Использование методов ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка (младшая группа)
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера и представляет собой уникальный универсальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodov_triz_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера и представляет собой уникальный универсальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Мы рассмотрим возможность использования данной технологии для формирования экологического сознания дошкольников.
Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников средствами ТРИЗ.
Задачи:
1. Формировать экологическую культуру дошкольников.
2. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире
3. Воспитание у детей интереса и любви к родной природе, способности понимать и чувствовать ее красоту.
Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приёмов, которые помогают в решении задач экологического воспитания.
Основные методы ТРИЗ, которые можно использовать в работе с детьми:
- Мозговой штурм
- Прием эмпатии
- Противоречия
- Системный анализ
- Круги Луллия
- Метод маленьких человечков.
1.Мозговой штурм.
Предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций.
Суть мозгового штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка.
Темами мозгового штурма могут быть: как не промокнуть под дождем; как выгнать лису из заячьей избушки; как сделать разноцветную льдинку и т. д. Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, чтобы на участке было красиво?» и т. д.
Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В его основе лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической.
Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду):на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т. д.
Функциональная аналогия: Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т. д.)
Фантастическая аналогия: сравнение объекта живого мира с его сего игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т. д. прототипом: «что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?»
Также можно использовать игры: «Да –нет», «Кто в домике живет», «Что у кого», «Детективные истории» и др.
Таким образом, дети ищут схожести и различия по функциям, по составным частям, по месту обитания. Можно использовать варежковый театр, фланелеграф, настольный театр, маски.
Для интереса и привлечения внимания используем смайлики (веселый, грустный).
2.Прием эмпатии.
Используем с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту.
Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать, что чувствует объект. (заяц, медведь и т.д.)
Детям среднего возраста предлагают отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».
Во время игр, обсуждая ситуацию, мы можем помочь дошкольнику решить проблему, развивать фантазию и воображение.
3.Метод противоречия (проблемные ситуации).
Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать, начиная уже с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо –плохо»: «Мороз –это хорошо, потому -что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз -это плохо, потому –что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т. д.» Использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: Волк злой, а лиса хитрая (повадки). Волк серый, а лиса рыжая (внешность). Олень большой, а заяц маленький (размер).Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания).Петух -птица, а кошка -животное (вид).В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим». Игра «Опасно - не опасно», например, собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться»: нравится, что лось высокий, не нравится, что нельзя сесть и покататься.
4.Круги Луллия
Идеи Раймонда Луллия используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.
Со второй младшей группы используются два круга разного диаметра состоящие из четырех или 7 секторов. Можно использовать круг со съемными прищепками.
С использованием кругов Луллия мы проводим следующие серии игр.
Игра «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект-объект)
Ход игры.
1.Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:
малый круг – картинки с изображением взрослых животных;
большой круг – картинки с изображением детёнышей.
3.Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.
4.Раскручиваем с детьми малый круг и предлагаем найти соответствие на кругах, затем объясняем закономерность соотнесения объектов.
- можно проводить и другие виды игр «Кто, где живет?» (Объект-место) «Чей хвост», «Найди пару», «Заплатки»(определить цвет и форму) «Определи цвет», «Домашние и дикие животные», «Кто чем питается», «Чей хвост».
Сначала правильно подбираем хвосты животным, а затем предлагаем животному поставить чужой хвост и решить проблем . Сможет ли животное существовать с таким хвостом и почему?
5.Системный анализ
Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод используют с младшей группы. Для знакомства с детенышами животных можно использовать системный анализ по горизонтали: игра «Семья»
Лис-лиса-лисенок;
Волк-волчица-волчонок.
По вертикали, знакомить с частями тела животных и средой обитания.
В старших группах используются все 9 экранов.
В своей работе мы используем такие игры: «Природный и рукотворный мир», «Природный мир бывает разный», «Где живет». «Что будет если», «Времена года», «Ромашка признаков», «Что из чего», «Мир вокруг нас» , «Кто кем был» и др. настольные и дидактические игры.
6. Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомить с этим методом детей рекомендуется со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар».
После изучения и внедрения методов ТРИЗ мы реализовали экологический проект «Чудо -вода»
Через опытно-экспериментальную деятельность узнают о свойствах воды, о ее формах, о видах, о роли в жизни человека и живых организмов. В повседневном общении с детьми используют познавательные упражнения. Учатся проводить опыты и эксперименты с неживой природой, самостоятельно добывают информацию через поисковую деятельность, делают выводы. Например опыт: «Вода и ее превращения », где дети наблюдают переход воды из одного состояния в другое ( твердое-жидкое, газообразное-жидкое) и с помощью метода маленьких человечков составляют схемы воды.
Освоение методов и приемов технологии ТРИЗ должно проходить с помощью сказок, игр, проблемных ситуаций, которые лежат в основе технологии ТРИЗ.
Игры ТРИЗ позволяют активизировать познавательный интерес к окружающей природе, воспитывать осознанное бережное отношение к ней, развивать мыслительные процессы.
Наряду с положительными сторонами данных технологий есть и трудности в подборе материала. Готовых игр мало.
Для реализации данной технологии ТРИЗ помогает фантазия, желание, целеустремленность педагога.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании дошкольников
Для успешного решения задач экологического воспитания, я в своей работе использую метод мнемотехники. Цель которой- обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы...
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании дошкольника
Для успешного решения задач экологического воспитания, я в своей работе использую метод мнемотехника. Цель которой - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природ...
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...
использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...
Брошюра Рекомендации по использованию технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
Правила применения технологии ТРИЗ...