влагу. Лесополосы высаживают и вдоль железных дорог, чтобы рельсы, по которым бегут поезда, не засыпало снегами. Леса сажают и вокруг крупных городов, чтобы очистить воздух, подарить людям тень, прохладу и свежесть.

Дорогие ребята! Надеюсь, что эта книга помогла узнать о лесе немало интересного и нового. Лес с его обитателями украшает землю, он пробуждает в нас чувство прекрасного. Будем любить все: зверей, птиц, растения... Ведь в этом и состоит красота и мудрость жизни!

Вопросы

1. Почему нельзя рвать полевые, луговые, лесные цветы?

2. Почему не нужно мять лесную траву, ловить бабочек, стрекоз?

3. Почему в лесу нужно ходить по тропинкам?

4. Почему в лесу не надо шуметь?

5. Почему весной в лес не стоит брать собаку?

6. Можно ли жечь в лесу костры? Почему?

7. Как следует поступить с мусором, оставшимся после привала?

8. Какие леса называются заповедными?

9. Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом?

10. Как выращивают леса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ РОДИНА - РОССИЯ (беседа на патриотическую тему с детьми в подготовительной к школе группе)

Беседа носит обзорный характер. Дети в доступной и понятной форме знакомятся с такими понятиями, как "Родина,Россия". Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой ст...

Занятие - викторина для детей и родителей по ФГОС в подготовительной к школе группе по теме: «Моя любимая буква» (Речевое развитие)

Занятие - викторина для детей и родителей «Моя любимая буква »Цель:Активизация знаний детей по обучению грамоте и развитию речи.Задачи:Образовательные задачи:Закрепление навыков звукобуквенного анализ...

Формирование экологической культуры у старших дошкольников. Презентация к НОД на тему: "Обитатели степей Крыма"( подготовительная к школе группа)

Данная презентация используется в ходе НОД со старшими дошкольниками при ознакомлении их с животными, птицами, насекомыми, пауками, обитающими в степном Крыму. Побуждает  детей внимательно п...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

Конспект беседы на тему: «Моя Родина» в подготовительной к школе группе

Конспект беседы на тему:«Моя Родина»в подготовительной к школе группе...

Конспект беседы на тему: «Моя Родина» в подготовительной к школе группе

воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине...