"Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему".
материал

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._organizatsiya_progulki.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сапожковский детский сад №3 Сапожковского  муниципального района

 

Доклад на тему:

 «Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему»

Воспитатель:

Щевьева И.И.

Сапожок 2022

              Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.  

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

«Познавательное развитие» - одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я стараюсь реализовать задачи познавательного развития дошкольников  через использование инновационных технологий. Знания и навыки дети получают не только во время на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности.

           

         Проблема познавательного развития дошкольников достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо. Я же хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками, которые я использую в своей работе.

На современном этапе для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на прогулке в качестве самостоятельной технологии может быть использована игровая деятельность.

   

  Какие же виды игр целесообразно применять в познавательно -

исследовательской деятельности дошкольников на прогулке:

1. Игры-экспериментирования;

2. Игровые обучающие ситуации;

3.Квест-игра.

Как организовать и провести такие игры, как квест и геокэшинг, иначе мы называем их игры - приключения.

Что же такое квесты и как «в это» играть с детьми?

Квест     –  происходит  от  лат   –  ищу,  разыскиваю,  веду следствие.

Квест –это цепочка игр и заданий, где в конце участник или участники что- то находят и приходят к финишу. Цепочка не простая, а требующая от игрока настоящего мозгового штурма.

В ходе организации работы дошкольников над квестами мы реализуем следующие задачи:

1.   Вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс.

2.  Развитие интереса к предмету игры, творческих способностей,

воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.

3.  Воспитание чувства товарищества, личной ответственности за

выполнение работы.

 Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста  необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически  связаны друг с другом.

3. Эмоциональная  окрашенность заданий.  Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы  ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности  во время прохождения квеста.

При подготовке квеста для дошкольников мы придерживаемся 4 основных условий:

-игры должны быть безопасными;

-вопросы и задания должны соответствовать возрасту;

-недопустимо унижать достоинство ребёнка;

-споры и конфликты надо решать только мирным путём.

В ходе реализации квест- игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы

работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

  Квест- игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности,

инициативности, поисковой активности.

Задания в квесте могут быть следующие: находить кусочки пазла и составлять из него картинку. На собранной картинке будет изображён предмет или место, где надо искать

главный «клад».

В начале квеста дети получают карту, где обозначены все опорные пункты. В каждом пункте припрятан кусочек пазла. Однако, добыть его можно, только решив какую-то задачку или головоломку.   Обязательно  нужно ориентироваться на возраст детей: чем они младше, тем меньше должно быть этапов. Для детей младше 3–4 лет обязательна предыстория: куда мы отправляемся? Что будем искать? Почему этот предмет спрятан?

Для старших дошкольников история тоже крайне желательна: она в разы повышает интерес. Надо помнить, что история должна соответствовать предыдущему опыту ребёнка, быть для него понятной и захватывающей одновременно. Важно в процессе

нахождения пунктов и прохождения квеста, напоминать детям об их конечной цели.

 Рассмотрим проведение квест игры: «Послание от инопланетян».

Придя утром в группу мы обнаруживаем  на окне  нарисованный инопланетный корабль в  виде  летающей тарелки,  и письмо от инопланетян.

ПИСЬМО- Дорогие ребята!

Мы отправили вам послание с нашей планеты АЛЬБА, и хотим вас предупредить….

Наше послание найдёте на своём участке, пройдя все  пункты по карте и выполнив задания.   После выполнения каждого задания вы найдёте часть снежинки, собрав все части и сложив снежинку вы увидете подсказку . Карту тоже найдёте на своём участке.

Любая прогулка начинается в нашей группе с игры-«1- 2- 3 варежки покажи».

Выйдя на прогулку мы разыскали карту, рассмотрели её и отправились в путешествие по карте.

 

  1. Пункт. Загадка о зиме.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

 
-Ребята, на  планете  Альба  никогда не бывает  зимы . Давайте мы расскажем   всё что знаем о  зиме.

(дети рассказывают о зиме с большим интересом.) находим первую часть снежинки.

2 пункт.  Контейнер  со строительным материалом.

Задание . Выбрать кубики зеленого, жёлтого и красного цвета.

Построить из этих кубиков башню.

Но вот задача.  Дети заметили ,что в группе башню построить очень легко, а на улице трудно кубики замёрзли и башня всё время падает. Что - же делать?  Немного подумав, детьми было предложено взять по два кубика и держать не отпуская. Вот так башня была построена.  Нашли  в этом месте часть     снежинки  и отправились дальше.

3 пункт.     О каком дереве можно сказать так.

Загадка. Хоть колюча , а не ёлка,

Подлинней её иголка,

А кора тонка, красна,

То красавица (сосна).

- Сделайте 10 шагов  от этого дерева к маленькому домику.

Находим  следующдий кусочек. Снежинки , идём дальше.

4 пункт. Находим  на площадке  игрушечного котёнка.  

_ давайте дадим ему имя. (котёнка назвали Мурзик).

Но Мурзик  не отдаёт льдинку, просит с ним  поиграть.

Дети предлагают  игру «Кот и мыши»

После игры  Мурзик  дарит часть снежинки.

Отправляемся в пятый последний пункт.

             5 пункт . Последнее задание приклеено на четвёртой части льдинки.

Нам нужно  угостить Мурзика  тем , что он любит.

- Что любит кот? ( рыбу, молоко, китекет, мышей)

- Давайте  мы ему нарисуем угощение.

-Но у нас нет бумаги и карандашей. Что делать?

(дети предлагают  палочкой на снегу)

Рисуем лакомство для котёнка.

После рисования котёнок благодарит за угощение и отдаёт последнюю часть льдинки.

Складываем все части и получаем подсказку.

Подсказка домик. Идём  искать послание от инопланетян.

Находим , но прочитать не можем? Что-же делать?

(предложения детей-

- растопить лёд руками.

- Подождать до весны.

- Занести в группу , там тепло, лёд растает и мы прочитаем послание.

(Так мы и сделали).

В группе лёд растаял , мы рассмотрели послание и узнали о чём нас хотели предупредить инопланетяне.

Квест –очень интересная форма работы с детьми, которая соответствует потребностям и интересам детей.

Это весело! Квест отличается от обычных заданий по поиску чего-либо особенной интересной историей. В такой игре даже взрослые активно включаются в ту или иную

роль, что уж там говорить о детях – они перевоплощаются в героев полностью!

Это развивает! Задачки квеста направлены на развитие логики, творческого мышления и познавательных способностей. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступные для решения.

Это сближает! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу.

Достоинства игровых технологий:

• игра мотивирует, стимулирует и активизирует

познавательные процессы детей - внимание, восприятие,

мышление, запоминание и воображение; • игра,

востребовав полученные знания, повышает их

прочность;

• одним из главных достоинств является повышение

интереса к изучаемому объекту окружающего мира  практически у всех

детей в группе;

 • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и

логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают

прочные, осознанные и прочувствованные знания.

 Игра способствует, сближению детей в совместном решение поставленных задач.

 Дети в этой игре учат друг друга.

  Учатся ориентироваться    в трехмерном и двухмерном пространстве. Мы уверены, что совершенствованные в детском саду знания о пространстве, дадут будущим школьникам возможность чувствовать себя уверенно и на улицах города и в учебном школьном процессе. Это не только дух приключения, это увлекательная командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы, развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей Вашего дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!

Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.   Итак, мы пришли к выводу, что внедрение игровых технологий в познавательно-исследовательскую деятельность - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и целевым ориентирам ФГОС ДО.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему"

Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему....

ДОКЛАД Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему

Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»....

«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру»

Развитие познавательного интереса к оружающему миру у детей дошкольного возраста....