Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству!!!
занимательные факты
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игры,
обучающие детей
танцевальному искусству
Игра в разных формах сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею пронизан весь быт человека.
Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Она развивала способности человека, сообразительность, наблюдательность, ловкость, все это требовалось ему в быту.
По определению психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. Ему легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.
Очень ценны музыкальные игры, так как музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Это способствует развитию у детей творческой активности. Воображения, умения слушать, воспринимать, Оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой.
Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность и является средством, при помощи которого педагог учит ребенка воспринимать музыку, передавая в движениях ее содержание и особенности, что является основной целью в работе над музыкальными играми.
Выразительность и музыкальность движений опирается на общее и физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость и координированность движений. Что способствует совершенствованию у детей навыков, приобретенных на занятиях /хорошая осанка, пластичный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве/.
К числу конкретных задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся:
- Развитие чувства ритма;
- Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия;
- Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров;
- Развитие музыкально-двигательной памяти.
Основные виды движений, используемых в музыкально-ритмической деятельности, можно условно разделить на три группы:
1. Движения, связанные с общим физическим развитием детей и навыками, приобретенными на занятиях по ритмике.
2. Танцевальные движения /шаг польки, галоп, переменный шаг, поскоки и т. д./
3.Имитационно-подражательные и импровизационные движения /щенок, веснушки, бабочки и т.д./
Эти группы движений объединяются в соответствующие виды музыкально-ритмические игры:
- Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движения;
- Игры, формирующие у детей представление о музыкальных жанрах в танцевальной музыке;
- Игры, формирующие творческие способности детей.
- Игры – хороводы.
Хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.
Хороводы повествуют о природе, фольклорных персонажах, о повседневной жизни людей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызывать у ребенка интерес и желание принять участие в совместной деятельности.
Прежде чем начать разучивать с детьми хоровод-игру, педагог сам должен хорошо его освоить: разобраться в содержании игры, определить характер музыки, выучить песенный материал, а также проверить на себе движения. На подготовительном этапе педагог должен заинтересовать детей образами, вспоминая с ними необходимые детали.
Затем педагог должен познакомить детей с песенным материалом хоровода, продумывая методику работы над ним. Хороводную песню разучивают заранее для того, чтобы они хорошо усвоили мелодию, содержание всех куплетов, это облегчит работу над композицией в дальнейшем.
Далее можно приступать к знакомству с движениями и перестроениями игры-хоровода.
Игры, обучающие детей музыкальной выразительности посредством культуры движений
Игра «Воротики»
Цель игры: Обучить детей восприятию ритмического разнообразия / долгие, короткие звуки/ посредством движений под музыку.
Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского,
«Полька» С.Рахманинова.
Движения, используемые в игре:
Энергичный шаг на полной стопе.
Легкий бег на носочках.
Методика проведения игры:
- Дети делятся на первые и вторые номера.
- Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
- Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом на полной стопе /высоко поднимая колени/, Свободно и энергично взмахивая руками.
- С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».
- Под звучание польки не названные номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами.
- Далее игра поводится сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.
« Передай мяч»
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал: « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Методика организации игры
- Дети стоят, образуя круг.
- Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
- Игра продолжается столико, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания:
1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.
2 . В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
Игра « Жмурка»
Цель игры: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.
Музыкальный материал: русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.
Движения, используемые в игре: легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.
Методика организации игры:
- Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.
- Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.
- Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.
- С окончанием музыки жмурка ловит детей.
- Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.
- Игра повторяется несколько раз.
Примечания:
1. Музыкальный руководитель перед началом игры напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.
2. Передвигаться легким бегом и «задирая» жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.
3. Избегать столкновений.
Игра «Верные друзья».
Цель игры: обучить детей восприятию многочастного музыкального произведения и согласовывать свои движения с музыкой каждой части.
Музыкальный материал: Попурри на тему русских народных песен: «Ах, вы сени…», «Во саду ли, в огороде…», «Ой, то не вечер».
Движения, используемые в игре: притопы одной ногой, хлопки с притопом; «пружинки», «ковырялочка»; подскоки на месте, кружение вокруг себя.
Методика организации игры
- Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.
- Звучит песня «Ой, то не вечер», под которую каждый ребенок ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.
- Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети идут по кругу, но уже парами.
- Звучит «Частушка». Дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг к другу и выполняют пляску по показу.
- Под звучание песни «Ах, вы сени» два круга двигаются противоходом, руки на поясе.
- Под звучание песни «Во саду ли» дети легким бегом разбегаются в разные стороны.
- Под музыку песни «Ах, вы сени» дети бегут и ищут себе пару, поднимают сцепленные руки.
- Побеждает та пара, которая сделает это первой.
Примечания
1. Педагог предварительно рассказывает детям, что музыка иногда бывает из двух и более частей, которые различны по динамике настроению и темпу.
2. В процессе игры музыкальный руководитель напоминает сюжет игры.
3. Когда игра усвоена, можно обойтись без реплик.
Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке.
Игра «Круг и кружочки».
Цель игры: формирование у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.
Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: шаг вальса /вперед-назад/ и плавные движения рук и корпуса.
Методика организации игры
- Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчет по номерам.
- На вступление дети встают в круг, лицом к центру и выполняют движения:
- плавное поочередное движение рук вверх и вниз перед собой.
- плавное поочередное движение руками в стороны.
- По сигналу музыкального руководителя вызываются определенные номера, которые перестраиваются в маленькие кружки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.
- Далее педагог вызывает другие номера.
Примечания
1. Если музыкальный руководитель почувствовал, что вальсовые движения представляют трудность для детей, то их можно заменить простым легким шагом, а шаг вальса отрабатывается индивидуально.
2. Избегать «шаркающего шага.
Игра « Змейка».
Цель игры: формирование у детей представления о польке на основе некоторых ее элементов.
Музыкальный материал: «Полька» С. Рахманинова(1часть),
«Вальс» А. Грибоедова (11 часть).
Движения, используемые в игре:
1. Шаг польки.
2. Шаг вальса
3. Плавные движения рук.
4. Покачивание корпуса.
Методика организации игры
- Педагог делит детей на три группы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.
- Под звучание польки все дети передвигаются по залу «змейкой».
- Под музыку вальса, стоя на месте, дети выполняют:
- плавные движения руками вверх-вниз перед собой.
- шаг вальса вперед-назад или в стороны.
- С прекращением музыки все дети бегут на свои места.
- Выигрывает та команда, которая построилась раньше других.
Примечания
1. Музыкальный руководитель может предоставлять детям свободу выбора движений под музыку вальса, оговорив предварительно с ними варианты движений.
2. Выстраивая колонны в конце игры, дети не должны суетиться, не толкаться и не создавать хаос, иначе жажда победы может возобладать над нравственно-этическими задачами игры.
Игра «Цветные звездочки».
Цель игры: формирование у детей представление об элементах народного танца.
Музыкальный материал: «Из – под дуба» р.н.п.
Движения, используемые в игре:
1. Переменный шаг.
2.Шаг с подскоком.
Атрибуты: Разноцветные звездочки.
Методика организации игры
- Музыкальный руководитель расставляет в зале 2ряда стульев параллельно друг другу. Расстояние между рядами 2метра, равное количество с обеих сторон.
- Дети рассаживаются на стулья напротив друг друга.
- В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звездочки.
- Звучит 1 часть песни «Из – под дуба» в умеренном темпе. Дети, сидящие последними в каждом ряду двигаются к воспитателю переменным шагом, их места занимают соседние дети.
- Под более подвижное звучание музыки дети, бегом оббегают каждый свой ряд, стараясь первым прибежать к воспитателю.
- Победителю вручается звездочка. Если дети прибегают одновременно, даются обоим.
- Играют все дети.
- Побеждает команда с большим количеством звезд.
Примечание
1. Оценивать не только скорость, но и качество исполнения
2. Подгруппы можно создать девочки – мальчики, или смешанные.
Игра «Забавная игра.
Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.
Музыкальный материал: 1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.
2. «Ах. Вы сени» р.н.п.
Движения, используемые в игре:
1. «Ковырялочка» с притопом.
2. Полуприседание с выбросом ног.
3. Переменный шаг.
Методика организации игры
- Все дети стоят в кругу со сцепленными руками, образуя «воротики».
- Заранее назначенные солисты под музыку пробегают в воротики
- С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.
- Игра повторяется несколько раз.
Примечания:
1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.
2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться
3. Солисты – нарушители ставятся в общий круг.
4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно, а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.
Игра « Музыкальные загадки».
Цель игры: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.
Музыкальный материал: 1. «Вальс» П.И.Чайковский
2. «Полька» С. Рахманинова»
3. «Краковяк» М.Глинки.
4. «Менуэт» И.С.Баха.
5. «Из – под дуба» р.н.п.
Движения, используемые в игре:
1. Шаг вальса.
2. Шаг галопа.
3. Шаг польки.
4. Шаг менуэта.
5. Переменный шаг.
Атрибуты: Картонные нотки.
Методика организации игры
- Воспитатель делит детей на несколько групп.
- Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в противоположном конце зала.
- Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу соответствующим шагом.
- Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту
- Далее игра проходит под звучание другой музыки.
- Побеждает команда, набравшая наибольшее количество ноток.
Примечания
1. Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более 8-10 сек.
2. Педагог должен подбодрить проигравших детей.
3. Отметить наиболее красиво исполненное движение.
Игры, развивающие у детей творческие
способности.
Игра-импровизация «Веселый паровозик»
Цель игры: Изображение посредством движений
паровозика с вагончиками и разнообразной растительности.
Музыкальный материал: аудиозапись « В деревню к бабушке поеду». Муз. Протасова.
Движения, используемые в игре:
1.Топочущий шаг.
2.Поступательные движения руками, согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками.
3.Импровозационные движения детей.
Методика организации игры
- Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый паровозик с вагончиками.
- Педагог распределяет роли по желанию детей.
- Обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа, например кустики- маленькие и густые, деревья большие и крепкие, паровозик веселый и гордый, а вагончики- любопытные.
- Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.
- На вступление участники занимают свои места.
- Звучит первая часть, во время которой паровозик и вагоны «едут» мимо деревьев и кустов, те приветливо наклоняются к ним.
- На вступление деревья образуют круг- густой лес, паровоз стоит на станции.
- Исполняется вторая часть паровозик проезжает по лесу в любом направлении.
Игра – импровизация «Щенок и бабочка».
Цель игры: Создание образов щенка и бабочек посредством движений.
Музыкальный материал: аудиозапись «Щенок и бабочка». Сборник «Ладушки».
Движения, используемые в игре:
1 Бег на носочках.
2. Плавные взмахи руками
3. Бег с подскоками.
4. Импровизированные движения.
Атрибуты: Шляпки, шапочка для щенка, обруч.
Методика организация игры:
- Педагог предлагает детям отправиться на летнюю лужайку с множеством цветов, бабочек и маленьким щенком.
- Домик щенка отмечен обручем.
- Вступление – щенок просыпается в своем домике, он радуется. Музыка А – щенок скачет вокруг своего домика, машет лапкой солнышку. Птички летают около него.
- Музыка Б – к щенку подлетают любопытные бабочки, кружатся около него, поддразнивают и красуются своими крыльями.
- Музыка В – Щенок догоняет бабочек.
- Бабочка, которую он поймал, становится щенком.
Примечание: Важно, чтобы, убегая от щенка, бабочки не выходили из образа (легкий бег, плавные взмахи крыльями, нежность, хрупкость).
Игра- импровизация «Звездопад»
Цель игры: Создание посредством движений образов цветов и звезд.
Музыкальный материал: аудиозапись «Падают белые звезды» муз. Протасова.
Движения, используемые в игре:
- Легкий бег на носочках.
- Бег с подскоками.
- Переменный шаг в сторону и вперед.
- Свободные движения руками.
- Имповизационные движения
Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.
Методика организации игры:
- 1-й этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы.
- Распределяются роли по желанию детей.
- Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.
- Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов
- Под звучание проигрыша цветы испуганно садятся на корточки и опускают головки.
- Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.
- На окончание машу друг другу ладошками.
ИГРЫ-ХОРОВОДЫ
Каравай
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
Заинька
- Заинька, походи, 2. Заинька, покружись,
Серенький, походи. Серенький, покружись.
Вот так-этак походи. Вот так-этак покружись.
Вот так-этак походи. Вот так-этак покружись.
3. Заинька, топни ножкой 4. Заинька, попляши,
Серенький, топни ножкой. Серенький, попляши.
Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак попляши,
Вот так-этак топни ножкой. Вот так-этак попляши.
5. Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
Шел король
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем, помашем, помашем.
А потом попляшем, попляшем Все.
Карусель (с обручами).
Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и за обруч соседа. Получается большой замкнутый круг. По сигналу «Поехали! » все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом! » все бегут, по сигналу «Прыжки! » начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (приставной галоп) на слова «Тише, тише, не спешите, карусель остановите! » переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда произносят «Отдохнем! » все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится! », все бегут к обручам, быстро берут их. Игра повторяется.
.
Арина
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чье имя укажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе, Сделаем вот так! » С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть
Яша
Яша садится посреди луга. Вокруг него водят хоровод, припевая:
«Сиди, сиди, Яша,
в ракитовом кусту
Грызи, грызи, Яша,
спелые орехи.
Лови себе, Яша,
кого тебе надо .»
Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей.
«Мы матрешки»
Цель игры. Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас чистые ладошки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые сапожки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые платочки.
мы матрешки, вот какие крошки.
побежали. побежали все мы по дорожке.
Ходит Ваня»
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
ходит Ваня. ходит Ваня
ищет Ваня, ищет Ваня,
для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается.
Кружок
Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо
А затем пойдем налево
А потом в кружок сойдемся
И присядем нанемножко
А теперь назад вернемся
И на месте покружимся
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе.
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе.
«Колпачок»
цель : учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Колпачок, колпачок
тоненькие ножки,
красные сапожки
мы тебя кормили,
мы тебя поили
на ноги поставили
танцевать заставили.
Дети и воспитатель становятся в круг.
Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует.
.
Растим мак
Посредине круга сидит «мак» хоровод поет :
-Ай на горе мак, мак,
Под горою бел, бел!
Ах вы маки-маковочки,
Золотые головочки!
Станьте вы в ряд,
Спросим-те про мак .
Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:
-Сеяли ли мак?
Хороводник отвечает:
-Только землю вспахали
Повторяется припев Игроки спрашивают последовательно : «Сеяли ли мак? «- «Сеяли «- «Зацвел ли мак? «- «Зацвел «- «Поспел ли мак? «- «Поспел, отряхивайте .»
Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником .
Зайка шел
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
Аленький цветочек.
Аленький цветочек, словно огонечек дети идут хороводным шагом
Раз, Два, три - повернись, Алена ты
(названный ребенок поворачивается спиной в круг)
Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.
Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:
Аленький цветочек, словно огонечек
Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять!
(все дети поворачиваются лицом в круг)
В эту игру можно играть и с малышами.
Снежок
На мотив («как на тоненький ледок»)
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок (идут по кругу)
Мы потопаем, мы потопаем. (топают ногами)
Будем весело плясать,
будем ручки согревать. (потирают ладони)
Мы похлопаем, мы похлопаем. (хлопают)
Будем прыгать веселей, (пружинки)
Чтобы стало потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (прыгают)
Подарки
В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:
Принесли мы вам подарки
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Ребенок выбирает одну из названных игрушек. (Кукла) Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произнося слова:
Кукла, кукла попляши,
Яркой лентой помаши. (2 раза)
Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.
(Конь) Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:
Скачет конь наш - цок да цок
Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)
Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня. (Волчок) Дети кружатся на месте, произнося слова:
Вот как кружится волчок
Прожужжал и на пол лег. (2 раза)
(в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок. (Самолет) Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова:
Самолет летит, летит
Смелый летчик в нем сидит (2раза)
Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.
Мы на луг ходили
Дети водят хоровод, внутри круга сидит «зайчик»
Мы на луг ходили, хоровод водили вот так на лугу, хоровод водили. (идут по кругу)
Задремал на кочке зайка в холодочке
Вот так задремал, зайка в холодочке (присаживаются и показывают, как дремлет зайка)
Разбудить хотели в дудки загудели
Ту-ту, ру-ту-ту в дудки дудели. (имитируют игру на дудке)
Зайку мы будили в барабаны били
Бум-бум, тра-та-та в барабаны били (имитируют игру на барабане)
Зайка, просыпайся, ну-ка поднимайся.
Вот так, не ленись ну-ка поднимайся (делают зарядку)
Мы с тобой попляшем
в хороводе нашем
Вот так, мы с тобой весело попляшем (пляшут)
Как на нашем на лугу
Как на нашем на лугу
Пляшет Олечка в кругу,
А мы песенку поем и в ладоши громко бьем.
Оля, Оля веселей!
Своих ножек не жалей
Поклониться не забудь,выбирай кого-нибудь.
Как на нашем на лугу
Заплясали все в кругу.
Мы все пляшем и поем и в ладоши громко бьем.
Дети стоят в кругу. В середине круга находиться ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь» он кланяется кому-нибудь, и тот выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. В заключении поется 2 куплет. Пляшут все дети.
Горошина
Дети стоят по кругу, «петушок» в кругу.
По дороге Петя шел
(петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками)
Он горошину нашел,
(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)
А горошина упала
Покатилась и пропала
(петушок кружится, горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)
Ох, ох, ох, ох!
Где - то вырастет горох?
(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)
Ворон
Дети стоят по кругу. «ворон» - в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоят гора.
(дети дробным шагом идут к центру)
А на той горе – дубок,
(так же отходят назад)
А на дубе воронок.
(ворон кружится, разведя руки в стороны)
Ворон в красных сапогах
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу
(все танцуют, выставляя ногу на пятку)
Он играет во трубу.
(имитируют игру на дудке)
Труба точенная,
Позолоченная,
Труба ладная
песня складная
(хлопают в ладоши, пляшут)
С окончанием все закрывают глаза, «ворон» ходит по кругу. Пробегая за детьми он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяетс
Три поросенка
Три веселых братца гуляли по двору
(Петя вместе с мамой гуляли по ковру,
Три веселых братца затеяли игру.
Делали головками - ник-ник-ник (киваем головой,
Пальчиками ловкими - чик-чик-чик (указательный и средний пальчики делают «ножницы»,
Хлопали ладошками - хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками - топ-топ-топ,
И с пенечка прыгали - прыг-прыг-прыг,
И ногами дрыгали - дрыг-дрыг-дрыг,
Хвостиком виляли-виляли-виляли (крутим попкой)
И громко так визжали - и-и-и-и-и!
«Подушечка»
Подушечка, раздушечка, моя пуховая.
Ой. лели, лели, моя пуховая. Кому цветы, кому алы.
А мне красну девку, (а мне добра парня)
Ой, лели. лели, а мне красну девку.
На коленочки поставлю, целовать заставлю.
Ой. лели, лели, целовать заставлю. (Игра продолжается с другим ведущим)
Зайка
Зайка беленький сидит
и ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (подносят пальчики к голове, шевелят ими)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть. (хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгают на обеих ногах)
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал! (убегают на места)
«Лебедушка»
1. Вдоль по бережку лебедушка плывет.
Выше бережка головушку несет.
Она крылышком помахивает.
На цветы водицу стряхивает.
2. Не летай, ты, ясный сокол высоко.
Не маши да ты крылами широко.
Лебедь белая совсем недалеко
Лебедь белая совсем недалеко
Солист. Ты, лебедушка, лучше всех, Ты лебедушка, краше всех. Я возьму тебя за белое крыло, Поведу да за собою далеко. Лебедушка (говорком) : Прежде, чем меня забрать Должен ты меня поймать.
(Дети поднимают руки как в игре «Мышеловка», лебедушка убегает, а сокол догоняет ее. Хоровод повторяется.
Огородный хоровод
Во саду ли, в огороде
Весело гуляли,
Во саду ли, в огороде
Грядки мы вскопали.
В грядку семена сажали,
В ямку опускали,
а потом водою теплой
Грядку поливали
Ты расти скорей, морковка.
Грядку мы прополем.
Будет литься летной дождик
На тебя, на поле.
Вот и осень наступила,
Урожай снимаем
Радостно и весело
Пляску затеваем. (на мелодию «во саду ли, в огороде»)
Матрешки и мышки
(на мотив «как у наших у ворот»)
Вот матрешечки гуляли
В лесу ягоды искали (идут по кругу)
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали (собирают грибы)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягодки поели,
Так, так и вот так,
Вкусны ягодки поели. (садятся на пол и едят ягоды с ладошки)
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали. (закрывают глазки и кладут ладошки под щечку)
А потом они плясали
Свои ножки выставляли (выставляют ножки на пятку)
Так, так и вот так
Свои ножки выставляли (кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки
Прямо у лесной опушки
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.
Эй, матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Дети разбегаются, мышка ловит.
Хоровод игра «Плясовая»
На зеленом лугу
Пляшет Оленька (Машенька, Ванечка)
А мы песенку поем(дети с песней идут по кругу, водящий противоходом движется внутри его)
И в ладоши громко бьем
Оля, веселей!
Своих ножек не жалей
Поклониться не забудь,
Выбирай кого-нибудь.(дети хлопают в ладоши,
водящий произвольно пляшет, за тем с поклоном приглашает любого ребенка и кружится с ним)
Мишка
Мишка по лесу идет
И корзиночки несет
(дети идут вперевалочку по кругу)
Ходит мишка по тропинке
ищет ягодку малинку.
(смотрят по сторонам, прикладывая ладонь к глазам)
Любит мишка сладко есть
(гладят ладошкой живот)
Ой, как много ягод здесь
Ну-ка, ягодка-малинка
(манят рукой)
Полезай скорей в корзинку.
(собирают ягоды)
Мишка годы собрал
(показывают руки и покачиваются вправо-влево)
И от счастья зарычал
Р-р-р! Да-да-да!
(рычат и кивают головой)
Очень ягодка вкусна
(кружатся и кланяются на последние слова)
«Заря-заряница»
Выбираются двое водящих. И водящие и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три — не воронь
А беги, как огонь!
На последние слова водящего стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся себе следующего напарника.
«Во поле берёза стояла»
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли, заломати.
Я пойду, пойду погуляю,
Белую березу заломаю..
Люли, люли, заломаю.
Срежу я с березы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли, люли, балалайку.
Стану в балалайку я играти,
Стану в балалайку я играти.
Люли, люли, я играти.
(движения по тексту песни)
«У медведя во бору»
Выбирается водящий — «медведь».
Он находится на некотором расстоянии от других участников. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».
У медведя во бору Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Все на нас рычит.
И за нами побежит!
А мы ягоды берем
И медведю не даем,
«Выходи, подружка»
Дети бегут по кругу, держась за руки. «Солист» - в центре круга. С началом песни дети останавливаются и хлопают – «солист» пляшет. Когда песня заканчивается, выбирается другой «солист»:
Стань-ка на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами!
Нас в кружок приглашай
И меня выбирай!
Русская народная игра «Лягушка»
5—6 человек выбираются «лягушками». Они входят внутрь круга, который образуют остальные дети. Круг детей водит хоровод вправо и поет 1-й куплет:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Скачет, вытянувши ножки.
При пении: «Ква, ква. » во всех куплетах лягушки подпрыгивают в такт музыке. Далее, идя влево, дети поют:
Вот из лужицы на кочку,
Да за мушкою вприскочку.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Да за мушкою вприскочку.
По окончании пения дети, составляющие круг, разбегаются в разные стороны. Теперь они «мушки». «Лягушки» ловят «мушек» и отводят их в сторону. Затем пойманные дети встают в середину круга. Теперь «лягушками» будут они. Остальные ребята вновь встают в круг' и, двигаясь в правую сторону, поют:
Больше есть ей неохота,
Прыг опять в свое болото.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Прыг опять в свое болото.
Затем хоровод водят в левую сторону.
В поле мушек то и знает,
Язычком своим хватает.
Ква, ква, ква-ква-ква!
Язычком своим хватает.
При пении последних строк дети разбегаются, а «лягушки» их ловят.
.
«На лесной полянке»
Дети в кругу, с ними вместе стоят дети, изображающие животных. «Заяц» выскакивает на середину круга. Дети идут по кругу:
Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит
Тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та!
Дети останавливаются, имитируют игру на барабане. Затем «заяц» возвращается в круг.
Выходит «медвежонок». Дети идут по кругу:
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать, топать начал он спросонок
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ!
«Медвежонок» танцует, переваливаясь с ноги на ногу. Дети повторяют эти движения. «Медвежонок» возвращается в круг. Выскакивают «лягушата», дети поют:
Лягушата делают зарядку
Пляшут, пляшут весело вприсядку!
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква-ква!
Дети пляшут вместе с «лягушатами» в присядку. «Лягушата» возвращаются в круг.
Стало пусто сразу на полянке.
Звонко, звонко дождик барабанит:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Останавливаются и хлопают в ладоши, изображая стук дождя.
«Веселые музыканты»
Дети стоят в кругу – «музыканты»; «скрипач», «балалаечник», «барабанщик» - выходят из круга и садятся на стульчик; в центре круга стоят – 4-5 «зайцев». Дети берутся за руки и поднимают их вверх, через получившиеся «воротца» входит «скрипач» («балалаечник», «барабанщик», поет:
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
«Зайцы» танцуют. Дети идут по кругу, затем останавливаются и поют, хлопая в ладоши:
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
На последние слова «зайцы» приседают на корточки. «Скрипач» уходит на свое место. Дети, в «воротца» пускают «балалаечника» и поют:
Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди–брень!
«Зайцы» танцуют. Дети идут по кругу, затем останавливаются и поют, хлопая в ладоши:
Пляшут зайцы на лужайке,
Тренди-брень, тренди–брень!
«Балалаечник» уходит на свое место. Дети, в «воротца» пускают «барабанщика» и поют:
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум, тра-та-там!
«Зайцы» услышав последние слова, имитируют испуг, дети поднимают руки вверх, изображая «кусты» и поют:
В страхе зайцы разбежались
По кустам, по кустам!
Зайцы прячутся, барабанщик играет
«Огородная хороводная»
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай увози наш урожай.
«Васька - кот»
Дети стоят в кругу. Выбирается «кот» и 5-6 «мышей». «Мыши» идут за круг, а «кот» - в середину круга и выполняет движения по тексту песни. Дети берутся за руки и ходят вправо и влево по кругу, поют:
Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый беленький.
Ходит Васька-кот.
Сядет, умывается,
Лапкой утирается, песенки поет.
Дом неслышно обойдет,
Притаится Васька-кот, серых мышек ждет…
По окончании песни дети поднимают руки, образуя «ворота». «Кот» начинает ловить «мышей», пробегая в «ворота». Игра заканчивается, когда все «мыши» будут пойманы.
Мышки, мышки, вам беда,
Не бегите никуда! Всех поймает кот!
Солнышко, ярче грей!
Дети стоят в кругу, держась за руки.
Скворушка, скворушка.
/В кругу летает скворушка/
Прилетай!
Зимушку холодную
прогоняй! -2раза
Скворушка, скворушка,
/играет на свистульке/
Песню спой
И Весне-красавице
/приподнимают ручки, заходит солнышко в круг/
Дверь открой!
Солнышко, солнышко.
/идёт по кругу/
Ярче грей!
Нас лучами тёплыми
Обогрей! /
Скворушка летал в середине круга, размахивал крылышками - прогонял Зимушку. Дверь открой - приводил Солнышко. Солнышко размахивало ручками обогревало деток
«Веселятся все игрушки»
Дети стоят в кругу и, подпевая воспитателю, выполняют движения, о которых поется в песне, или придумывают их на слова «пляшут куклы Таня с Ваней» и «танцевать пошли матрешки».
Барабанят барабаны:
Тра-та-та, тра-та-та!
Пляшут Куклы Таня с Ваней, -
Что за красота!
Танцевать пошли матрешки
Шире круг, шире круг
Вместе хлопнули в ладошки:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Забренчали погремушки
Динь-динь-динь, динь-динь-динь!
Веселятся все игрушки
Целый день, целый день!
Это что же за народ?
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Уши, словно паруса!
Вот такие чудеса!
Дети приставляют руки к ушам и бегут вприпрыжку по кругу.
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Мчится весело вприпрыжку,
Только задом наперед!
Дети продолжают движение по кругу, повернувшись спинами.
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Головою он кивает,
По коленям себя бьет!
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Взял рукой себя за носик
И вперед себя ведет!
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Он одной рукою пилит,
А другою гвозди бьет!
Шёл по лесу зайка
шёл по лесу зайка в лапке балалайка
он частушки распевал -играл на балалайке.
вот так, вот так так шёл по лесу зайка
вот так, вот так так -играл на балалайке.
а медведь топтыгин через лужи прыгал,
прыгал через лужи мишка неуклюжий
вот так, вот так так прыгал через лужи
вот так, вот так так мишка неуклюжий
а лиса несмело хвостиком вертела,
звонко песни пела и хвостиком вертела,
вот так, вот так так - хвостиком вертела
вот так, вот так так -хвостиком вертела
вот летит синичка маленькая птичка
съела много каши и крылышками машет
вот так, вот так так -крылышками машет
вот так, вот так так -крылышками машет
а мышата ловко дёргали морковку
очень -очень ловко дёргали за хвостик
вот так, вот так так -дёргали морковку
вот так, вот так так -дёргали за хвостик
Веселей, детвора
Веселей детвора начинается игра
(дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Рыжая лисица по траве идет
И хвостом пушистым за собой метет.
(идут друг за другом, осторожно ступая, показывая сзади рукой лисий хвост)
Веселей детвора.
Продолжается игра
(взявшись за руки, идут по кругу)
Ежики колючие хлопают в ладоши,
Радуются солнышку
день такой хороший.
(хлопают в ладоши)
Веселей детвора завершается игра
(взявшись за руки, идут по кругу)
Песня-инсценировка «Бабушкин двор»
Лады, лады, ладушки, приехали мы к бабушке.
К нашей милой бабушке,
Бабушке - Забавушке, ехали \3 раза\ ребятушки,
милые \3 раза\ внучатушки. (Дети идут по кругу) .
У меня есть петушок, ярко-красный гребешок.
Красная бородка, важная походка.
Красная \3 раза\ бородка, важная \3 раза\ походка.
(Дети идут, высоко поднимая ноги. Корпус держат прямо, голова поднята. Руки отведены назад. Во время движения дети активно "машут крыльями", поднимая и опуская руки) .
Есть козленок озорной, вот затряс он бородой.
Деток он пугает, рожками бодает.
Деток он \3 раза\ пугает,
рожками \3раза\ бодает.
(Дети прыгают на месте, держа у затылка кулачки с поднятыми указательными пальцами, изображая рожки) .
Есть и кошка Мурка, славная кошурка.
(Дети идут мягким "пружинным" шагом) .
Ходит вслед за бабкой, моет морду лапкой.
Ходит \5 раз\ вслед за бабкой,
моет \5раз\ морду лапкой.
(Дети показывают жестами, как умывается кошка) .
Цок, цок, цок, цок, цок цок
есть лошадка — серый бок.
Вихрем скачет по двору, приглашает всех в игру!
Вихрем скачет \3 раза\ по двору,
приглашает \3 раза\всех в игру!
(Дети сгибают в локтях руки с "уздечкой", то, прижимая их к груди, то, вытягивая перед собой) .
Лады, лады, ладушки, вот сколько всех у бабушки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству"
В данном материале основные виды движений, используемые в музыкально-ритмической деятельности, условно разделены на группы. Эти же группы движений объеди...
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста для развития танцевальных навыков.
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста. для развития танцевальных навыков....
Практикум для родителей «Игры обучающие детей ПДД»
Задачи:· Познакомить родителей с дидактическими, настольно-печатными и подвижными играми по ПДД;· Вызвать интерес ...
Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству
Игры, обучающие детей музыкальной выразительности посредством культуры движений ...
Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству
Игра удивительна…Она в разных формах сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею пронизан весь быт человека....
Консультация для родителей на тему: «Роль игры в обучении детей танцевальному искусству»
в помощь родителям...
Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству
Музыкальные игры,обучающие детейтанцевальному искусству Игры, обучающие детей музыкальной выразительности посредством культуры движений Игра «Воротики»Цель игры...