Экспериментирование "Неньютоновская жидкость"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Губайдуллина Татьяна Раисовна

Конструкт образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Неньютоновская жидкость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_eksperimentirovanie_podgotovitelnaya_gruppa.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность. Экспериментирование  

Группа: старшая.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Тема:  «Неньютоновская жидкость»

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Формы организации: групповая, индивидуальная. 

Методы: игровой (сюрпризный момент: загадочный гость; создание проблемной ситуации); практический (проведение ряда опытов; подведение итогов); словесный (беседа с воспитателем, ответы на вопросы, рассказ воспитателя); наглядный (просмотр фрагмента телепередачи «Галилео» «Неньютоновская жидкость»  https://youtu.be/ujozw8rYhfs)

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста  познавательной активности, любознательности в процессе опытов с новым для них веществом

Задачи:  

-познакомить старших дошкольников с неньютоновской жидкостью, с её историей и необыкновенными свойствами;

-научить изготавливать эту жидкость;

-учить сравнивать свойства неньютоновской жидкости со свойствами воды;

-развивать умение делать логические умозаключения;

-прививать самостоятельность;

-воспитывать взаимовыручку и дружеские отношения в работе команды

Планируемые результаты:

-дети активно вовлечены в  процесс изготовления жидкости и экспериментирования с ней;

-задают вопросы, делают умозаключения, подводят итоги работы;

-в  команде царит взаимовыручка и положительная атмосфера;

-дети проявляют инициативу, индивидуальность, самостоятельность, аккуратность.

Раздаточный материал: крахмал, вода, таз для изготовления жидкости, индивидуальные контейнеры, пластмассовые кружки, салфетки, мячики-прыгуны (из каучука)    

Предварительная работа: знакомство со свойствами воды: текучесть, прозрачность, отсутствие собственной формы...; экспериментирование с водой; знакомство с картофельным крахмалом.

Ход проведения

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Мотивационный этап

Интерес и мотивация детей на совместную познавательную деятельность

Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации

Стук в дверь, в группу заходит печальный  Незнайка. Воспитатель предлагает ему присесть и рассказать о своей проблеме.

Дети окружают гостя и слушают его рассказ

Дети увлечены рассказом, им не терпится начать совместную деятельность

2. Целеполагание

Постановка проблемы и поиск её решения

Рассказ, беседа, обсуждение, рассуждение 

Незнайка: «Ребята, мой любимый мяч-прыгун утонул в глубокой луже. Я его бросил и думал, что он отскочет, но увы...»

Воспитатель: «Ну конечно, Незнайка, он утонул, потому что тяжелее воды. Но расскажу вам по секрету: есть такая волшебная жидкость, свойства которой очень отличаются от свойств воды!»

Дети задают вопросы, сопереживают Незнайке. Заинтересованы рассказом воспитателя, выдвигают разные предположения. 

Выделяют проблему, ищут пути решения

3. Выдвижение гипотезы и планирование дальнейших действий.

Выдвигать свою точку зрения,развивать умение точно и полно отвечать на вопросы

Беседа, совместное рассуждение, высказывание мнений

-Ребята, как вы думайте, как мы сможем помочь нашему гостю?

А сейчас я предлагаю просмотреть видеоролик под названием «Неньютоновская жидкость», где мы познакомимся с новым для нас веществом, узнаем, какими удивительными свойствами оно обладает!

-Давайте вместе мы сделаем такую удивительную жидкость и поэкспериментируем с ней.

 Но прежде чем начать проводить опыты давайте вспомним технику безопасности.

 А сейчас разделимся на пары

Дети вступают в диалог, выдвигают гипотезы.

Дети,  отвечают на поставленные вопросы, подробно обсуждают новую интересную тему.

Повторяют технику безопасности при экспериментировании и правила поведения. Делятся на пары

 Дети активно ведут беседу, задают и отвечают на вопросы, полностью готовы к работе в команде

  1. Эксперимент

Развитие познавательно-исследовательского интереса к созданию нового вещества 

Объяснение, демонстрация,

эксперимент,

поощрение

-Дети, из видеоролика мы узнали, что такое неньютоновская жидкость. Расскажите, как вы поняли, что это?это жидкость, которая не подчиняется законам вязкости ученого Исаака Ньютона). А что было непонятно? Какие новые слова вы услышали?  

-А для того, чтобы  создать такую жидкостьнам понадобится: Крахмал, вода, небольшой контейнер, кружка, ложка.

Возьмем 1 кружку крахмала, 1 кружку воды, и тчательно перемешаем эту массу ложкой в контейнере до состояния однородной массы.

- Работаем аккуратно, помогаем друг другу. Дружно вместе у вас получается в два раза лучше! Умнички! У нас получилась неньютоновская жидкость!

Дети отвечают на вопросы полными предложениями.  

 Выполняют алгоритм приготовления жидкости. Помогают друг другу. Работают аккуратно  

Ребята активно вовлечены в исследовательскую деятельность, четко выполняют работу в соответствии с предлагаемым алгоритмом, проявляют взаимовыручку и слаженную работу в команде

  1. Проведение опытов 

Знакомство детей с необыкновенными свойствами неньютоновской жидкости

Беседа, экспериментирование, поощрение

-Дети, давайте поглядим на полученную жидкость. Опишите её.

А теперь мы с вами проведём ряд опытов и убедимся, сколько неожиданных, волшебных и необыкновенных свойств имеет эта жидкость!

  1. «Растекающийся комок»

-Ребята, давайте аккуратно нальём неньютоновскую жидкость на ладонь и попробуем сформировать комок, быстро перекладывая её из одной руки в другую.

У нас получается твёрдый комок из жидкости! Причем чем быстрее и сильнее действуешь с этой жидкостью, тем твёрже получается комок.

А теперь разожмём руку...

Что мы видим?

Правильно, как только мы перестали прикладывать силу, наш комок растёкся по ладони.

А как бы повела себя простая вода?

 Какой вывод из этого опыта мы можем сделать?

(Рассуждения, логические умозаключения, выводы детей)

-Да, действительно,  чем сильнее воздействовать на неньютоновскую жидкость  тем твёрже она становится, но когда воздействие прекращается, она  снова принимает свойства жидкости - течёт.

Мы с вами, как настоящие учёные в лаборатории: открыли для себя новое вещество,  провели важный опыт, сделали вывод!

А теперь нам нужно немного отдохнуть (физминутка)

Отвечают на вопросы полными предложениями. Высказывают предположения относительно свойств жидкости. Чётко действуют в соответствии с алгоритмом. Работают аккуратно

 

 

 

 

 

 

 

Ребята проявляют активный интерес к увлекательным опытам, чётко следуют указаниям воспитателя, поддерживают дружеские отношения в команде. Проявляют инициативу, самостоятельность, аккуратность

7. Физминутка

Снятие мышечного напряжения, смена вида деятельности

Показ

Поощрение

 Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Головою три кивка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Дети слушают текст физминутки и повторяют движения за воспитателем

Дети бодры, веселы; отдохнули и готовы к дальнейшим опытам

  1. Проведение опытов

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Объяснение, экспериментирование, показ, беседа, поощрение

Ну вот когда мы отдохнули, мы можем снова приступить к нашим опытам.

№2. «Суперпрочная жидкость»

-Ребята, а теперь мы с вами проверим жидкость на прочность: ударим кулаком по поверхности ньютоновской жидкости.

Что у нас получается? (Ответы детей)

Правильно. Наш кулак никак не погружается в жидкость, как бы мы не пытались. Скажу по-секрету: даже молоток не сможет пробить эту «суперпрочную» жидкость!

-А что бы было, если в нашей ёмкости была не ньютоновская жидкость, а обыкновенная вода? Конечно, кулак бы с лёгкостью вошёл в неё и она бы расплескалась.

- А теперь попробуем медленно опустить  кулак в нашу жидкость. Получается?

Да, медленно кулак погружается в неньютоновскую жидкость, как в обычную.

Какой вывод  можно сделать?

Конечно, как и в первом опыте, мы доказали, что при сильном действии на неньютоновскую жидкость, она ведёт себя как твёрдое тело, а как только воздействие прекращается, становится жидкой.

Опыт№3.

-Ребята,  если бросить в воду мяч -прыгун что будет?

А если бросить этот мячик в неньютоновскую жидкость? Давайте проверим?

Да, мячик просто отскочил от поверхности жидкости. А теперь просто положите мяч на поверхность. Что у нас получается? Мячик плавно погружается в жидкость.

Это еще раз доказывает что? ...

Умницы! Что чем сильнее действие на неньютоновскую жидкость, тем твёрже она становится.

Дети задают вопросы, отвечают на вопровы полными ответами, слушают и выполняют все указания воспитателя, в процессе деятельности приходят к логическим умозаключениям, дружно работают в команде: аккуратно и слаженно

Дети активно вовлечены в познавателно-исследовательскую деятельность, наблюдается их заинтересованность в процессе опытов, также

проявляют самостоятельность и аккуратность

8. Выводы

Подведение результатов экспериментирования

Беседа, поощрение.

-Дети, расскажите пожалуйста, проведя ряд опытов с необыкновенной жидкостью к каким выводам мы пришли? (Ответы детей)

Верно: неньютоновская жидкость жидкая и текучая только пока нет сильных и быстрых воздействий на нёё,  в противном случае она проявляет свойства твёрдого тела, т.е. она и густая, и жидкая

Дети ведут беседу с воспитателем, делятся своими взглядами на тему, совместно делают вывод

Дети делают выводы по результатам трёх экспериментов

  1. Рефлексия

Анализ совместной деятельности

Беседа, поощрение

-Ребята, давайте вспомним как называется эта чудо-жидкость?

-какими свойствами она обладает?

-что отличает её от воды?

-какие опыты вам понравились больше всего и почему?

-что вызвало затруднение?

-а что показалось легким?

- что нового вы узнали? Молодцы!

Дети ведут беседу с воспитателем, выскаывают свои мысли,эмоции,  чувства

Ребята активно обсуждают совместную деятельность, выражают свою точку зрения, деятся своими эмоциями

11. Открытость

Беседа, поощрение

-Дети, кому вы можете рассказать о том, что сегодня узнали о неньютоновской жидкости, исследовали её свойства, провели ряд опытов?

-Хотелось бы вам продолжить исследования в данной теме?

-С чем вы еще хотели бы провести опыты?

Ребята, вы такие молодцы! Настоящие исследователи!  Поэтому в следующий раз мы продолжим работу на  данную тему и    сделаем игрушку анти-стресс «Капитошка» из неньютоновской жидкости.Большое спасибо!

Дети ведут диалог  с воспитателем, выражают собственные мысли и чувства

Дети с готовностью согласны поделиться полученными знаниями со своими родителями, родственниками и знакомыми;

Ребята в предвкушении следующей совместной деятельности по данной теме

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЖИДКОСТИ». Подготовительная к школе группа.

Цель:  - закрепить понятие круговорота воды в природе.           -  развивать творческое воображение, фантазию....

Подготовительная к школе группа. Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЖИДКОСТИ».

Цель:  - закрепить понятие круговорота воды в природе.           -  развивать творческое воображение, фантазию....

карточки-помощницы для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости"

Карточки-помощницы для самостоятельного проведения поисково-исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости" (взаимодействие воды, молока (кефира), расти...

Конспект занятия кружка «Почемучка» по теме: «Жидкость. Свойства воды»

В процессе занятия развивается  познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями....

Состояние веществ. Твердая жидкость.

Всю образовательную деятельность связанную с логикой подготовительная группа "Кот в сапогах" стала ласково называть "Азбукой ума". Дети лучше запоминают материал, когда он преподносится в игровой форм...

занятие по математике.тема:Измерение жидкости

интегрированное занятие по математике...

Беседа: Порядок действия при выбросе сильнодействующих ядовитых веществ, связанных с аварией на трубопроводах, предприятиях, использующих в производстве ядовитые вещества и ядовитые технические жидкости (хлор, аммиак, метан.)

Познакомить родителей с правилами безопасности при выбросе сильнодействующих отравляющих веществ. Беседа поможет родителям в доступной форме рассказать детям о способах защиты своего организма при выб...