Мастер-класс «Использование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного города»
материал
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mater_klass_maketirovanie_rodnogo_kraya.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна Центр развития ребенка детский сад «Жемчужинка»
Мастер-класс
«Использование макетирования для ознакомления
дошкольников с историей и культурой родного города»
Подготовила:
Камшекина Н. С.
2023 г.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта использования технологии макетирования в формировании краеведческой культуры дошкольников.
Основная часть.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.
Ребенок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребенка.
При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:
- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Условно макеты делятся на два типа модели и карты.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. Например, «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
Надежда Александровна Короткова выделяет следующие виды макетов:
- напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- настольный (размер ограничивается размером стола или его части);
- подиумный (на специальных подставках-подиумах);
- настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина)
Существует несколько требований к макетам:
- они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
- удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
- должны быть эстетически оформлены;
- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Использование макетов в доу.
Рассмотрим на примере макета «Города Тулуна»
Цель: Формировать знания детей об улицах родного города, и расположенных на них зданиях.
Для начала игры на макете дети вместе с воспитателем рассматривают игровое поле города и обговаривают все социальные объекты и дома, улицы, где они расположены. Согласно знакам, символам и номерам домов на игровом поле и на объектах начинаем строить город.
Затем спрашиваем у детей, чего не хватает на улицах нашего города? (детских площадок). Дети размещают лавочки, песочницы и горки на зеленой зоне макета между домов.
- Все ли мы с вами разместили на макете для жизни и отдыха людей? ... Не хватает деревьев.
- Как сделать жизнь всех жителей города безопасной? Нужно расставить дорожные знаки.
Задаются провокационные вопросы:
– Сколько светофоров в г. Тулуне?
- Где бы вы установили светофор?
А теперь давайте поселим в наш «город» жителей и будем с вами играть. (добавляем человечков, транспорт) распределяем роли и играем. В игре повторяем правила дорожного движения.
Можно проиграть дидактическую игру «Что перепутано?»
Воспитатель намерено меняет дома или магазины местами.
Предлагает детям посмотреть внимательно, и исправить ошибки.
- Ребята, а вы обратили внимание, какое время года на улице сейчас за окном? - А на нашем макете?
- Как нам это исправить? У меня есть белая пушистая вата. Отрывайте маленькие кусочки ваты и дуйте их на наш город. Пусть снег выпадет и на наш макет.
Можно использовать различные приемы работы с макетами. Это беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, драматизация, экологическая и трудовая деятельность.
2. Практическая часть.
Сегодня мы предлагаем вам разработать методические приемы работы с данными макетами. (Прописать название игры и цель)
- Макет «Скотный двор» - младший дошкольный возраст;
- Макет «Город Тулун» - средний дошкольный возраст;
- Макет «Река Ия» - старший дошкольный возраст.
Представление педагогами своих разработок.
3. Заключение.
В процессе игр на макете одновременно и параллельно решается несколько задач: активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
методическая разработка...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...
Мастер-класс по теме: "Использование дидактических игр в процессе приобщения к истории и культуре родного города".
Заинтересовать дошкольников историей родного города через использование дидактических игр....
Использование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного города Мастер-класс для воспитателей
Использование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного городаМастер-класс для воспитателейВоспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческ...
«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...
«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...