Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Юный шахматист"
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Юный шахматист"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Юный шахматист" | 758.17 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Содержание | Страница |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Актуальность программы | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы | 5 |
1.3. | Планируемые результаты программы | 5 |
1.4. | Характеристика особенностей детей: - от 5 до 6 лет - от 6 лет до прекращения образовательных отношений | 6 |
1.5. | Основные принципы реализации программы | 9 |
2. | Содержательный раздел | 10 |
2.1. | Учебный план | 10 |
2.2 | Календарный учебный график | 12 |
2.3. | Перспективный план для детей - от 5 до 6 лет - от 6 лет до прекращения образовательных отношений | 12 |
3. | Материально-техническое обеспечение | 32 |
3.1. | Кадровые условия | 32 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение | 33 |
4. | Оценка качества освоения программы | 34 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями), СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
- Актуальность и новизна программы
Дополнительная общеразвивающаяпрограмма «Юный шахматист» является программой физкультурно-спортивнойнаправленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5 -6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.
Предлагаемая программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Шахматы в детском саду открывают широкие возможности пытливому уму дошкольников, позволяют обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяют снизить уровень стресса, благотворно влияют как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматам, позволяет реализовать множество задач, даёт возможность учить детей без принуждения, поддерживать постоянный интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Важным моментом становится деятельность самих воспитанников, когда онинаблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делаютвыводы, выясняют закономерности.О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким важным событиям, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любойсреде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном возрасте.
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист» разработана на основепрограммы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.
- Цели и задачи реализации программы
Цель:обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
-расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и
-активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание.
-вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность
Уровень сложности программы – стартовый. Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления.Сложность материала – минимальная.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Объем освоения программы – 60 часов.
Срок освоения программы – 2 учебных года.
Форма обучения – очная, групповая.
Количество детей в группе – 10 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми от 5 лет до прекращения образовательных отношений. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности в многофункциональном кабинете.
- .Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы дошкольникиузнают:
- шахматную доску и её структуру; обозначение полей линий; ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- -основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
В результате реализации программы дошкольники научатся:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути её достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.
Итоговые результатыпредоставляются в форме игровых соревнований, шахматных турнирах, развлечений, открытых мероприятиях учреждения и других мероприятиях.
- .Характеристика особенностей развития детей
Характеристика особенностей развития детей от 5 до 6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается.
С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.
Имеет собственное представление о красоте. Он познает мир прекрасного, через посещение музеев, театров, филармоний, начинает понимать классическую музыку.
Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.
Характеристика особенностей развития детей от 6 лет до прекращения образовательных отношений
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
1.5. Основные принципы реализации программы
Уровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность материала – минимальная. Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Реализация программы «Юный шахматист» осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующихфакторов обучающего процесса. Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта деятельности.
2. Содержание программы
2.1. Учебный план
для детей от 5 до 6 лет
№ | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Легенда о Радже и мудреце | 1 | 1 | 0 | |
В стране шахматных чудес | 2 | 2 | 0 | |
Шахматная доска | 3 | 1 | 2 | |
Начальное положение | 2 | 1 | 1 | |
Шахматные фигуры | 2 | 1 | 1 | |
Ладья | 3 | 1 | 2 | |
Слон | 3 | 1 | 2 | |
Ладья против слона | 4 | 0 | 4 | |
Ферзь | 3 | 1 | 2 | |
Ферзь против ладьи и слона | 5 | 0 | 5 | |
Конь | 4 | 1 | 3 | |
Конь против ферзя, ладьи и слона | 4 | 0 | 4 | |
Пешка | 4 | 2 | 2 | |
Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | 5 | 0 | 5 | |
Король | 2 | 1 | 1 | |
Шах | 3 | 1 | 2 | |
Мат | 3 | 1 | 2 | |
Ничья. Пат. | 3 | 1 | 2 | |
Шахматная партия с ограниченным количеством фигур | 2 | 1 | 1 | |
Шахматная партия | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 60 | 18 | 42 |
Учебный план
для детей от 6 до 7 лет до окончания образовательных отношений
№ | Название раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
Краткая история | 2 | 1 | 1 | ||
Повторение пройденного, шахматная доска. | 2 | 1 | 1 | ||
Пешка | 4 | 1 | 3 | ||
Шах | 5 | 2 | 3 | ||
Мат | 5 | 2 | 3 | ||
Пат | 4 | 2 | 2 | ||
Рокировка | 4 | 2 | 2 | ||
Нотация | 5 | 2 | 3 | ||
Ценность | 5 | 1 | 4 | ||
Шахматные часы | 3 | 1 | 2 | ||
Техника матования одинокого короля | 2 ладьи против короля | 2 | 1 | 1 | |
Ферзь и ладья против короля | 2 | 1 | 1 | ||
Ферзь и король против короля | 2 | 1 | 1 | ||
Ладья против короля | 2 | 1 | 1 | ||
Шахматная комбинация (волшебное превращение пешки) | 1 | 0 | 1 | ||
Патовая комбинация | 2 | 1 | 1 | ||
Дебют | 2 | 1 | 1 | ||
Миттельшпиль | 2 | 1 | 1 | ||
Эндшпиль | 2 | 1 | 1 | ||
Шахматная партия | 4 | 0 | 4 | ||
Итого | 60 | 23 | 37 |
2.2 Календарный учебный график
Годовой календарный график к программе «Юный шахматист» определяет: начало обучения – 1 октября и окончание обучения – 31 мая.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество занятий/ часов | Режим занятий |
1 год | октябрь | май | 30 | 60/30 | 2 раза в неделю по 30 мин |
2 год | октябрь | май | 30 | 60/30 | 2 раза в неделю по 30 мин |
2.3. Перспективный план для детей от 5 лет до 6 лет
№ п/п | Тема | мин | Программное содержание |
Легенда о Радже и Мудреце | 30 | Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Вызвать интерес к игре. Чтение сказки «Легенда о Радже и Мудреце». Беседа по содержанию | |
В стране шахматных чудес | 1 | Формирование первоначальных представлений о фигурах; Дидактические задания и игры. | |
В стране шахматных чудес (продолжение темы) | 1 | Закрепить знания о понятия о фигурах; Д.и. «Чудесный мешочек», «Узнай и назови» | |
«Шахматная доска» | 1 | Познакомить с новыми понятиями «шахматная доска», «черные и белые поля, чередование белых и черных полей, учить правильно, располагать доску между партнерами. Используя черные и белые кубики или квадраты, выкладывать поля, чередующиеся между собой. Игры – задания: «Собери вертикаль и горизонталь» и т.д | |
«Шахматная доска» | Закреплять знания о новых понятиях «шахматная доска», «черные и белые поля, чередование белых и черных полей, учить правильно, располагать доску между партнерами. Используя черные и белые кубики или квадраты, выкладывать поля, чередующиеся между собой. Игры – задания: «Собери вертикаль и горизонталь» и т.д | ||
«Шахматная доска» | Познакомить с новыми понятиями – вертикальные и горизонтальные линии. Закреплять полученные поля, «центр» шахматной доски. Познакомить с новым понятием «диагональ».Закреплять полученные знания с помощью игр – заданий. Д.и. «Что изменилось? Задания: «Выложи из кубиков или квадратов белую (черную) диагональ. «Нарисуй диагональ на доске». | ||
Начальное положение | 1 | Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение» или начальная «позиция», «партия». Запомнить правило «Ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством игр - заданий Игры – задания, Д.и. «Что пропало?», «Путаница», «Чудесный мешочек» | |
Начальное положение | 1 | Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Д.и. «Путаница». Блиц – опрос по пройденной теме. | |
Шахматные фигуры | Познакомить детей с шахматными фигурами белыми и черными (ферзь, король, конь, ладья, пешка, слон), учить их сравнивать между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Д.и. «Найди фигуру», «Угадай – ка», «Кто быстрее?», ИКТ «Динозавры» | ||
Шахматные фигуры | 1 | Закрепить знания о шахматных фигурах. Упражнять в правильном назывании шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью д.игр – заданий. Д.и. «Черные и белые», «Чудесный мешочек», «Какой фигуры не стало?». | |
Шахматная фигура «Ладья» | 1 | Познакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», новым понятием «ход фигуры» «Ладья» - место Ладьи в начальной позиции, ход, взятие, решение простейших шахматных задач ИКТ «Динозавры». Работа по заданию педагога | |
Шахматная фигура «Ладья» | 1 | Закрепить полученные знания о шахматной фигуре «Ладья» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на один ход вперед. | |
Шахматная фигура «Ладья» | 1 | Компьютерная игра «Динозавры». Дети разбиваются на пары, разыгрывание различных позиций. Шахматные диаграммы с заданиями, блиц – опрос, работа парами за шахматной доской. Разыгрывание позиции: «Ладья против Ладьи» | |
Шахматная фигура «Слон» | Познакомить с шахматной фигурой «Слон». Место Слона, белопольные и чернопольные слоны, ход слоном показать детям, как слон выполняет «взятие». Дидактические игры – задания: «Лабиринт» | ||
Шахматная фигура «Слон» | 1 | Вспомнить с детьми, какое положение занимают слоны перед началом партии. Называть поля, на которых стоят слоны в начальном положении. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. Дидактические игры – задания: «Цепочка», «Самая короткая дорожка». Работа с шахматными диаграммами | |
Шахматная фигура «Слон» | 1 | Вспомнить с детьми, какое положение занимают слоны перед началом партии. Называть поля, на которых стоят слоны в начальном положении. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. Дидактические игры – задания: «Цепочка», «Самая короткая дорожка». Работа с шахматными диаграммами | |
«Ладья» против «Слона»(игровая практика) | 1 | Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске. Учить детей предвидеть ход событий, и, в соответствии этим, выбирать методы защиты или нападения. Игры – задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита» | |
«Ладья» против «Слона»(игровая практика) | 1 | Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Учить следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая предыдущие ходы соперника и предвидя ответный ход. Разыгрывание позиций, игра в парах. Игры – задания «Взятие», «Защита», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | |
«Ладья» против «Слона» (игровая практика) | 1 | Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Учить следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая предыдущие ходы соперника и предвидя ответный ход. Разыгрывание позиций, игра в парах. Игры – задания «Взятие», «Защита», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | |
«Ладья» против «Слона» (игровая практика) | 1 | Закрепить полученные знания детей о шахматных фигурах «ладья», «слон» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей и слоном, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход Разыгрывание позиций: «Атака неприятельской фигуры», «Защита», «Двойной удар». Игровой прием: в гости к детям приходит шахматная фигура «Ладья». Блиц – турнир | |
Шахматная фигура «Ферзь» | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дидактической сказки «Могучая фигура», беседа по содержанию; Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». | |
Шахматная фигура «Ферзь» (игровая практика) | 1 | Закрепление знаний о шахматной фигуре «Ферзь», Месте ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием; Отработка практических навыков. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». | |
Шахматная фигура «Ферзь» (игровая практика) | 1 | Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить следовать правилам ведения шахматной партии, делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход. Учить детей понимать и правильно решать поставленную передними учебную задачу Дидактические игры, «Игра на уничтожение», «Найди фигуру», «Ограничение подвижности». «Захват контрольного поля». | |
«Ферзь» против «Ладьи» и «Слона» | 1 | Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Игры – задания: «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение» | |
25 | «Ферзь» против «Ладьи» и «Слона» | 1 | Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение» |
26 | «Ферзь» против «Ладьи» и «Слона» | Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Игры – задания: «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение» | |
27 | «Ферзь» против «Ладьи» и «Слона» | Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Игры – задания: «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение» | |
28 | «Ферзь» против «Ладьи» и «Слона» | Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Игры – задания: «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение» | |
29 | Шахматная фигура «Конь» | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. Развитие внимания, умения отстаивать свою позицию Чтение сказки «Прыг, скок и вбок». Рассказ и показ сложности ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура |
30 | Шахматная фигура «Конь» (игровая практика) | 1 | Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (местом коня в начальном положении, ходами). Упражнять в ходе коня и во взятии Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». |
31 | Шахматная фигура «Конь» (игровая практика) | 1 | Закреплять полученные знания о шахматной фигуре «конь», в игровой практике на шахматной доске. Учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий. Вспомнить и применять знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры. Игры – задания: «Защити свою фигуру», «двойной удар», «Взятие неприятельской фигуры» |
32. | Шахматная фигура «Конь» (игровая практика) | 1 | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции. Д/и «Волшебный мешочек» Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» |
33 | Конь против «Ферзя», «Ладьи», «Слона» (игровая практика) | 1 | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции. Д/и «Волшебный мешочек» Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» |
34 | Конь против «Ферзя», «Ладьи», «Слона» (игровая практика) | 1 | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции. Д/и «Волшебный мешочек» Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» |
35 | Конь против «Ферзя», «Ладьи», «Слона» (игровая практика) | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции. Д/и «Волшебный мешочек» Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» | |
36 | Конь против «Ферзя», «Ладьи», «Слона» (игровая практика) | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции. Д/и «Волшебный мешочек» Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» | |
37. | Шахматная фигура «Пешка» | 1 | Познакомить детей с «пешкой», место пешки в начальном положении, взятие. Взятие на проходе Игра парами за шахматной доской. Игры на смекалку. Поединки |
38. | Пешка «Ни шагу назад!» | 1 | Продолжать знакомство с шахматной фигурой «пешка», с понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Познакомить с новым понятием «превращение пешки» Дидактические игры- задания: «Взятие», «Защити свою фигуру «Чтение дидактической сказки «Детский сад. «Чудесная Пешка». Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Д/и «Волшебный мешочек». |
39. | Пешка «Ни шагу назад!» | 1 | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух) |
40. | «Пешка» против «Ферзя», «Ладьи» «Слона» «Коня» | 1 | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух) |
41 | «Пешка» против «Ферзя», «Ладьи» «Слона» «Коня» | 1 | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух) |
42 | «Пешка» против «Ферзя», «Ладьи» «Слона» «Коня» | 1 | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух) |
43 | «Пешка» против «Ферзя», «Ладьи» «Слона» «Коня» | 1 | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух) |
44. | Шахматная фигура «Король» | 1 | Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции, ход короля, взятие Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». |
45. | Шахматная фигура «Король» | 1 | Закрепить у детей предыдущие знания, учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Дидактические игры – задания: «Цепочка», «Самая короткая дорожка» |
46. | «Шах» | 1 | Познакомить детей с новым понятием «Шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать Индивидуальные игры – задания, карточки с заданиями. |
47. | «Шах» | 1 | Продолжать знакомить детей с понятием «шах», использовать во время игры варианты защиты от шаха. Игры с партнером, самостоятельное использование вариантов защиты от шаха |
48. | «Шах» | 1 | Продолжать знакомить детей с понятием «шах», использовать во время игры варианты защиты от шаха. Игры с партнером, самостоятельное использование вариантов защиты от шаха |
49. | «Мат» | 1 | Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет Карточки с шахматными диаграммами |
50. | «Мат» | 1 | Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет Карточки с шахматными диаграммами |
51 | «Мат» | 1 | Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет Карточки с шахматными диаграммами |
52 | Ничья, Пат | 1 | Познакомить детей с новыми понятиями «мат» «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий Игры – задания на закрепление изученного материала Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат». Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пропавшая фигура» «Пат или не пат». |
53 | Ничья, Пат | 1 | Учить находить позиции, в которых есть пат в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий Игры – задания на закрепление изученного материала Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат». Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пропавшая фигура» «Пат или не пат». |
54 | Ничья, Пат | 1 | Учить находить позиции, в которых есть пат в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий Игры – задания на закрепление изученного материала Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат». Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пропавшая фигура» «Пат или не пат». |
55 | Шахматная партия с ограниченным количеством фигур | 1 | Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов. Закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр - заданий Блиц – опрос Игровая практика. Разыгрывание партий между детьми |
56 | Шахматная партия с ограниченным количеством фигур | 1 | Закреплять полученные знаниями, посредством практических и индивидуальных. Учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно решать ее Практические задания |
57 | Шахматная партия с ограниченным количеством фигур | 1 | Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов. Закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр - заданий Блиц – опрос Игровая практика. Разыгрывание партий между детьми |
58 | Шахматная партия | 1 | Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров Дидактические игры – задания, диаграммы. Игровая практика. Разыгрывание партий между детьми |
59 | Шахматная партия | 1 | Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров Дидактические игры – задания, диаграммы. Игровая практика. Разыгрывание партий между детьми |
60 | Шахматная партия | 1 | Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров Дидактические игры – задания, диаграммы. Игровая практика. Разыгрывание партий между детьми |
2.4.Перспективный план для детей от 6лет до окончания образовательных отношений
№ п/п | Тема | мин | Программное содержание |
Краткая история | 1 | Вспомнить историю возникновения и происхождение шахмат. Способствовать развитию интереса к игре. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Сказка – легенда о возникновении игры «шахматы» | |
Краткая история | 1 | Продолжать знакомить детей с историей возникновения шахмат. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Вызвать интерес к игре. | |
Повторение пройденного. Шахматная доска. | 1 | Закрепление понятий: поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Начальное положение. Ходы шахматных фигур. | |
Повторение пройденного. Шахматная доска. | 1 | Закрепление понятий: поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Начальное положение. Ходы шахматных фигур. | |
Пешка. | 1 | Ход пешки. Взятие. | |
Пешка. | 1 | Ход пешки. Взятие.Взятие на проходе. | |
Пешка. | 1 | Ход пешки. Взятие.Взятие на проходе. | |
Пешка. | 1 | Ход пешки. Взятие.Взятие на проходе. | |
Шах | 1 | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактические задания «Шах или не шах». | |
Шах | 1 | Дидактические игры и задания «Первый шах», «Шах или не шах». | |
Шах | 1 | Защита от шаха.Дидактические задания "Защита от шаха".Шах или не шах». | |
Шах | 1 | Открытый шах.Дидактические игры и задания «Первый шах», «Дай открытый шах». | |
Шах | 1 | Дидактические игры и задания «Дай открытый шах»,«Первый шах». | |
Мат | 1 | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". | |
Мат | 1 | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". | |
Мат | 1 | Мат в один ход. Мат в один ход слоном, конем (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". | |
Мат | 1 | Мат в один ход. Мат в один ход пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". | |
Мат | 1 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | |
Пат | 1 | Отличие пата от мата. Примеры на пат. | |
Пат | 1 | Отличие пата от мата. Дидактическое задание «Пат или не пат». | |
Пат | 1 | Варианты ничьей. Примеры. | |
Пат | 1 | Варианты ничьей. Примеры. | |
Рокировка | 1 | Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | |
Рокировка | 1 | Рокировка на королевском фланге. | |
25 | Рокировка | 1 | Рокировка на ферзевом фланге. |
26 | Рокировка | 1 | Игровая практика. |
27 | Шахматная нотация | 1 | Дидактические задания «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика (дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое идет). |
28. | Шахматная нотация | 1 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. |
29. | Шахматная нотация | 1 | Краткая и полная шахматная нотация. |
30. | Шахматная нотация | 1 | Итоговая практика (с записью фрагмента шахматной партии). |
31. | Шахматная нотация | 1 | Итоговая практика (с записью фрагмента шахматной партии). |
32. | Ценность шахматных фигур | 1 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». |
33. | Ценность шахматных фигур | 1 | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. |
34. | Ценность шахматных фигур | 1 | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. |
35. | Ценность шахматных фигур | 1 | Ценность шахматных фигур Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способ защиты. Дидактическое задание «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика. |
36. | Шахматные часы | 1 | Понятия «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени». |
37. | Шахматные часы | 1 | Игровая практика «контроль времени». |
38. | Шахматные часы | 1 | Игровая практика «контроль времени». |
39. | Техника матования. Две ладьи против короля. | 1 | Техника матования одинокого короля Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат». Игровая практика. |
40. | Техника матования. Две ладьи против короля. | 1 | Техника матования одинокого короля Дидактические задания «Мат в один ход», «На крайнюю линию»». Игровая практика. |
41. | Техника матования. Ферзь и ладья против короля. | 1 | Техника матования одинокого короля Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход». Игровая практика. |
42. | Техника матования. Ферзь и ладья против короля. | 1 | Техника матования одинокого короля Дидактические задания: «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
43. | Техника матования. Ферзь и король против короля. | 1 | Техника матования одинокого короля Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход». Игровая практика. |
44. | Техника матования. Ферзь и король против короля. | 1 | Техника матования одинокого короля Дидактические задания «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
45 | Техника матования. | 1 | Ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат». Игровая практика. |
46 | Техника матования. | 1 | Ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат». Игровая практика. |
47 | Шахматная комбинация | 1 | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
48. | Шахматная комбинация | 1 | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
49. | Патовая комбинация | 1 | Патовая комбинация.Дидактическое задание Игровая практика. |
50. | Патовая комбинация | 1 | Патовая комбинация. Дидактическое задание Игровая практика. |
51. | Дебют | 1 | Принципы игры в дебюте. Быстрое развитие фигур. Борьба за центр. Гармоничное пешечное расположение. |
52. | Дебют | 1 | Принципы игры в дебюте. Быстрое развитие фигур. Борьба за центр. Связка в дебюте. |
53. | Миттельшпиль | 1 | Тактические принципы. Связка в миттельшпиле. Матовые комбинации. |
54. | Миттельшпиль | 1 | Матовые комбинации. Комбинации для достижения ничьей. |
55 | Эндшпиль | 1 | Основы эндшпиля Элементарные окончания. |
56 | Эндшпиль | 1 | Основы эндшпиля Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. |
57 | Шахматная партия | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения. |
58. | Шахматная партия | 1 | Шахматная партия Правила поведения |
59. | Шахматная партия | 1 | Шахматная партия Демонстрация коротких партий. |
60. | Шахматная партия | 1 | Шахматная партия Дебют. Несколько вариантов дебюта. |
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Кадровые условия
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
ФИО педагога | Горшкова Евгения Михайловна |
Образование | |
Уровень образование | Высшее профессиональное образование |
Место обучения | «Омская гуманитарная академия», город Омск |
Стаж работы и квалификационная категория | |
Общий | 24 лет |
Педагогический | 24 лет |
В данном учреждении | 12 лет |
Квалификационная категория | Высшаяквалификационная категория Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.04.2019 № 497 |
Курсы повышение квалификации | |
Тема курсов повышения квалификации | «Методика преподавания шахмат в ДОУ», 72часа, город Сургут |
3.2. Материально-техническое обеспечение
Помещение
Помещение | |
Наименование помещение | Многофункциональный кабинет |
Расположение | 3 этаж |
Площадь (кв. м2) | 40.4 |
Естественное освещение | Восток |
Количество окон | 1 |
Площадь окон (кв. м2) | |
Учебное оборудование | |
Оснащения помещения | Материалы для непосредственной работы с детьми |
Шахматные наборы Шахматные столы Интерактивная доска Демонстрационная магнитная доска Компьютер Принтер Интерактивный стол. Напольные шахматы Шахматные часы Мультимедийное оборудование Флеш-носители | Дидактические игры, подборка шахматных загадок, шахматные наборы, портреты великих шахматистов, лабиринты, иллюстрации. |
Методическое обеспечение | |
1. И.Г.Сухин «Шахматы первый год или учусь и учу» 2. И.Г.Сухин «Шахматы второй год или учусь и учу» 3. И.Г.Сухин Программы курса «Шахматы-школе» 4. Н.М. Петрушина «Шахматный учебник для детей» 5. Т. Ноттингем «Шахматы для будущих чемпионов» 6. А. Трофимова «Учебник юного шахматиста» 7. Н.М. Петрушина «Шахматные окончания для детей» 8. И.Г. Сухин «Шахматы для детей.» 9. Е.П. Быкова Т.Н. Локтева «Шахматы для малышей" 10. И.Г. Сухин «Задачник» 11. Н.М. Петрушина «Шахматные дебюты для детей» 12. И.Г.Сухин «Шахматы тайны королевской игры 3» третий год обучения. 13. О.Должикова «Шахматы: просто и весело» 14. Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова «Шахматы в школе» 15. Т.Степовая Рабочая тетрадь «Тигрёнок в шахматном королевстве» 16. Э.Э.Усманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова Рабочая тетрадь. |
4.Оценка качества освоения программы
Педагогический мониторингзнаний и умений детейпроводится как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
К концу первого учебного года ребенок должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем.
- историю возникновения шахматной игры;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- решать элементарные шахматные задачи;
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры.
К концу второго учебного года ребёнок должен знать:
- обозначение полей линий;
- ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
- ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,
- защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу второгоучебного года ребёнок должен уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять
- наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
- определять общую цель и пути её достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Принципы педагогической диагностики
Основными принципами диагностики и контроля успеваемости обучающихся являются систематичность, объективность, наглядность.
Принцип систематичности заключается в том, что все обучаемые подвергаются систематическому диагностированию с первого и до последнего дня проведения занятий. Контроль необходимо осуществлять с такой периодичностью, чтобы достоверно и объективно проверить то содержательное наполнение образовательного процесса, что обучающимся необходимо знать и применять в практической деятельности. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностики, при котором различные методы, формы и средства диагностирования, проверки и оценивания реализуются в единстве и тесной взаимосвязи, подчиняются одной образовательной цели. Требование принципа систематичности выражается, прежде всего, в необходимости осуществления диагностического контролирования на всех уровнях дидактического процесса - от первоначального восприятия знаний и до их практического использования. Такой подход исключает универсальность отдельных форм, методов и средств педагогического диагностирования.
Принцип объективности заключается в научном обосновании содержания диагностических процедур, тестовых заданий, методик, вопросов, в точном, соответствующем установленным критериям контроле и оценке знаний, умений, навыков. Практически объективность педагогической диагностики заключается в том, что независимо от педагогов, осуществляющих диагностирование, методов, средств и форм контроля выставленные оценки совпадают.
Принцип наглядности состоит прежде всего в осуществлении открытых испытаний всех обучающихся по одинаковым критериям и параметрам. Рейтинг каждого обучаемого, устанавливаемый в процессе диагностики, носит формализованный, наглядный характер. Существенными условиями реализации принципа наглядности являются формирование результатов диагностических срезов, их анализ, составление перспективных планов устранения пробелов.
Педагогическая диагностика как важная составляющая профессионально-педагогической деятельности требует от педагога постоянного изучения и оценки динамики развития педагогического процесса. Она дает возможность констатировать исходное состояние образовательного процесса и указания для практического решения запланированных педагогических задач.
Методы проведения педагогической диагностики
Формализованные методы:диагностическое задание, диагностическая ситуация.
Мало формализованные методы:наблюдение.
Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности
Содержание обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
Критерии оценкиосвоения программы детьми от 5 лет до 6 лет
Высокий - 2:
Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
Средний - 1: ребенок затрудняется быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Низкий - 0:
Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Критерии оценки освоения программы детьми от 6лет до прекращения образовательных отношений
Высокий - 2:
Имеет понятиеосновные шахматные понятия (шах, мат, пат, др.) Умеетиграть партию от начала до конца по шахматным правилам,оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса. Умеет записывать шахматные партиии позиции, разыгрывать партии по записи.
Средний - 1:Имеет понятиеосновные шахматные понятия (шах, мат, пат, др.)Разыгрывает партию от начала до конца с помощью взрослого. Записывает шахматные позиции и разыгрывает их по записис некоторыми подсказками.
Низкий - 0:
. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат», «пат». Не умеет разыгрыватьпартиюот начала до конца по шахматным правилам.
.
4.5.Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программыдля детей от 5 лет до 6 лет
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Итог | Шахматная доска | Правильное расположение доски между партнерами | Начальное положение фигур | Название шахматных фигур | Правила хода и взятия каждой фигуры | ||||||||||||||
Шахматные поля | Горизонталь | Вертикаль | Диагональ | Центр поля | Ладья | Слон | Пешка | Конь | Король | Ферзь | Ладья | Слон | Пешка | Конь | Король | Ферзь | |||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 |
Условные обозначения:
2 – высокий уровень
1 - средний уровень
0 – низкий уровень
Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы для детей от 6 лет до 7 лет
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Итог | Основные шахматные понятия | Решать задачи «мат в один ход» | Шахматная нотация | |||||
Шах | Мат | Пат, ничья | Три стадии шахматной партии | Играть партию от начала до конца по шахматным правилам | записывать партии позиции | разыгрывать партии по записи | ||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 |
Условные обозначения:
2 – высокий уровень
1 - средний уровень
0 – низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет. 2022-2023 г.
1. Комплекс основных характеристик образования1.1 Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивная карусель» имеет физкультурно-спортивную напр...