Мастер-класс
учебно-методический материал
Применение камешков Марблс в развитии детей
дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnyy_seminar_dlya_vospitateley_obrazovatelnyh_organizatsiy.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный семинар для воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования
Тема: «Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс
Применение камешков Марблс в развитии детей
дошкольного возраста
подготовила воспитатель
МБДО «Стригуновский детский сад
Общеразвивающего вида»
Новикова В. Ю.
2024 год
Мастер-класс
Применение камешков Марблс в развитии детей
дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарований
Детей на кончиках пальцев.
От пальцев идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Цель: рассмотрение современной методики применения технологии в образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
∙ познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;
∙ мотивировать на применение камешков Марблс в деятельности с детьми;
∙ использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса развития мелкой моторики рук.
Оборудование:
∙ практические материалы, которые используются в работе для демонстрации воспитателям;
∙ камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;
∙ картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика» - игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, лабиринт, улитка, судоку, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда, божья коровка, баночки, картинки для звукового анализа, математическое дерево;
∙ чудесный мешочек
Ход мероприятия:
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер-классе.
2. Вступление
Тема мастер-класса «Применение камешков Марблс в развитии детей», или как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.
3. Теория.
Камушки получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.
Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла.
Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.
Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.
Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.
Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
Задачи:
1) формировать правильный захват шарика кистью руки;
2) развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3) развивать мышление;
4) развивать в ориентировку на плоскости;
5) профилактика оптико-пространственных нарушений;
6) работать над запоминанием цвета;
7) обогащать словарный запас;
8) развивать внимание и память;
9) профилактика дисграфии;
10) развивать фантазию ребенка.
С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но как известно, дети младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.
4. Практическая часть
Развивающие игры
(познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)
«Знакомство»
Цель: привлечь внимание детей к тактильному объекту
Оборудование: емкость с камешками Марблс
Ход: обращаем внимание на камешки и предлагаем перебирать камешки руками, выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом знакомим детей с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкие, прозрачные; цветом - красные, синие, зеленые…
Затем, дается время для самостоятельного манипулирования.
«Зеркало»
Цель: коррекция дисграфии, развитие зрительной памяти, мелкой моторики.
Оборудование: камешки марблс, изображение букв
Ход: 1. детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Нужно помочь буквам и убрать их неправильные отражения. Проверить можно по изображению буквы.
- детям предлагается выложить зеркально вторую половинку изображения.
«Змейка»
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развивать мелкую моторику рук
Оборудование: камешки марблс, для детей с низкой моторной ловкостью: специально заготовленные камешки на липучках.
Ход: детям предлагается выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: предложить выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета).
«Золушка»
Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев рук
Оборудование: камешки марблс, ёмкости или нарисованные «подносы»
Ход: Детям предлагается рассортировать камешки по признакам.
По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки.
По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера - для маленьких, средних, больших камней.
По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра - для овальных камней, круглых.
По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах».
По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.
Усложнение: рассортировать с завязанными глазами, определяя признаки осязательно. В паре кто быстрее разберет свой поднос с закрытыми глазами.
«Выложи узор» или «Дорожки»
Цель: развивать умение различать цвета, называть их, совершенствовать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки марблс, карточки с заданиями.
Ход: детям предлагается разложить камешки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение: 1. Выкладывать камешки, ориентируясь на образец на свободном пространстве. 2. Запомнить узор на карточке и выложить его по памяти.
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.
Оборудование: камешки марблс разные по форме и размерам, мешочек.
Ход: ребёнку предлагается выбрать камни разные по форме и величине. Затем все остальные камни складываются в мешочек, нужно на ощупь достать из мешочка камни похожие на выбранные им. Игру можно проводить с группой детей. Тогда первый круг — это выбор любого камня из мешочка, а второй круг — выбор точно такого же камня, как предыдущий.
«Продолжи ряд»
Цель: формирование умения находить закономерности.
Оборудование: камни марблс разных цветов; шаблоны.
Ход: ребёнку предлагается найти закономерность и продолжить ряд, раскладывая камни в пустые круги.
«Художники» или «Мозаика из камешков»
Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия.
Оборудование: камешки марблс разных цветов; шаблоны.
Ход: ребёнку предлагается по образцу выложить с помощью камней цветочки, рыбку, ёлочку, машинку.
«Волшебный мешочек»
Цель: развитие сенсорных эталонов, речевое развитие (умение согласовывать слово-предмет и слово-признак):
Оборудование: камешки марблс, тканевой мешочек
Ход: Ребёнку предлагается достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом (зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце).
«Вверх-вниз, вправо-влево»
Цель: развитие ориентировки в пространстве
Оборудование: камешки марблс, шаблон
1. Ход: детям предлагается рассмотреть эталон разложенных камешек на плоскости, необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.
2. Ход: детям предлагается по инструкции взрослого или образцу выложить разные камешки в центре, углах листа, проговаривая расположение угла (правый, левый, верхний нижний) Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию, или через устный контроль.
«Лабиринты»
Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, тактильных ощущений, мелкой моторики рук, зрительную память, внимание.
Оборудование: камешки марблс, картонная коробка с наклеенными обрезанными карандашами
Ход: ребёнку предлагается выбрать понравившейся ему камешек и провести его по лабиринту (наклоном коробки перекатывает его).
«Выложи по контуру»
Цель: развитие пространственных представлений, внимания.
Оборудование: камешки марблс, контуры фигур, цифр, букв. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камешки и образцы (с липучками).
Ход: детям предлагается заполнить предложенные контуры без учёта цветовой гаммы ли с учётом, только по контуру или картинку.
«Выкладывание сюжетных картинок из камешков»
Цель: развитие фантазии, речи, мелкой моторики.
Оборудование: камешки марблс, сюжетные картинки
Ход: Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме».
«Графический диктант» / «Расскажи про свой узор»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность или специально изготовленное поле), камешки марблс.
Ход: детям предлагается заполнить плоскость по инструкции взрослого, определяя центр, углы (верхний, нижний, левый, правый). Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагога. Вариант: взрослый предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
Ребёнок выкладывает узор по своему желанию, а затем рассказывает о нем.
«Крестики-нолики»
Цель: развивать логическое мышление, внимание, формировать адекватную реакцию на победу и поражение, здоровый игровой азарт, мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки марблс, игровое поле
Ход: клетки поля 3х3 знаки (один всегда крестики, другой всегда нолики). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики. Усложнение: игра с завязанными глазами. На камешки нанесен объемный рисунок ноликов и крестиков, рисунок на поле фактурный.
«Четвёртый лишний»
Цель: развивать внимание, совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять навык классифицировать предметы по цвету, форме, размеру.
Оборудование: камешки марблс
Ход: детям предлагается найти неподходящую по признаку фигуру (цвет, форма, размер)
«Зоркий глаз»
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики
Оборудование: камешки марблс
Ход: выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить, выложить.
«Магия»
Цель: развитие психических процессов, мелкой моторики
Оборудование: камешки марблс
Ход: Выложить заданную букву или фигуру. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.
«Найди и назови»
Цель: развитие психических процессов, навыка счёта, активного словаря
Оборудование: камешки марблс, карточки с изображением предметов разного цвета по лексической теме
Ход: ребёнку предлагается назвать предметы, посчитать, выложить столько же камешков, найти недостающий. Например: 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?
«Шифровальщики»
Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики, умения проводить звуко-буквенный анализ слов
Оборудование: камешки марблс
Ход: Выложить схему слова, каждый звук - определенным цветом камешка: красный - гласные, зеленый – мягкие согласные, синий - твердые согласные звуки.
«Назови ласково»
Цель: развитие мелкой моторики, речи (уменьшительно-ласкательная форма слов), ориентировка в пространстве
Оборудование: камешки марблс, предметные картинки
Ход: ребёнку предлагается помомчь сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно - ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.
Социально-коммуникативное развитие
«Радужные камешки»
Цель: снятие напряжения, развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков
Оборудование: камни марблс разных цветов
Ход: Ребенку предлагается закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем вкладывают в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения».
«Азбука настроения»
Ход: детям предлагается рассмотреть камешки, выбрать себе и представить, что камешек это его самая лучшая на свете рыбка. Затем дети отвечают на вопросы: Какое настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое? Какие чувства они испытывают: веселье, радость, счастье? Всего рассматривается 6 основных эмоций. Затем предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка.
«Где купался, Иванушка?»
Цель: развитие внимания, коммуникативных навыков, умения владеть собой, адекватно реагировать на удачи и неудачи.
Оборудование: камешек марблс
Ход: Дети садятся на скамейку. Одного из них назначают Иванушкой. Он отходит в сторону, остальные играющие складывают ладони "чашечкой" и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, камешек марблс. Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят:
- Где купался, Иванушка?
- Среди белого камушка.
Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня...
Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня...
В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камешек. К тому времени, когда дети заканчивают произносить текст, все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камешек. Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камешек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.
«Сумей промолчать»
Цель: развитие внимания, произвольности
Оборудование: камешек марблс
Ход: взрослый показывает детям камешек, и говорит, что спрячет его, а все должны будут его найти. Воспитатель предупреждает о том, что камешек будет видно, но плохо заметно. Каждый, кто заметит камешек, должен промолчать и только подойти к воспитателю и тихо, на ухо, сказать, где он находится. Никому, кроме воспитателя, говорить об этом нельзя. Когда камешек будет найден большинством детей, воспитатель скажет всем, кто его нашел первым, вторым и третьим. Они считаются выигравшими, потому что раньше всех нашли и сумели промолчать об этом.
Игры на снятие напряжения, релаксацию
(физическое развитие)
«Сухой бассейн»
Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.
Оборудование: пластиковая ёмкость с марблс.
Ход: ребёнку предлагается поместить ладони в ёмкость и перебирать пальчиками. Можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету
«Прятки с камешкам»
Упражнения на снятие мышечного напряжения.
Цель: снятие мышечного напряжения
Оборудование: камешки марблс
Ход: Поиграем с камешками в прятки? Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.
Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком
Подвижные игры
(физическое развитие)
«Собери камешки»
Цель: развитие моторики общей и мелкой, произвольности
Оборудование: камешки марблс, ёмкости
Ход: На полу расположены в хаотичном порядке камешки марблс, по сигналу дети должны собрать все камешки.
«Донеси – не урони»
Цель: развитие моторики
Оборудование: камешки марблс, пластмассовая ложка
Ход: Выбирается несколько детей, которым дается пластмассовая ложечка с помощью которой каждый ребенок должен донести камешек марблс до определенной цели и не выронить его. Побеждает тот, кто, не уронив камешек с ложечки, раньше всех доберется до финиша.
«Береги предмет»
Цель: развитие моторики, быстроты реакции
Оборудование: камешки марблс
Ход: Играющие образуют круг. Они стоят немного расставив ноги и держа руки за спиной. у ног каждого ребенка лежит камушек. Один ребенок (водящий) находится в середине круга. Водящий старается взять то у одного, то у другого ребенка камешек. Желая уберечь его, играющий к которому устремляется водящий приседает, закрывает камешек руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий от него отходит, играющий встает. Ребенок, не защитивший свой камешек, выходит из круга. Когда водящему удается взять у 2-3 играющих, назначается новый водящий.
«Передача камешков»
Цель: развитие внимания, моторики, сплочение детей
Оборудование: камешки марблс
Ход: дети стоят в кругу, взрослый дает двум рядом сидящим детям по камешку и предлагает передавать им (один - вправо, другой - влево). Когда камешки встретятся, дети ударяют их друг о друга со словами "стукнулись", затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают "побежали, побежали..." Прибежав на своё место, дети со словом "встретились" отдают камешки воспитателю. Он передает их другим детям и игра повторяется.
«Собери по одному»
Цель: развитие внимания, моторики
Оборудование: камешки марблс
Ход: дети подходят к линии старта, становятся напротив дорожки из камешков (линия старта обозначается веревкой, за ней стоят игроки, у их ног «ямка». Напротив каждого игрока 5-8 камушков, на разных расстояниях). По команде «На старт! Внимание! Марш!» нужно собрать камушки по одному и положить их в обозначенную ямку.
«Кто больше соберет»
Цель: развитие внимания, моторики, сплочение детей
Оборудование: камешки марблс
Ход: на полу или ровной площадке высыпаются камешки. Из числа играющих выбираются 2-3 ребенка, им даются корзиночки или ведерки. По сигналу "Раз, два, три!" они начинают собирать камешки, при этом разрешается брать в руку только по одному камешку. По сигналу "Стоп!" сбор камешков прекращается. Воспитатель подсчитывает, кто собрал больше. Затем соревнуются другие дети.
Массаж стеклянными камешками марблс
(физическое развитие)
Цель: развитие мелкой моторики
Оборудование: камешки марблс
Ход:
- «Растереть орех»: Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар.
- «Обезьяна хватает банан»: Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
- «Уголёк на ладони»: Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).
Игры с камнями многообразны, интересны и увлекательны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...