Речевое развитие в соответствии с ФОП ДО
статья
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Для каждого родителя первое словечко, сказанное их ребёнком, - огромная радость и великое достижение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие в соответствии
с ФОП ДО
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования: основополагающие функций дошкольной ступени образования:
Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами.
Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места и региона проживания.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и культуру своей Родины.
Целью Федеральной программы является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Федеральной программы достигается через решение следующих задач:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;
построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Речевые игры — это прием повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей.
Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.
Играть в речевые игры весело и занимательно.
Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.
Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.
Все речевые игры условно можно поделить на игры:
— на формирование правильного звукопроизношения;
— на развитие фразовой речи;
— на формирование навыков словообразования;
— на формирование грамматического строя речи;
— на формирование связной речи.
Речевые игры можно использовать на всех этапах работы с детьми: в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития - лексическую, грамматическую, связную, на разных этапах занятия и видах работы: индивидуальной, подгрупповой, фронтальной .
Исходным принципом обучения грамоте детей является «добуквенный», чисто звуковой период обучения.
Данный период занимает много сил и времени, но именно от пропедевтики зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма.
Поэтому подготовительным играм отводится также достаточное внимание .
Условно игры по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте можно распределить по следующим направлениям:
Подготовительные игры на развитие:
слухового внимания;
речевого слуха;
фонематического слуха;
артикуляционной моторики;
физиологического дыхания;
речевого дыхания;
голоса
2. Игры на формирование правильного звукопроизношения:
звуковой анализ;
знакомство со звуками;
автоматизация звуков;
дифференциация звуков.
3. Игры на формирование грамматического строя речи:
слово:
- существительные;
- прилагательные;
- глаголы;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
- сложные слова (образование);
предложение:
- простые предложения;
- простые распространенные;
- предлоги в предложениях;
- сложные предложения;
формирование связной речи:
- диалоги;
- пересказы;
- рассказы .
Взаимодействие с родителями
Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:
мастер-класс;
круглый стол;
семинар-практикум;
родительский клуб;
интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
индивидуальные консультации;
обучающие презентации.
Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:
речь педагога;
методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.
ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.
ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.
УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Речевое развитие" в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами.
Раскрыто содержание образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
В статье описаны принципы , методы речевого развития в соответствии с ФГОС ДО...
Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.
Раздел из курсовой работы "Речевое развитие воспитанников ДОО"...
Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.
Раздел курсовой работы по речевому развитию воспитанников ДОО....
Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования
В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...
"Коммуникативная игра в речевом развитии в соответствии в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация для выступления на педагогическом совете...