консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство , развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возроста"
консультация

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство , развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, сейчас стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, теплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. А еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось много делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Вот поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика рук – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например зависит почерк человека. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Влияние мануальных, т. е. ручных действий на развитие мозга человека было известно еще в 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массирую которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные.

По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного – положительно влияет на состояние желудка, безымянного – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.

В Японии для достижения этих целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.

В Индии существует разработанная йогами гимнастика пальцев и кистей рук – этохасты и мудры (сложение пальцев рук определенным образом для замыкания энергетических каналов для оздоровления организма).

Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. На основе обследования детей было выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А,А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывает язык? Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу по развитию мелкой моторики пальцев рук нужно начинать с раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из рук в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, из ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков?

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы, игры с песком и водой, аппликации (как вырывная, так и при помощи ножниц, оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собрание разрезанных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т. д.

Игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и рук, инсценировка с их помощью каких – либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать следующим образом:

1. Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:

• сгибание пальцев в кулак и разгибание

• пальцы врозь – вместе

• вращательные движения кистью и каждым пальцем

• растягивание мышц пальцев с помощью другой руки

• расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями (раскачивание рук, встряхивание кистями)

• упражнения на координацию движений пальцев рук (соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев и т. д.)

Все упражнения этой группы следует выполнять двумя руками одновременно или правой и левой кистью поочередно.

2. Движения пальцев по различным частям тела и поверхности стола (игра «Пианист»)

3. Построение различных фигурок (предметы, животные, птицы) из пальцев.

4. Народные игры – забавы («Сорока – белобока», «Чет – нечет», «Идет Коза рогатая»)

5. Рассказы, сказки, сопровождающиеся жестикуляцией пальцами

6. Игры с пальцами со стихотворным сопровождением

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

8. Развивают эмоциональность. Формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры, возможно, использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе со взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

6. Следует добиться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.

8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

9. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.

10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуется время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) – 10 – 15 минут в день.

12. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнит...

Консультация для родителей и педагогов на тему "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ре...

Консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозгов...