Работая над подготовкой краткосрочного проекта по нравственно - патриотическому воспитанию "Масленичная неделя" передо мной встала задача, как на этапе подведения итогов в занимательной форме проверить, закрепить и систематизировать знания детей, полученные в результате работы по проекту.
Ознакомившись с различными методами, я остановилась на таком приёме как "Кубик Блума", разработанный американским учёным , психологом Бенджамином Блумом.
Во - первых, он поможет мне достигнуть своей цели - выяснить, насколько ребята усвоили материал и закрепить новые знания, а во - вторых, использование "Кубика Блума" решает множество образовательных и воспитательных задач: развитие критического мышления ( способности анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы, делать выводы, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию);
обогащение словарного запаса, совершенствование монологической и диалогической речи;
развитие креативности, творческого мышления, умения находить нестандартные решения;
развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в коллективе и, наконец, "Кубик Блума" помогает организовать опрос детей в здоровьесберегающей форме малоподвижной игры.
Итак, для каждого блока я сформулировала соответствующие вопросы, причём некоторые блоки у меня содержат несколько вопросов, различных по степени сложности: вначале сложные вопросы, а ниже - более простые варианты( в соответствии с принципом дифференцированного подхода ).
Блок "Назови"( воспроизведение знаний):
- другие наименования этого праздника;
- дни Масленичной недели;
- продукты, из которых делают блины.
Блок "Почему"(позволяет сформулировать причинно - следственные связи):
- говорят, что "первый блин - комам"?
- Масленицу называют "Широкой"?
- этот праздник назвали Масленицей?
Блок "Объясни"(помогает увидеть объект или явление в разных аспектах):
- значение пословицы "Не всё коту Масленица";
- зачем в завершение праздника чучело Масленицы сжигают?
- что символизируют блины на Масленицу?
Блок "Предложи"(стимулирует ребёнка предлагать свои идеи, своё решение):
- свою игру, забаву для Масленичных гуляний.
Блок "Придумай"(творческие вопросы, которые содержат в себе элемент сочинительства, изобретательства, вымысла):
- угощения на Масленицу, кроме блинов;
- загадку или стишок про блины (солнце).
Блок "Поделись"( анализирование ребёнком личных ощущений, впечатлений, эмоций, вызываемых обсуждаемым объектом или явлением):
- что тебе больше всего нравится в празднике Масленица?
- как твоя семья отмечала Масленицу в этом году?
Кубик был внесён в групповое помещение Скоморохом в качестве "прощального подарка от Масленицы", якобы "Масленица детям наказала её не забывать, добрым словом вспоминать, да всем вместе поиграть!" Дети встают в круг. Звучит плясовая музыка, дети передают друг другу кубик. Как только музыка останавливается, тот, у кого оказывается кубик, читает название блока, выделенное крупным шрифтом, на той стороне кубика, которая "смотрит" на него и передаёт кубик воспитателю, который зачитывает вопрос (задание) с учётом уровня сложности. Если, когда музыка остановилась, кубик оказался в руках у того, кто уже отвечал, вопрос автоматически передаётся следующему по кругу игроку.
Если выпал блок, на вопросы которого все ответы получены, кубик продолжает своё передвижение из рук в руки под музыку.
О том, можно подсказывать или нет, нужно договориться заранее. У нас ребята сначала слушали своего товарища, а, если ребёнок затруднялся, то он произносил фразу "Нужна помощь" и передавал кубик кому то из детей на своё усмотрение.
Надеюсь, что мой опыт кому - нибудь из коллег пригодится.