Экспериментирование "Неньютоновская жидкость"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конструкт образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Неньютоновская жидкость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_eksperimentirovanie_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная деятельность. Экспериментирование
Группа: старшая.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская
Тема: «Неньютоновская жидкость»
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Методы: игровой (сюрпризный момент: загадочный гость; создание проблемной ситуации); практический (проведение ряда опытов; подведение итогов); словесный (беседа с воспитателем, ответы на вопросы, рассказ воспитателя); наглядный (просмотр фрагмента телепередачи «Галилео» «Неньютоновская жидкость» https://youtu.be/ujozw8rYhfs)
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности в процессе опытов с новым для них веществом
Задачи:
-познакомить старших дошкольников с неньютоновской жидкостью, с её историей и необыкновенными свойствами;
-научить изготавливать эту жидкость;
-учить сравнивать свойства неньютоновской жидкости со свойствами воды;
-развивать умение делать логические умозаключения;
-прививать самостоятельность;
-воспитывать взаимовыручку и дружеские отношения в работе команды
Планируемые результаты:
-дети активно вовлечены в процесс изготовления жидкости и экспериментирования с ней;
-задают вопросы, делают умозаключения, подводят итоги работы;
-в команде царит взаимовыручка и положительная атмосфера;
-дети проявляют инициативу, индивидуальность, самостоятельность, аккуратность.
Раздаточный материал: крахмал, вода, таз для изготовления жидкости, индивидуальные контейнеры, пластмассовые кружки, салфетки, мячики-прыгуны (из каучука)
Предварительная работа: знакомство со свойствами воды: текучесть, прозрачность, отсутствие собственной формы...; экспериментирование с водой; знакомство с картофельным крахмалом.
Ход проведения
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
Интерес и мотивация детей на совместную познавательную деятельность | Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации | Стук в дверь, в группу заходит печальный Незнайка. Воспитатель предлагает ему присесть и рассказать о своей проблеме. | Дети окружают гостя и слушают его рассказ | Дети увлечены рассказом, им не терпится начать совместную деятельность |
2. Целеполагание Постановка проблемы и поиск её решения | Рассказ, беседа, обсуждение, рассуждение | Незнайка: «Ребята, мой любимый мяч-прыгун утонул в глубокой луже. Я его бросил и думал, что он отскочет, но увы...» Воспитатель: «Ну конечно, Незнайка, он утонул, потому что тяжелее воды. Но расскажу вам по секрету: есть такая волшебная жидкость, свойства которой очень отличаются от свойств воды!» | Дети задают вопросы, сопереживают Незнайке. Заинтересованы рассказом воспитателя, выдвигают разные предположения. | Выделяют проблему, ищут пути решения |
3. Выдвижение гипотезы и планирование дальнейших действий. Выдвигать свою точку зрения,развивать умение точно и полно отвечать на вопросы | Беседа, совместное рассуждение, высказывание мнений | -Ребята, как вы думайте, как мы сможем помочь нашему гостю? А сейчас я предлагаю просмотреть видеоролик под названием «Неньютоновская жидкость», где мы познакомимся с новым для нас веществом, узнаем, какими удивительными свойствами оно обладает! -Давайте вместе мы сделаем такую удивительную жидкость и поэкспериментируем с ней. Но прежде чем начать проводить опыты давайте вспомним технику безопасности. А сейчас разделимся на пары | Дети вступают в диалог, выдвигают гипотезы. Дети, отвечают на поставленные вопросы, подробно обсуждают новую интересную тему. Повторяют технику безопасности при экспериментировании и правила поведения. Делятся на пары | Дети активно ведут беседу, задают и отвечают на вопросы, полностью готовы к работе в команде |
Развитие познавательно-исследовательского интереса к созданию нового вещества | Объяснение, демонстрация, эксперимент, поощрение | -Дети, из видеоролика мы узнали, что такое неньютоновская жидкость. Расскажите, как вы поняли, что это?это жидкость, которая не подчиняется законам вязкости ученого Исаака Ньютона). А что было непонятно? Какие новые слова вы услышали? -А для того, чтобы создать такую жидкостьнам понадобится: Крахмал, вода, небольшой контейнер, кружка, ложка. Возьмем 1 кружку крахмала, 1 кружку воды, и тчательно перемешаем эту массу ложкой в контейнере до состояния однородной массы. - Работаем аккуратно, помогаем друг другу. Дружно вместе у вас получается в два раза лучше! Умнички! У нас получилась неньютоновская жидкость! | Дети отвечают на вопросы полными предложениями. Выполняют алгоритм приготовления жидкости. Помогают друг другу. Работают аккуратно | Ребята активно вовлечены в исследовательскую деятельность, четко выполняют работу в соответствии с предлагаемым алгоритмом, проявляют взаимовыручку и слаженную работу в команде |
Знакомство детей с необыкновенными свойствами неньютоновской жидкости | Беседа, экспериментирование, поощрение | -Дети, давайте поглядим на полученную жидкость. Опишите её. А теперь мы с вами проведём ряд опытов и убедимся, сколько неожиданных, волшебных и необыкновенных свойств имеет эта жидкость!
-Ребята, давайте аккуратно нальём неньютоновскую жидкость на ладонь и попробуем сформировать комок, быстро перекладывая её из одной руки в другую. У нас получается твёрдый комок из жидкости! Причем чем быстрее и сильнее действуешь с этой жидкостью, тем твёрже получается комок. А теперь разожмём руку... Что мы видим? Правильно, как только мы перестали прикладывать силу, наш комок растёкся по ладони. А как бы повела себя простая вода? Какой вывод из этого опыта мы можем сделать? (Рассуждения, логические умозаключения, выводы детей) -Да, действительно, чем сильнее воздействовать на неньютоновскую жидкость тем твёрже она становится, но когда воздействие прекращается, она снова принимает свойства жидкости - течёт. Мы с вами, как настоящие учёные в лаборатории: открыли для себя новое вещество, провели важный опыт, сделали вывод! А теперь нам нужно немного отдохнуть (физминутка) | Отвечают на вопросы полными предложениями. Высказывают предположения относительно свойств жидкости. Чётко действуют в соответствии с алгоритмом. Работают аккуратно
| Ребята проявляют активный интерес к увлекательным опытам, чётко следуют указаниям воспитателя, поддерживают дружеские отношения в команде. Проявляют инициативу, самостоятельность, аккуратность |
7. Физминутка Снятие мышечного напряжения, смена вида деятельности | Показ Поощрение | Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) Головою три кивка Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять - руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.) | Дети слушают текст физминутки и повторяют движения за воспитателем | Дети бодры, веселы; отдохнули и готовы к дальнейшим опытам |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Объяснение, экспериментирование, показ, беседа, поощрение | Ну вот когда мы отдохнули, мы можем снова приступить к нашим опытам. №2. «Суперпрочная жидкость» -Ребята, а теперь мы с вами проверим жидкость на прочность: ударим кулаком по поверхности ньютоновской жидкости. Что у нас получается? (Ответы детей) Правильно. Наш кулак никак не погружается в жидкость, как бы мы не пытались. Скажу по-секрету: даже молоток не сможет пробить эту «суперпрочную» жидкость! -А что бы было, если в нашей ёмкости была не ньютоновская жидкость, а обыкновенная вода? Конечно, кулак бы с лёгкостью вошёл в неё и она бы расплескалась. - А теперь попробуем медленно опустить кулак в нашу жидкость. Получается? Да, медленно кулак погружается в неньютоновскую жидкость, как в обычную. Какой вывод можно сделать? Конечно, как и в первом опыте, мы доказали, что при сильном действии на неньютоновскую жидкость, она ведёт себя как твёрдое тело, а как только воздействие прекращается, становится жидкой. Опыт№3. -Ребята, если бросить в воду мяч -прыгун что будет? А если бросить этот мячик в неньютоновскую жидкость? Давайте проверим? Да, мячик просто отскочил от поверхности жидкости. А теперь просто положите мяч на поверхность. Что у нас получается? Мячик плавно погружается в жидкость. Это еще раз доказывает что? ... Умницы! Что чем сильнее действие на неньютоновскую жидкость, тем твёрже она становится. | Дети задают вопросы, отвечают на вопровы полными ответами, слушают и выполняют все указания воспитателя, в процессе деятельности приходят к логическим умозаключениям, дружно работают в команде: аккуратно и слаженно | Дети активно вовлечены в познавателно-исследовательскую деятельность, наблюдается их заинтересованность в процессе опытов, также проявляют самостоятельность и аккуратность |
8. Выводы Подведение результатов экспериментирования | Беседа, поощрение. | -Дети, расскажите пожалуйста, проведя ряд опытов с необыкновенной жидкостью к каким выводам мы пришли? (Ответы детей) Верно: неньютоновская жидкость жидкая и текучая только пока нет сильных и быстрых воздействий на нёё, в противном случае она проявляет свойства твёрдого тела, т.е. она и густая, и жидкая | Дети ведут беседу с воспитателем, делятся своими взглядами на тему, совместно делают вывод | Дети делают выводы по результатам трёх экспериментов |
Анализ совместной деятельности | Беседа, поощрение | -Ребята, давайте вспомним как называется эта чудо-жидкость? -какими свойствами она обладает? -что отличает её от воды? -какие опыты вам понравились больше всего и почему? -что вызвало затруднение? -а что показалось легким? - что нового вы узнали? Молодцы! | Дети ведут беседу с воспитателем, выскаывают свои мысли,эмоции, чувства | Ребята активно обсуждают совместную деятельность, выражают свою точку зрения, деятся своими эмоциями |
11. Открытость | Беседа, поощрение | -Дети, кому вы можете рассказать о том, что сегодня узнали о неньютоновской жидкости, исследовали её свойства, провели ряд опытов? -Хотелось бы вам продолжить исследования в данной теме? -С чем вы еще хотели бы провести опыты? Ребята, вы такие молодцы! Настоящие исследователи! Поэтому в следующий раз мы продолжим работу на данную тему и сделаем игрушку анти-стресс «Капитошка» из неньютоновской жидкости.Большое спасибо! | Дети ведут диалог с воспитателем, выражают собственные мысли и чувства | Дети с готовностью согласны поделиться полученными знаниями со своими родителями, родственниками и знакомыми; Ребята в предвкушении следующей совместной деятельности по данной теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЖИДКОСТИ». Подготовительная к школе группа.
Цель: - закрепить понятие круговорота воды в природе. - развивать творческое воображение, фантазию....
Подготовительная к школе группа. Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЖИДКОСТИ».
Цель: - закрепить понятие круговорота воды в природе. - развивать творческое воображение, фантазию....
карточки-помощницы для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости"
Карточки-помощницы для самостоятельного проведения поисково-исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости" (взаимодействие воды, молока (кефира), расти...
Конспект занятия кружка «Почемучка» по теме: «Жидкость. Свойства воды»
В процессе занятия развивается познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями....
Состояние веществ. Твердая жидкость.
Всю образовательную деятельность связанную с логикой подготовительная группа "Кот в сапогах" стала ласково называть "Азбукой ума". Дети лучше запоминают материал, когда он преподносится в игровой форм...
занятие по математике.тема:Измерение жидкости
интегрированное занятие по математике...
Беседа: Порядок действия при выбросе сильнодействующих ядовитых веществ, связанных с аварией на трубопроводах, предприятиях, использующих в производстве ядовитые вещества и ядовитые технические жидкости (хлор, аммиак, метан.)
Познакомить родителей с правилами безопасности при выбросе сильнодействующих отравляющих веществ. Беседа поможет родителям в доступной форме рассказать детям о способах защиты своего организма при выб...