Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».
«Сердцевина человека - любовь к
Отечеству – закладывается в детстве.
Упрочнение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребёнок, познаёт
мир не только разумом, но и сердцем.
В детстве и отрочестве особенно глубоким и
непосредственным является одухотворение
сердца добром, нравственной красотой и правдой…». писал В. А. Сухомлинский»
Содержание доклада.
В современном обществе воспитание подрастающего поколения включает основную задачу – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические проявления у ребёнка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с дошкольниками.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому нравственно-патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной и её культурой; также накапливается социальный опыт в своём городе, на улице, в своём дворе, происходит усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.
Чтобы сформировать нравственно-патриотические чувства и развивать личность ребёнка через художественное творчество необходимо реализовать следующие задачи:
- Создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (народные игрушки, куклы в русских народных костюмах, предметы русского быта, иллюстрации, чтение литературы о народном искусстве).
- Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок.
- Развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус.
- Формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах.
- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей в течении дня; организовывать вместе с детьми выставки детских работ.
- Осуществлять индивидуальный подход к детям.
- Гордится славою своих предковне только можно, но и должно. А.С. Пушкин
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественную гениальность народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, честность, преданность гражданскому долгу, преданность своей Родине, оптимизм.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Современные дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Компенсировать этот дефицит знаний у детей возможно через ознакомление декоративно-прикладного искусства – одного из видов изобразительного искусства, которое является составной частью искусства народа и несёт в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с помощью определённых средств и методов. Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, музыка, кино можно объединить в группу художественных средств. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребёнка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств. Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, помогать и любить животных. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку. Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения. Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений. Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живёт ребёнок. Окружающая ребёнка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств. Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приёмами воспитания. Методы воспитания - это способы организации совместной деятельности педагогов, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности воспитанника в соответствии с целями воспитания. В педагогике существует несколько подходов в классификации методов воспитания. В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых и других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). К обеим группам методов автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание. Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства: занятия декоративно-прикладным творчеством, изучение народных промыслов своего края имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т. д.) «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Желательны посещения музеев, а также организации специальных помещений в детском саду. Здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности.
Декоративно- прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладного искусства сопровождается народными напевами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которые стремились передать мастера в своих изделиях. С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное нравственно-патриотическое воспитание. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине. Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомят детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальная основа декоративно-прикладного искусства доступна дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Декоративно-прикладное искусство показывает своеобразие истории культуры народа, особенности его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов. Декоративно-прикладное искусство- это самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях. Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный-значит украшенный, нарядный. Действительно, очень красивы и нарядны бытовые изделия, которыми пользуется человек в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое. С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма декоративно-прикладного искусства- «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. К русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта относят: деревянную и глиняную игрушку (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки, матрешка), кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело, различные виды росписей (гжельская роспись, жостовская роспись, хохломская роспись, городецкая роспись, мезенская роспись, полхов - майданская роспись) и многое другое. Именно через эти народные промыслы дети знакомятся с культурой русского народа. Компенсировать дефицит знаний у детей возможно через ознакомление с народной игрушкой. Создавая игрушки, народ преследовал разные цели. Одной из целей было развлечь дитя, занять игрой и привить первые трудовые навыки. Следует знакомить современных детей с игрушками, которыми играли в прошлом. Эти игрушки привлекают детей тем, что они необычны, они отличаются формой и цветом от современных игрушек. Рассказывая детям о том, как изготовляются эти игрушки, что это нелёгкий труд, у детей вырабатывается чувство гордости за игрушки родного края, чувство уважения к мастерам, создавшим эти игрушки. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным декоративно-прикладным искусством. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть русского народа. К тому же занятия декоративно-прикладным искусством это ещё и прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании и развития личности ребёнка, его нравственно-патриотического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства, педагогу необходимо перед собой несколько важных задач:
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций (основ традиционного русского декоративно-прикладного искусства).
- Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
- Ориентировать семьи детей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание. (В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.)
Формы работы с детьми:
- Практические занятия по ДПИ.
- Организация и проведение выставок готовых работ.
- Участие в конкурсах и выставках.
- Проведение мастер классов, открытых занятий для детей и педагогов по ДПИ.
- Посещение музеев и библиотек с целью знакомства с духовными ценностями и историей своей страны.
- Проведение совместных с родителями праздников и мероприятий.
Формы организации художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной.
Выводы:
Занятия по декоративно-прикладному искусству способствуют полноценному и разностороннему воспитанию, на них обучающиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области искусства, истории родного края и своей страны. Знание духовного богатства своего русского народа, его культуры, традиций и обычаев, истории является первостепенной задачей в воспитании гражданина и патриота, любящего свою Родину. Декоративно-прикладное искусство- неисчерпаемый источник эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...
"Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
Изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Введение ……………………………………………………&hel...
Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».
Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...
Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства.
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство....
Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"...