программа по адаптации раннего возраста
методическая разработка
программа по адаптации раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_adaptatsii_dlya_rannego_vozrasta.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа сопровождения воспитанников раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
Разработала педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 27 Петродворцового района г.Санкт-Петербурга Орлова О.А.
Целевой раздел программы
Актуальность программы
Актуальность использования инновационных технологий в образовательном процессе на современном этапе подчеркнута в программных документах Правительства Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании» 2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года». ФГОС ДО предполагает активизацию работы дошкольной образовательной организации с семьей. В рамках такого сотрудничества необходимо не только теоретическое просвещение, но и организация системы практической работы с родителями, когда они становятся активными участниками воспитания и развития детей. При организации работы с родителями детей раннего возраста это становится особенно актуальным:
- возраст от года до трех лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка
- в этом возрасте при поступлении ребенка в дошкольное учреждение существенно изменяется среда ребенка.
Поэтому важно создать такую психологически безопасную среду, в которой может благополучно протекать развитие малыша.
Реализация программы позволит повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и создать тем самым задел для его благополучного развития в период дошкольного детства.
Цель программы: сохранение психологического здоровья воспитанников в группах раннего возраста посредством использования инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса
Задачи программы:
- Обеспечить психологически комфортное привыкание детей к условиям дошкольного учреждения
- Обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников
- Создать условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности детей
- Укреплять положительные взаимоотношения в семье
- Способствовать гармонизации взаимодействия ребенка со взрослыми
- Формировать активный интерес родителей к участию в жизни группы и детского сада
Шаги реализации программы
- Анализ психологической, педагогической литературы, нормативных документов об образовании по проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
- Участие педагога-психолога в родительском собрании на тему «Первый раз в детский сад», предоставление памяток с кьюаркодом для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду».
- Проведение консультации для педагогов ранних групп «Организация интернет - марафона, новой формы подготовки ребенка к ДОУ».
- Проведение интернет - марафона с родителями в социальных сетях.
- Анкетирование родителей (Готовность ребенка к детскому саду) через социальные сети посредством кьюаркода.
- Проведение группового родительского собрания на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста».
- Проведение мини-консультаций для родителей педагогом-психологом в социальной группе «В Контакте».
- Проведение психолого-педагогической диагностики детей с целью выявления эффективности реализации программы.
- Проведение мастер-классов в совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях в социальной группе «В Контакте»
- Проведение наблюдений педагогом - психологом за протеканием периода адаптации детей, оказание помощи педагогам и родителям
- Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей»
- Проведение занятий с родителями и детьми в Игровой гостиной «В гостях у колобка»
Оценочные материалы программы
Оценочный лист Ю.А. Афонькиной «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»
Целевая аудитория
Дети 1-3 лет, родители, педагоги
Сроки реализации программы
8 месяцев
Содержательный раздел программы
Тематическое планирование
месяц | тема | Цели | Форма организации | Целевая аудитория |
Август | Общее собрание для родителей детей, которые впервые поступят в ДОУ «Первый раз в детский сад» | Довести до сведения родителей необходимую информацию о правах и обязанностях родителей, организационных моментах. Познакомить с задачами, содержанием и условиями работы ДОУ. | очно | родители |
Предоставление памяток для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» | Познакомить родителей с особенностями привыкания ребенка к новым условиям. | Очно, дистанционно | ||
Знакомство родителей с QR-кодом | Привлечь родителей к участию в анкетировании, используя Qr-код | очно, дистанционно | ||
Анкетирование родителей (Готовность ребенка к детскому саду) посредством QR-кода | Поучить сведения об индивидуальных особенностях каждого ребенка до момента поступления его в дошкольное учреждение | дистанционно | ||
Проведение консультации для педагогов ранних групп «Организация интернет-марафона, новой формы подготовки ребенка к ДОУ» | Познакомить педагогов с новой формой работы с родителями для более успешного протекания периода адаптации детей | очно | педагоги | |
Проведение интернет-марафона с родителями в социальных сетях | Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами и друг с другом Сформировать желание принимать участие в социальной группе и жизни группы детей Облегчить период протекания адаптации детей Укрепить доверие родителей к педагогам | дистанционно | ||
Сентябрь | Проведение групповых родительских собраний 1.«Возрастные особенности детей раннего возраста». Подведение итогов проведения интернет-марафона» | Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста Осуществить обмен мнений о проведении интернет – марафона Рассказать о взаимодействии в социальных сетях | очно | родители |
Дистанционные сеансы с педагогом-психологом: «Малышу – 2 года» | Познакомить родителей с психическими особенностями детей раннего возраста | дистанционно | ||
Размещение в родительских уголках, на сайте ДОУ и на страницах социальных групп рекомендаций по адаптации ребёнка к детскому саду | Обогатить знания родителей, облегчить психологическую нагрузку на детей | очно, дистанционно | ||
Проведение наблюдений педагогом – психологом и воспитателями за протеканием адаптации детей, использование адаптационных методов и приемов | Собрать сведения об особенностях протекания периода адаптации каждого ребенка, облегчить период адаптации детей | очно | педагоги | |
Заполнение педагогами листов наблюдений «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» | Собрать сведения об особенностях протекания периода адаптации каждого ребенка | очно | ||
Проведение педагогом-психологом индивидуальных консультаций с педагогами по вопросам адаптации ребенка | Оказать необходимую помощь педагогам и родителям для более успешного протекания периода адаптации детей | очно | ||
Октябрь | Проведение наблюдений педагогом – психологом и педагогами групп за протеканием адаптации детей, использование адаптационных методов и приемов | Собрать сведения об особенностях протекания периода адаптации каждого ребенка, облегчить период адаптации детей | очно | педагоги |
Заполнение педагогами листов наблюдений «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» | Собрать сведения об особенностях протекания периода адаптации каждого ребенка | очно | ||
Проведение психолого-педагогической диагностики адаптации детей к новым условиям, представление результатов | Провести сравнительный анализ протекания адаптации у каждого поступившего ребенка | очно | ||
Проведение мастер-класса в совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях в социальной группе «В Контакте» «Цветочки из осенних листьев» | Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы, укрепить взаимоотношения в семье | дистанционно | родители,дети | |
Дистанционная работа с родителями детей раннего возраста, не посещающих ДОУ | Цель: взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребенка в домашних условиях Задачи:
| дистанционно | ||
Ноябрь | Проведение мастер-класса в совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях в социальной группе «В Контакте» «Веселый человечек» | Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы, укрепить взаимоотношения в семье | дистанционно | родители, дети |
Сеансы с педагогом-психологом: игры с водой «Салют для мамы» | Обучить родителей правилам игр с детьми раннего возраста, вызвать желание играть с детьми, укреплять детско-родительские взаимоотношения | дистанционно | ||
Консультация «Кризис трех лет» | Познакомить педагогов с приемами реагирования при возникновении кризисных ситуаций с детьми | очно | педагоги | |
декабрь | Родительское собрание «Режим дня в группе раннего возраста» с использованием видеороликов с участием детей группы: - «Наш режим» -«Зарядка вместе с нами» | Познакомить родителей с жизнью детей в детском саду в течение дня, напомнить о необходимости соблюдения режима дня, обучить правилам проведения гимнастики | очно | родители |
Дистанционные сеансы с педагогом-психологом: «Как научить ребенка самостоятельно одеваться» | Обогатить знания родителей о развитии навыков самообслуживания у ребенка | дистанционно | ||
Проведение мастер-класса в совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях в социальной группе «В Контакте» «Морковка для зайчиков» | Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы, укрепить взаимоотношения в семье | дистанционно | родители, дети | |
Игровая гостиная «В гостях у колобка» Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей» Мастер-класс «Рисуем фон": нетрадиционные формы изодеятельности | Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы и детского сада, укрепить взаимоотношения в семье, вызвать интерес к совместной творческой деятельности | очно | родители, дети | |
Январь | Дистанционные сеансы с педагогом-психологом: «Кризис 3 лет» | Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка в период кризиса 3 лет, обучить приемам взаимодействия с детьми | дистанционно | родители |
Игровая гостиная «В гостях у колобка» Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей» Мастер класс «Делаем героя»: нетрадиционные формы изодеятельности | Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы и детского сада, укрепить взаимоотношения в семье, вызвать интерес к совместной творческой деятельности | очно | родители, дети | |
Интерактивная игра с родителями «Кризис трех лет» | Вызвать у родителей интерес участию в игре, закрепить полученные знания | дистанционно | родители | |
Февраль | Дистанционные сеансы с педагогом-психологом: «Подвижные игры как способ позитивного общения» | Обучить родителей правилам игр с детьми раннего возраста, вызвать желание играть с детьми, укреплять детско-родительские взаимоотношения | дистанционно | родители |
Игровая гостиная «В гостях у колобка» Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей» Съемки сцен мультфильмов | Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы и детского сада, укрепить взаимоотношения в семье, вызвать интерес к совместной творческой деятельности | очно | родители | |
Март | Дистанционные сеансы с педагогом-психологом: «Многогранные возможности игр с водой: «Капитошка» | Обучить родителей правилам игр с детьми раннего возраста, вызвать желание играть с детьми, укреплять детско-родительские взаимоотношения | дистанционно | родители, дети |
Игровая гостиная «В гостях у колобка» Реализация психолого-педагогического проекта «Мультфильм вместе с семьей» Просмотр мультфильмов | Привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми, сформировать желание участвовать в жизни группы и детского сада, укрепить взаимоотношения в семье, вызвать интерес к совместной творческой деятельности | очно | родители, дети |
Общие принципы реализации программы
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Единые требования членов семьи и работников образовательного учреждения.
- Последовательность в выполнении требований.
Предполагаемые результаты
- Легкая адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
- Укрепление положительных взаимоотношений в семье.
- Формирование активного интереса родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Список литературы, использованной при разработке программы
1.«Реализация содержания образовательной деятельности» Практическое пособие Ранний возраст. Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017, Н.А.Карпухина
2. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста»
Современные технологии.
Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. Ю.А. Афонькина, Волгоград: Учитель.
3.«Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы». Авт.- сост. О.Е. Белова, Волгоград: Методкнига.
4. «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами». Комплексы игровых упражнений и действий.
Н.Ю. Галой, Волгоград: Учитель, 2015
5. «Диалог с родителями». Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э., М: ТЦ Сфера, 2016.
6. «Делаем вместе». Технология взаимодействия участников образовательного процесса. Мустафина Т.В., Никулина Е.Б., М: ТЦ Сфера, 2020
7. «Работа с семьей в ДОО». Современные подходы. Козлова А.В.. Дешеулина Р.П., М – ТЦ Сфера, 2018
8. «Детский сад: работа с родителями». Прохорова С.Ю., Хижова Е.Б., М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ. 2014
9. «На крыльях детства: примерная основная образовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги".
В материале содержится текст выступления на ГМО по раннему развитию....
Работа в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».
Нaша группа рaннего возраста стала работать по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраcста «Первые шаги» с 2020 года. Программа «Первые шаги» стала ...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: • личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; • полноценного общения ребёнка со сверстниками,...
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е...
Программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....