Консультация для педагогов. «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Галкина Татьяна Алексеевна

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Недостатки семейного воспитания, упущения в работе педагога-воспитателя содействуют появлению в характере  дошкольника  таких  качеств  как  грубость, жестокость, равнодушие, эгоизм по отношению к окружающим. Как правило, во вновь образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Галкина Т.А.

МДОУ «Детский сад «Березка»

Доброжелательность - желание добра,

готовность содействовать благополучию других.

(Толковый словарь. ).

Консультация для педагогов.

«Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников 4-5 лет»

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Недостатки семейного воспитания, упущения в работе педагога-воспитателя содействуют появлению в характере  дошкольника  таких  качеств  как  грубость, жестокость, равнодушие, эгоизм по отношению к окружающим. Как правило, во вновь образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми.

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Уже на протяжении нескольких лет я в своей работе со старшими дошкольниками использую элементы социо-игровой технологии. Эта технология учит детей добывать знания, работая в коллективе. Но что бы работать в коллективе, надо уметь договариваться и слушать друг друга. По этому, как только я набираю новую группу детей, сразу начинаю работу по формированию дружеских отношений.

В средней группе (с 4 до 5 лет) сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Воспитание детей направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательность, стремление к общению и взаимодействию. При этом решаются следующие задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям. Развивать понимание необходимости сочувствия и заботы к сверстнику, к родителям и членам семьи.

- развивать эмоциональную отзывчивость: способность понимать ярко выраженное эмоциональное состояние.

- воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

- развивать в детях положительную самооценку, уверенность, стремление к самостоятельности.  Главным содержанием общения детей становится совместная игровая деятельность. «Середнячки» пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.

Как известно, ведущая деятельность дошкольника – игра. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Нужно предлагать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания  самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Воспитание дружеских взаимоотношений связано с развитием интереса детей друг к другу. Чтобы помочь детям лучше узнать друг друга использую игровые ситуации типа « мы смотрим в зеркало». Например, Баба Яга похитила детей с темными волосами, а освободить могут дети со светлыми. Или, найди пару по цвету одежды, по цвету волос, по росту. Научиться быть внимательными друг к другу помогают игры типа  « угадай мое имя».  Игры « Мышеловка», «Рыбак и рыбки», « Прилетел к нам воробей».  Игра «мышеловка» очень интересна детям. Перед началом игры воспитатель с детьми обсуждает как лучше сделать мышеловку. Здесь дети учатся принимать общее решение. После того как «мышеловка» готова, воспитатель предлагает детям превратиться в мышек. Мышки весело бегают по комнате и пищат. Затем дается сигнал: «Мышки уснули и глазки закрыли! Все крепко - крепко спят, ни на кого не глядят! Только две любопытные мышки не спали и в мышеловку попали!» Воспитатель дотрагивается до двух детей, и они быстро прячутся в «мышеловку». Затем воспитатель звонит в колокольчик: «Просыпайтесь мышки, у нас случилась беда! Послушайте!» Дети в мышеловке произносят вместе или по очереди:

  Мы - две мышки, здесь гуляли,

  В мышеловку вдруг попали,

  От кота вы нас спасите,

  Имя каждой назовите!

Остальные дети пытаются отгадать, кто попал в мышеловку. В данной игре проверяется такое качество, как честность. Ведь подглядывать за мышками «спящим» детям нельзя.

Для освоения правил культуры общения, речи, проявления доброжелательности, развития умения учитывать интересы детей проводила игровую ситуацию « Мы выбираем подарки». Воспитатель напоминает детям о том, какой красивый магазин у ежика Ягодки. И сегодня мы идем туда за подарками для своих друзей. Сначала каждый скажет, для кого из детей будет выбирать подарок. Затем заходим в магазин, выбираем подарок и вежливо обращаемся к продавцу: «Покажите, пожалуйста, машинку» Продавец покажет, вы заплатите деньги столько, сколько он попросит. Скажите «спасибо» и пойдете вручать другу. К другу надо обращаться вежливо: «Я хочу подарить тебе подарок, прими его, пожалуйста» Такие ситуации проводятся неоднократно в течение года.

В средней группе продолжается развитие эмоциональной отзывчивости, умения понимать эмоции других людей и правильно на них реагировать. Сначала играем с картинками:  выбери картинки, на которых всем весело, найди веселых и грустных зверей, сфотографируй злых и добрых волшебников и т. п. Затем провожу игру « Мы едем, едем, едем в далекие края», « Зеркало», « Обезьянки».

В развитии эмоциональной отзывчивости детей огромную роль играют игровые и реальные практические ситуации сочувствия, заботы и внимания к окружающим. Сначала проводятся ситуации активного сочувствия игровым персонажам. Например, «Почему кукла Таня загрустила?», « Зайчик и обезьянка», «Возвращение зайчика домой».

Ситуативная игра-история «Машина».

Мишке мама купила машину:

Кузов нарядный, красивые шины,

Пульт управления, мощный мотор.

Мишка довольный помчался во двор.

Ежик машину увидел, и вот

Молча у друга ее он берет.

Чудо-игрушку хочет отнять,

Мишка ему не готов уступать.

И говорит он, надувшись, Ежу:

«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».

Дети инсценируют стихотворение.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям: Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком? (Ёж забрал машину без спроса.) Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Мишка и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

Выход из проблемной ситуации.

Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.

Очень мила мне машина твоя.

Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,

Её аккуратно я буду катать».

Мишка ответил: «Конечно, бери.

Кнопку для старта скорее нажми!».

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

Эту ситуацию можно разыграть с игрушками, а в конце года дать детям маски и пусть они сами покажут сценку.

Затем, проводятся игровые ситуации проявления детьми заботы, помощи друг другу:  « Мы обмениваемся игрушками и все делим поровну», «День рождения», « Встреча друзей после отпуска», « Мы готовимся к празднику». Эти ситуации оказывают на детей огромное положительное, воспитывающее влияние и становятся первой ступенькой к использованию приемов социо - игровой технологии. В этих игровых ситуациях необходимо соблюдать ряд условий:

- вызвать у детей интерес к участию в общем деле;

- поддерживать положительный настрой и дружеские отношения в процессе деятельности;

- уделять внимание каждому ребенку, помогать ему в случае необходимости;

- в конце обязательно подчеркнуть ценность общих усилий и вызвать у детей чувство радости от совместной, дружной работы.

В конце средней группы можно использовать игровые ситуации обсуждения поступков, в которых рассматриваются типичные для детей жизненные случаи:  «Заколка», «Краски», «Компот», «На горке», «Пароход». Вот ряд примеров:

- Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: "Что случилось?". Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты.

Если они затрудняются, то воспитатель помогает: "Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!" Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением друг друга, оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.

- Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки. Вдруг Дима споткнулся о кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.  Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с дружеской направленностью.

В каждом случае педагог помогает детям понять необходимость активного сочувствия и помощи другим.

Опыт нравственного поведения складывается постепенно, поэтому воспитатель может неоднократно планировать однотипные ситуации, внося только небольшие изменения в их содержание. Например, менять героев, место или обстоятельства действия, но при этом обязательно сохранять основную проблему. В результате дети многократно упражняются в правильных формах поведения и приобретают ценные нравственные привычки.

Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, способствует развитию нравственных начал. Поэтому, необходима высокая требовательность к себе как образцу проявления гуманистического стиля отношений.

Используемая литература:

«Дошкольник 4 – 5 лет в детском саду» СПб, Детство – пресс, 2011г.

 « Как развивать взаимоотношения  и сотрудничество дошкольников в детском саду» Игровые ситуации, игры. Этюды. СПб, Детство – Пресс, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников

Консультация для воспитатлей с примерами работы...

презентация "Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников"

консультация для воспитателей "Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников" (презентация)...

" Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников"

Основные условия воспитания доброжелательных отношений; формы и методы....

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»

В данном материале рассматривается проблема формирования детских взаимоотношений путем организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. ...