"Перфокарты"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Алексеева Татьяна Анатольевна

Обучение, закрепление ранее полученных знаний и умений

(обучение грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром, дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Перфокарты"19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Татьяна Анатольевна.

Воспитатель МАДОУ д.с.№ 125.

Тема: «Перфокарты».

Цель: обучение, закрепление ранее полученных знаний и умений

(обучение грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром, дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами;

  совершенствование навыков звукобуквенного анализа;

  закреплять знания детей о геометрических фигурах, систематизирование, развития у детей внимания, памяти, логического мышления.)


Задачи:
1. Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов;
2. Развивать графические навыки.

3. Упражнять в классификации, сравнении, общении, связной речи.

4. Уточнять знания детей о диких, домашних животных и птицах; овощах и

фруктах, ягодах и грибах, насекомых и пресноводных животных, о деревьях.

5. Развивать мышление, память, внимание, слуховое восприятие; умение

рассуждать, обобщать, делать выводы.

6. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

7. Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Образовательные:

  1.Обучение, закрепление ранее полученных знаний и умений совершенствование навыков звукобуквенного анализа;

  2.Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

  3.Закреплять представления о связях и свойствах того или иного предмета, объекта. 

  4.Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

  Развивающие:

1.Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

2.Развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.Развивать графические навыки.

Воспитательные:

1.Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

3. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

 

Ещё с давних времён сохранились записи на древних папирусах о использовании перфокарт. Тогда они выглядели в виде особы глиняных табличек. Изготавливались они в виде тонкой формы, иероглифические знаки формировались с помощью протыкания пишущей палочкой. Со временем перфокарты модернизировались, видоизменялись и в наше время на смену бумажному варианту с прорезями имеют место быть перфокарты заламинированного плана. Что делает их более прочными и гигиенически безопасными.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в доступной детям форме.

  Перспективным направлением совершенствования процесса обучения дошкольников является использование наглядных моделей.  

 Научные исследования и практика подтверждает, что использование наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Такими наглядными моделями являются перфокарты.  

  Дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 4-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками.

Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются салфеткой.

Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование. Стоит только протереть салфеткой и задание может выполнять уже другой ребенок,
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.


Считаю использование данного подхода в работе с детьми очень успешным, благодаря повышению уровня познавательной активности.

Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт в работе с дошкольниками позволяет закрепить и отработать полученные знания, способствует развитию творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. У педагога появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность "перфокарт" для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними.

Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребенка.

На занятии каждый ребёнок получает перфокарту, фломастеры. Выполняя задание, ребёнок в окошках пишет буквы, цифры или обозначает в виде заданной геометрической фигуры. Задания могут выполнятся индивидуально или подгруппой, перфокарты используются многократно. Возможны и другие варианты. Воспитатель специально изображает неправильно выполненные задания, а ребёнок ищет ошибки. Воспитатель дополнительно задаёт вопросы по рисункам, составляет с детьми рассказы и т. д.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

В ходе своей работы столкнулась с такой проблемой: многие дети в средней группе не могут запомнить цифры. Часто ребёнок отлично считает от 1 до 10, но сам изобразить не может. Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр?

Я стала активно использовать перфокарты. Данное дидактическое пособие учитывает современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания

Я изготовила перфокарты так:

- подобрала подходящие картинки, вырезала их и приклеила на цветную бумагу, также наклеила белые окошки в виде прямоугольника и квадрата;

-заламинировала, чтобы перфокарта «служила подольше»;

- в целях экономии чистого листа бумаги не стала вырезать окошки;

 На занятии каждый ребёнок получает перфокарту, фломастеры и салфетку. Выполняя задание, ребёнок рисует предметы в окошках.

Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Перфокарты могут быть использованы педагогами ДОУ в рамках организованной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в рамках образовательной деятельности в режимных моментах, воспитателями и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.

 Воспитатель предлагает ребенку перфокарту, либо же ребенок выбирает ее сам. На окошке ребенок рисует столько мячей(цифру), сколько изображено предметов на картинке.

Воспитатель проверяет правильность выполнения.

Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность.

Также перфокарты могут использоваться в свободное время самостоятельно. Ребёнок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Дети приходят на помощь в затруднении выполнения задания. Тем самым воспитывается взаимопомощь, отзывчивость между детьми.

В моей работе, перфокарты стали незаменимым помощником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по использованию перфокарт.

Рекомендации по использованию в работе с детьми с нарушением слуха....

Учебно-методическое пособие "Перфокарты"

Школа предъявляет к будущим школьникам требования быть самостоятельными, слушать учителя и слышать его, работать одновременно со всеми детьми. Как научить этому малышей? Применение индивидуальных мате...

Методическое пособие "Перфокарты"

Методическое пособие по валеологии. Для детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры с перфокартами

Перфокарта представляет собой лист формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения. А в центре имеется вырезанный прямоугольник, выполняя задание ребенок подкладывает под перфокарту лист ...

Мониторинг и перфокарты

Очень удобны в работе во время индивидуальной работы с ребенком и мониторинга....

перфокарты по физкультуре

перфокарты по физкультуре...

«Игры с перфокартами».

Вот уже в течение нескольких лет мы используем в своей работе  специальные карточки – «перфокарты». На листе плотной бумаги, разной формы, рисуем или приклеиваем  объекты, соответствующие оп...