"Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему".
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района
Доклад на тему:
«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему»
Воспитатель:
Щевьева И.И.
Сапожок 2022
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.
В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
«Познавательное развитие» - одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.
Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я стараюсь реализовать задачи познавательного развития дошкольников через использование инновационных технологий. Знания и навыки дети получают не только во время на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности.
Проблема познавательного развития дошкольников достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо. Я же хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками, которые я использую в своей работе.
На современном этапе для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на прогулке в качестве самостоятельной технологии может быть использована игровая деятельность.
Какие же виды игр целесообразно применять в познавательно -
исследовательской деятельности дошкольников на прогулке:
1. Игры-экспериментирования;
2. Игровые обучающие ситуации;
3.Квест-игра.
Как организовать и провести такие игры, как квест и геокэшинг, иначе мы называем их игры - приключения.
Что же такое квесты и как «в это» играть с детьми?
Квест – происходит от лат – ищу, разыскиваю, веду следствие.
Квест –это цепочка игр и заданий, где в конце участник или участники что- то находят и приходят к финишу. Цепочка не простая, а требующая от игрока настоящего мозгового штурма.
В ходе организации работы дошкольников над квестами мы реализуем следующие задачи:
1. Вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс.
2. Развитие интереса к предмету игры, творческих способностей,
воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.
3. Воспитание чувства товарищества, личной ответственности за
выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
При подготовке квеста для дошкольников мы придерживаемся 4 основных условий:
-игры должны быть безопасными;
-вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
-недопустимо унижать достоинство ребёнка;
-споры и конфликты надо решать только мирным путём.
В ходе реализации квест- игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы
работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Квест- игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности,
инициативности, поисковой активности.
Задания в квесте могут быть следующие: находить кусочки пазла и составлять из него картинку. На собранной картинке будет изображён предмет или место, где надо искать
главный «клад».
В начале квеста дети получают карту, где обозначены все опорные пункты. В каждом пункте припрятан кусочек пазла. Однако, добыть его можно, только решив какую-то задачку или головоломку. Обязательно нужно ориентироваться на возраст детей: чем они младше, тем меньше должно быть этапов. Для детей младше 3–4 лет обязательна предыстория: куда мы отправляемся? Что будем искать? Почему этот предмет спрятан?
Для старших дошкольников история тоже крайне желательна: она в разы повышает интерес. Надо помнить, что история должна соответствовать предыдущему опыту ребёнка, быть для него понятной и захватывающей одновременно. Важно в процессе
нахождения пунктов и прохождения квеста, напоминать детям об их конечной цели.
Рассмотрим проведение квест игры: «Послание от инопланетян».
Придя утром в группу мы обнаруживаем на окне нарисованный инопланетный корабль в виде летающей тарелки, и письмо от инопланетян.
ПИСЬМО- Дорогие ребята!
Мы отправили вам послание с нашей планеты АЛЬБА, и хотим вас предупредить….
Наше послание найдёте на своём участке, пройдя все пункты по карте и выполнив задания. После выполнения каждого задания вы найдёте часть снежинки, собрав все части и сложив снежинку вы увидете подсказку . Карту тоже найдёте на своём участке.
Любая прогулка начинается в нашей группе с игры-«1- 2- 3 варежки покажи».
Выйдя на прогулку мы разыскали карту, рассмотрели её и отправились в путешествие по карте.
- Пункт. Загадка о зиме.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
-Ребята, на планете Альба никогда не бывает зимы . Давайте мы расскажем всё что знаем о зиме.
(дети рассказывают о зиме с большим интересом.) находим первую часть снежинки.
2 пункт. Контейнер со строительным материалом.
Задание . Выбрать кубики зеленого, жёлтого и красного цвета.
Построить из этих кубиков башню.
Но вот задача. Дети заметили ,что в группе башню построить очень легко, а на улице трудно кубики замёрзли и башня всё время падает. Что - же делать? Немного подумав, детьми было предложено взять по два кубика и держать не отпуская. Вот так башня была построена. Нашли в этом месте часть снежинки и отправились дальше.
3 пункт. О каком дереве можно сказать так.
Загадка. Хоть колюча , а не ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
То красавица (сосна).
- Сделайте 10 шагов от этого дерева к маленькому домику.
Находим следующдий кусочек. Снежинки , идём дальше.
4 пункт. Находим на площадке игрушечного котёнка.
_ давайте дадим ему имя. (котёнка назвали Мурзик).
Но Мурзик не отдаёт льдинку, просит с ним поиграть.
Дети предлагают игру «Кот и мыши»
После игры Мурзик дарит часть снежинки.
Отправляемся в пятый последний пункт.
5 пункт . Последнее задание приклеено на четвёртой части льдинки.
Нам нужно угостить Мурзика тем , что он любит.
- Что любит кот? ( рыбу, молоко, китекет, мышей)
- Давайте мы ему нарисуем угощение.
-Но у нас нет бумаги и карандашей. Что делать?
(дети предлагают палочкой на снегу)
Рисуем лакомство для котёнка.
После рисования котёнок благодарит за угощение и отдаёт последнюю часть льдинки.
Складываем все части и получаем подсказку.
Подсказка домик. Идём искать послание от инопланетян.
Находим , но прочитать не можем? Что-же делать?
(предложения детей-
- растопить лёд руками.
- Подождать до весны.
- Занести в группу , там тепло, лёд растает и мы прочитаем послание.
(Так мы и сделали).
В группе лёд растаял , мы рассмотрели послание и узнали о чём нас хотели предупредить инопланетяне.
Квест –очень интересная форма работы с детьми, которая соответствует потребностям и интересам детей.
Это весело! Квест отличается от обычных заданий по поиску чего-либо особенной интересной историей. В такой игре даже взрослые активно включаются в ту или иную
роль, что уж там говорить о детях – они перевоплощаются в героев полностью!
Это развивает! Задачки квеста направлены на развитие логики, творческого мышления и познавательных способностей. Задания достаточно каверзные, но в то же время доступные для решения.
Это сближает! Командный дух и общая цель делает участников квеста ближе друг к другу.
Достоинства игровых технологий:
• игра мотивирует, стимулирует и активизирует
познавательные процессы детей - внимание, восприятие,
мышление, запоминание и воображение; • игра,
востребовав полученные знания, повышает их
прочность;
• одним из главных достоинств является повышение
интереса к изучаемому объекту окружающего мира практически у всех
детей в группе;
• игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и
логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают
прочные, осознанные и прочувствованные знания.
∙ Игра способствует, сближению детей в совместном решение поставленных задач.
∙ Дети в этой игре учат друг друга.
∙ Учатся ориентироваться в трехмерном и двухмерном пространстве. Мы уверены, что совершенствованные в детском саду знания о пространстве, дадут будущим школьникам возможность чувствовать себя уверенно и на улицах города и в учебном школьном процессе. Это не только дух приключения, это увлекательная командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы, развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща.
Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей Вашего дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!
Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение игровых технологий в познавательно-исследовательскую деятельность - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и целевым ориентирам ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему"
Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему....
«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему»
Выступление на методобъединении...
ДОКЛАД Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему
Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»....
Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему
выступление на семинаре доу...
Доклад на тему: «Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему».
Виды прогулок....
Консультация для воспитателей Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...
«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру»
Развитие познавательного интереса к оружающему миру у детей дошкольного возраста....