"Перфокарты"
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Обучение, закрепление ранее полученных знаний и умений
(обучение грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром, дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Перфокарты" | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Татьяна Анатольевна.
Воспитатель МАДОУ д.с.№ 125.
Тема: «Перфокарты».
Цель: обучение, закрепление ранее полученных знаний и умений
(обучение грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром, дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами;
совершенствование навыков звукобуквенного анализа;
закреплять знания детей о геометрических фигурах, систематизирование, развития у детей внимания, памяти, логического мышления.)
Задачи:
1. Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов;
2. Развивать графические навыки.
3. Упражнять в классификации, сравнении, общении, связной речи.
4. Уточнять знания детей о диких, домашних животных и птицах; овощах и
фруктах, ягодах и грибах, насекомых и пресноводных животных, о деревьях.
5. Развивать мышление, память, внимание, слуховое восприятие; умение
рассуждать, обобщать, делать выводы.
6. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
7. Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Образовательные:
1.Обучение, закрепление ранее полученных знаний и умений совершенствование навыков звукобуквенного анализа;
2.Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
3.Закреплять представления о связях и свойствах того или иного предмета, объекта.
4.Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
2.Развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4.Развивать графические навыки.
Воспитательные:
1.Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
3. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
Ещё с давних времён сохранились записи на древних папирусах о использовании перфокарт. Тогда они выглядели в виде особы глиняных табличек. Изготавливались они в виде тонкой формы, иероглифические знаки формировались с помощью протыкания пишущей палочкой. Со временем перфокарты модернизировались, видоизменялись и в наше время на смену бумажному варианту с прорезями имеют место быть перфокарты заламинированного плана. Что делает их более прочными и гигиенически безопасными.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в доступной детям форме.
Перспективным направлением совершенствования процесса обучения дошкольников является использование наглядных моделей.
Научные исследования и практика подтверждает, что использование наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Такими наглядными моделями являются перфокарты.
Дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 4-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками.
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются салфеткой.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование. Стоит только протереть салфеткой и задание может выполнять уже другой ребенок,
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Считаю использование данного подхода в работе с детьми очень успешным, благодаря повышению уровня познавательной активности.
Использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт в работе с дошкольниками позволяет закрепить и отработать полученные знания, способствует развитию творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. У педагога появляется возможность выявить: индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность "перфокарт" для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними.
Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребенка.
На занятии каждый ребёнок получает перфокарту, фломастеры. Выполняя задание, ребёнок в окошках пишет буквы, цифры или обозначает в виде заданной геометрической фигуры. Задания могут выполнятся индивидуально или подгруппой, перфокарты используются многократно. Возможны и другие варианты. Воспитатель специально изображает неправильно выполненные задания, а ребёнок ищет ошибки. Воспитатель дополнительно задаёт вопросы по рисункам, составляет с детьми рассказы и т. д.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
В ходе своей работы столкнулась с такой проблемой: многие дети в средней группе не могут запомнить цифры. Часто ребёнок отлично считает от 1 до 10, но сам изобразить не может. Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр?
Я стала активно использовать перфокарты. Данное дидактическое пособие учитывает современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания
Я изготовила перфокарты так:
- подобрала подходящие картинки, вырезала их и приклеила на цветную бумагу, также наклеила белые окошки в виде прямоугольника и квадрата;
-заламинировала, чтобы перфокарта «служила подольше»;
- в целях экономии чистого листа бумаги не стала вырезать окошки;
На занятии каждый ребёнок получает перфокарту, фломастеры и салфетку. Выполняя задание, ребёнок рисует предметы в окошках.
Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Перфокарты могут быть использованы педагогами ДОУ в рамках организованной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в рамках образовательной деятельности в режимных моментах, воспитателями и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Воспитатель предлагает ребенку перфокарту, либо же ребенок выбирает ее сам. На окошке ребенок рисует столько мячей(цифру), сколько изображено предметов на картинке.
Воспитатель проверяет правильность выполнения.
Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность.
Также перфокарты могут использоваться в свободное время самостоятельно. Ребёнок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Дети приходят на помощь в затруднении выполнения задания. Тем самым воспитывается взаимопомощь, отзывчивость между детьми.
В моей работе, перфокарты стали незаменимым помощником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по использованию перфокарт.
Рекомендации по использованию в работе с детьми с нарушением слуха....
Учебно-методическое пособие "Перфокарты"
Школа предъявляет к будущим школьникам требования быть самостоятельными, слушать учителя и слышать его, работать одновременно со всеми детьми. Как научить этому малышей? Применение индивидуальных мате...
Методическое пособие "Перфокарты"
Методическое пособие по валеологии. Для детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры с перфокартами
Перфокарта представляет собой лист формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения. А в центре имеется вырезанный прямоугольник, выполняя задание ребенок подкладывает под перфокарту лист ...
Мониторинг и перфокарты
Очень удобны в работе во время индивидуальной работы с ребенком и мониторинга....
перфокарты по физкультуре
перфокарты по физкультуре...
«Игры с перфокартами».
Вот уже в течение нескольких лет мы используем в своей работе специальные карточки – «перфокарты». На листе плотной бумаги, разной формы, рисуем или приклеиваем объекты, соответствующие оп...