Речевое развитие в соответствии с ФОП ДО
статья

Донских Лариса Владимировна

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.  Для каждого родителя первое словечко, сказанное их ребёнком, - огромная радость и великое достижение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие в соответствии

с ФОП ДО

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: основополагающие функций дошкольной ступени образования:

Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами.

Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места и региона проживания.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и культуру своей Родины.

Целью Федеральной программы является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Цель Федеральной программы достигается через решение следующих задач:

обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;

построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;

создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;  

достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения.

 Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

 Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Речевые игры — это прием повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей.

 Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Играть в речевые игры весело и занимательно.

Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

 Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.

Все речевые игры условно можно поделить на игры:

— на формирование правильного звукопроизношения;

— на развитие фразовой речи;

— на формирование навыков словообразования;

— на формирование грамматического строя речи;

— на  формирование связной речи.

Речевые игры можно использовать на всех этапах работы с детьми: в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития - лексическую, грамматическую, связную, на разных этапах занятия и видах работы: индивидуальной, подгрупповой, фронтальной .

Исходным принципом обучения грамоте детей является «добуквенный», чисто звуковой период обучения.

Данный период занимает много сил и времени, но именно от пропедевтики зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма.

Поэтому подготовительным играм отводится также достаточное внимание .

Условно игры по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте можно распределить по следующим направлениям:

Подготовительные игры на развитие:

слухового внимания;

речевого слуха;

фонематического слуха;

артикуляционной моторики;

физиологического дыхания;

речевого дыхания;

голоса

2. Игры на формирование правильного звукопроизношения:

 звуковой анализ;

 знакомство со звуками;

 автоматизация звуков;

 дифференциация звуков.

3. Игры на формирование грамматического строя речи:

слово:

- существительные;

- прилагательные;

- глаголы;

- числительные;

- местоимения;

- наречия;

- сложные слова (образование);

предложение:

- простые предложения;

- простые распространенные;

- предлоги в предложениях;

- сложные предложения;

формирование связной речи:

- диалоги;

- пересказы;

- рассказы .

Взаимодействие с родителями

Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:

мастер-класс;

круглый стол;

семинар-практикум;

родительский клуб;

интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;

индивидуальные консультации;

обучающие презентации.

Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

речь педагога;

методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.

ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.

ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.

УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Речевое развитие" в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами.

Раскрыто содержание образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО

В статье описаны принципы , методы речевого развития в соответствии с ФГОС ДО...

Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.

Раздел из  курсовой  работы "Речевое  развитие  воспитанников  ДОО"...

Решение задач по речевому развитию в соответствии с ФГОС.

Раздел  курсовой  работы  по  речевому  развитию   воспитанников  ДОО....

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования

В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

"Коммуникативная игра в речевом развитии в соответствии в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация для выступления на педагогическом совете...