программа по адаптации раннего возраста
методическая разработка

программа по адаптации раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_adaptatsii_dlya_rannego_vozrasta.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  сопровождения воспитанников раннего возраста  в период адаптации к условиям ДОУ

                                     

Разработала педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 27                                                                            Петродворцового района г.Санкт-Петербурга Орлова О.А.

Целевой раздел программы

      Актуальность программы

Актуальность использования инновационных технологий в образовательном процессе на современном этапе подчеркнута в программных документах Правительства Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании» 2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года». ФГОС ДО предполагает активизацию работы дошкольной образовательной организации с семьей. В рамках такого сотрудничества необходимо не только теоретическое просвещение, но и организация системы практической работы с родителями, когда они  становятся активными участниками воспитания и развития детей. При организации работы с родителями детей раннего возраста это становится  особенно актуальным:  

- возраст от года до трех лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка

- в этом возрасте при поступлении ребенка в дошкольное учреждение существенно изменяется среда ребенка.

  Поэтому важно создать такую психологически безопасную среду, в которой  может благополучно протекать развитие малыша.

 Реализация программы  позволит повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и создать тем самым задел для его благополучного развития в период дошкольного детства.

Цель программы:  сохранение психологического здоровья воспитанников в группах раннего возраста посредством использования инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса

Задачи программы:

  1. Обеспечить психологически комфортное привыкание детей к условиям дошкольного учреждения
  2. Обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников
  3. Создать условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности детей
  4. Укреплять положительные взаимоотношения в семье
  5. Способствовать гармонизации взаимодействия ребенка со взрослыми
  6. Формировать активный интерес родителей к участию в жизни группы и детского сада

Шаги реализации программы

  1. Анализ психологической, педагогической литературы, нормативных документов об образовании по проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
  2. Участие педагога-психолога в родительском собрании на тему «Первый раз в детский сад», предоставление памяток с кьюаркодом для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду».
  3. Проведение консультации для педагогов ранних групп «Организация интернет - марафона, новой формы подготовки ребенка к ДОУ».
  4. Проведение интернет - марафона с родителями в социальных сетях.
  5. Анкетирование родителей (Готовность ребенка к детскому саду) через социальные сети посредством кьюаркода.
  6. Проведение группового родительского собрания  на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста».
  7. Проведение мини-консультаций для родителей педагогом-психологом в социальной группе «В Контакте».
  8. Проведение психолого-педагогической диагностики детей с целью выявления эффективности реализации программы.
  9. Проведение мастер-классов в совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях в социальной группе «В Контакте»
  10. Проведение наблюдений педагогом - психологом за протеканием периода адаптации детей, оказание помощи педагогам и родителям
  11. Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей»
  12. Проведение занятий с родителями и детьми в Игровой гостиной «В гостях у колобка»

Оценочные материалы программы

Оценочный лист Ю.А. Афонькиной «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»

Целевая аудитория

Дети 1-3 лет, родители, педагоги

Сроки реализации программы

8 месяцев

Содержательный раздел программы

Тематическое планирование

месяц

тема

Цели

Форма организации

Целевая аудитория

Август

 Общее собрание для родителей детей, которые  впервые поступят в ДОУ  

 «Первый раз в детский сад»  

Довести до сведения родителей необходимую информацию о правах и обязанностях родителей, организационных моментах. Познакомить с задачами, содержанием и условиями работы ДОУ.

очно

родители

Предоставление памяток для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду»  

Познакомить родителей с особенностями привыкания ребенка к новым условиям.

Очно, дистанционно

Знакомство родителей с   QR-кодом

Привлечь родителей к участию в анкетировании, используя Qr-код

очно, дистанционно

Анкетирование родителей (Готовность ребенка к детскому саду)  посредством  QR-кода

Поучить сведения об индивидуальных особенностях каждого  ребенка до момента поступления его в дошкольное учреждение

дистанционно

Проведение консультации для педагогов ранних групп «Организация интернет-марафона, новой формы подготовки ребенка к ДОУ»

Познакомить педагогов с новой формой работы с родителями для более успешного протекания периода адаптации детей

очно

педагоги

Проведение интернет-марафона с родителями в социальных сетях

Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами и друг с другом

Сформировать желание принимать участие в социальной группе и жизни группы детей

Облегчить период протекания адаптации детей

Укрепить доверие родителей к педагогам

дистанционно

Сентябрь

Проведение групповых родительских собраний 1.«Возрастные особенности детей раннего возраста». Подведение итогов проведения интернет-марафона»

Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста

Осуществить обмен мнений о проведении интернет – марафона

Рассказать о взаимодействии в социальных сетях

очно

родители

Дистанционные  сеансы с педагогом-психологом:  «Малышу – 2 года»

Познакомить родителей с психическими особенностями детей раннего возраста

дистанционно

Размещение в родительских уголках,  на сайте ДОУ и на страницах социальных групп рекомендаций по адаптации ребёнка к детскому саду

Обогатить знания родителей, облегчить психологическую нагрузку на детей

очно, дистанционно

Проведение наблюдений педагогом – психологом  и воспитателями за протеканием  адаптации детей, использование адаптационных методов и приемов

Собрать сведения об особенностях протекания периода адаптации каждого ребенка, облегчить период адаптации детей

очно

педагоги

Заполнение педагогами  листов наблюдений «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»

Собрать сведения об особенностях протекания периода адаптации каждого ребенка

очно

Проведение педагогом-психологом индивидуальных консультаций с  педагогами по вопросам адаптации ребенка

Оказать необходимую помощь педагогам и родителям для более успешного протекания периода адаптации детей

очно

Октябрь

Проведение наблюдений педагогом – психологом и педагогами групп за протеканием  адаптации детей, использование адаптационных методов и приемов

Собрать сведения об особенностях протекания периода адаптации каждого ребенка, облегчить период адаптации детей

очно

педагоги

Заполнение педагогами  листов наблюдений «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»

Собрать сведения об особенностях протекания периода адаптации каждого ребенка

очно

Проведение психолого-педагогической диагностики адаптации детей к новым условиям,  представление результатов

Провести сравнительный анализ протекания адаптации у каждого поступившего ребенка

очно

Проведение мастер-класса в совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях в социальной группе «В Контакте»

«Цветочки из осенних листьев»

Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы, укрепить взаимоотношения в семье

дистанционно

родители,дети

Дистанционная работа с родителями детей раннего возраста, не посещающих ДОУ

Цель: взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребенка в домашних условиях

Задачи:

  1. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
  2. Установление положительных детско-родительских связей.
  3. Полноценное развитие ребенка в различных видах деятельности.

дистанционно

Ноябрь

Проведение мастер-класса в совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях в социальной группе «В Контакте»

«Веселый человечек»

Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы, укрепить взаимоотношения в семье

дистанционно

родители, дети

Сеансы с педагогом-психологом: игры с водой «Салют для мамы»

Обучить родителей правилам игр с детьми раннего возраста, вызвать желание играть с детьми, укреплять детско-родительские взаимоотношения

дистанционно

Консультация «Кризис трех лет»

Познакомить педагогов с приемами реагирования при возникновении кризисных ситуаций с детьми

очно

педагоги

декабрь

Родительское собрание «Режим дня в группе раннего возраста» с использованием видеороликов с участием детей группы:

- «Наш режим»

-«Зарядка вместе с нами»

Познакомить родителей с жизнью детей в детском саду в течение дня, напомнить о необходимости соблюдения режима дня, обучить правилам проведения  гимнастики

очно

родители

Дистанционные  сеансы с педагогом-психологом:  «Как научить ребенка самостоятельно одеваться»

Обогатить знания родителей о развитии навыков самообслуживания у ребенка

дистанционно

Проведение мастер-класса в совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях в социальной группе «В  Контакте»

«Морковка для зайчиков»

Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы, укрепить взаимоотношения в семье

дистанционно

родители, дети

Игровая гостиная «В гостях у колобка» Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей»

  Мастер-класс «Рисуем фон": нетрадиционные формы изодеятельности

Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы и детского сада, укрепить взаимоотношения в семье, вызвать интерес к совместной творческой деятельности

очно

родители, дети

Январь

Дистанционные  сеансы с педагогом-психологом: «Кризис 3 лет»

Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка в период кризиса 3 лет, обучить приемам взаимодействия с детьми

дистанционно

родители

Игровая гостиная «В гостях у колобка» Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей»

Мастер класс «Делаем героя»: нетрадиционные формы изодеятельности

Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы и детского сада, укрепить взаимоотношения в семье, вызвать интерес к совместной творческой деятельности

очно

родители, дети

Интерактивная игра с родителями «Кризис трех лет»

Вызвать у родителей интерес участию в игре, закрепить полученные знания

дистанционно

родители

Февраль

Дистанционные сеансы с педагогом-психологом: «Подвижные игры как способ позитивного общения»

Обучить родителей правилам игр с детьми раннего возраста, вызвать желание играть с детьми, укреплять детско-родительские взаимоотношения

дистанционно

родители

Игровая гостиная «В гостях у колобка» Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей»

Съемки сцен мультфильмов

Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы и детского сада, укрепить взаимоотношения в семье, вызвать интерес к совместной творческой деятельности

очно

родители

Март

Дистанционные сеансы с педагогом-психологом: «Многогранные возможности игр с водой: «Капитошка»

Обучить родителей правилам игр с детьми раннего возраста, вызвать желание играть с детьми, укреплять детско-родительские взаимоотношения

дистанционно

родители, дети

Игровая гостиная «В гостях у колобка» Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей»

Просмотр мультфильмов

Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы и детского сада, укрепить взаимоотношения в семье, вызвать интерес к совместной творческой деятельности

очно

родители, дети

Общие принципы реализации программы

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Единые требования членов семьи и работников образовательного учреждения.
  3. Последовательность в выполнении требований.

Предполагаемые результаты

  1. Легкая адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
  2. Укрепление положительных взаимоотношений в семье.
  3. Формирование активного интереса родителей к участию в жизни группы и детского сада.

Список литературы, использованной при разработке программы

1.«Реализация содержания образовательной деятельности» Практическое пособие Ранний возраст. Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017, Н.А.Карпухина

2. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста»

Современные технологии.

Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. Ю.А. Афонькина, Волгоград: Учитель.

3.«Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы». Авт.- сост. О.Е. Белова, Волгоград: Методкнига.

4. «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами». Комплексы игровых упражнений и действий.

Н.Ю. Галой, Волгоград: Учитель, 2015

5. «Диалог с родителями». Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э., М: ТЦ Сфера, 2016.

6. «Делаем вместе». Технология взаимодействия участников образовательного процесса. Мустафина Т.В., Никулина Е.Б., М: ТЦ Сфера, 2020

7. «Работа с семьей в ДОО». Современные подходы. Козлова А.В.. Дешеулина Р.П., М – ТЦ Сфера, 2018

8. «Детский сад: работа с родителями». Прохорова С.Ю., Хижова Е.Б., М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ. 2014

9. «На крыльях детства: примерная основная образовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».

Нaша группа рaннего возраста стала работать по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраcста «Первые шаги» с 2020 года. Программа  «Первые шаги» стала ...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: •  личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; •  полноценного общения ребёнка со сверстниками,...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...

Программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....