проект "Перелётные птицы" 3-4 года
проект (младшая группа)
Каждую осень, наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке. Что же заставляет перелётных птиц ежегодно осенью и весной совершать такие дальние путешествия?
Дети не могут понять и объяснить причину их отлета в теплые края. У них не достаточно развиты знания о птицах, затрудняются ответить, чем они питаются. Работа над проектом позволит углубить и расширить знания детей о птицах, закрепить в памяти детей название перелетных птиц. Позволит понять причины такого явления как осенний перелет птиц. Совместная работа с родителями поможет повысить экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к пернатым друзьям, тем самым пробуждая его чувства. Послужит воспитанию у детей заботливого и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект Перелётные птицы 3-4 года | 965.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Составитель: воспитатели Ивашова Т.В. Уляшева О.В.
Тип проекта: творческий.
Вид: групповой.
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители
Актуальность проекта: Каждую осень, наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке. Что же заставляет перелётных птиц ежегодно осенью и весной совершать такие дальние путешествия?
Дети не могут понять и объяснить причину их отлета в теплые края. У них не достаточно развиты знания о птицах, затрудняются ответить, чем они питаются. Работа над проектом позволит углубить и расширить знания детей о птицах, закрепить в памяти детей название перелетных птиц. Позволит понять причины такого явления как осенний перелет птиц. Совместная работа с родителями поможет повысить экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к пернатым друзьям, тем самым пробуждая его чувства. Послужит воспитанию у детей заботливого и бережного отношения к природе.
Цель проекта:
Расширение и углубление представлений детей о жизни птиц в осенний период года и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта:
- Развивать познавательную активность, желание узнать новое, делиться своими знаниями с окружающими;
- Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания;
- Закрепить представление о внешнем виде, частях тела;
- Развивать связную речь, активизировать словарь по теме;
- Формировать желание подкармливать птиц зимой;
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
- Расширятся и закрепятся знания о птицах (их названии, внешнем виде, питании и поведении).
- Сформируются правильные представления о таком явлении, как перелет птиц на юг осенью.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие детей и родителей в работе над проектом.
Пояснительная записка:
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Дети, по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского характера.
В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю.
Поэтому очень важно ввести ребёнка в мир природы, разбудить его интерес, сформировать реалистические представления-знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада и семьи.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Взаимодействие ребенка с окружающей средой самоценно, потому что обеспечивает ему личный экологический опыт, который, в свою очередь, оказывает весьма существенное влияние на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом. Важно, чтобы ребенок сочувствовал, сопереживал, занимался экологически ориентированной творческой деятельностью, учился сотрудничать со взрослыми в практической экологической деятельности, предвидел личный успех и достижения в этой деятельности.
Необходимое оборудование:
Литература – загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки.
Музыка – аудиозаписи голосов птиц.
Иллюстрации – перелетные птицы.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный
1. Подбор методической литературы по теме.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Перспективное планирование проекта.
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о перелетных птицах.
Работа с детьми.
Задача: Сформировать и закрепить знания детей о перелетных птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Дидактические игры: (приложение № 3)
- « Кто прилетел?»
Цель: учить узнавать и называть перелетных птиц.
- «Назови ласково»
Цель: учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
- «Птицы и их детеныши»
Цель: учить называть существительные множественного и единственного числа.
- « Составь рассказ о птице»
Цель: развивать связную речь с помощью мнемотаблицы.
- « Чье крыло?», «Чей хвост длиннее?»
Цель: учить, по отдельным частям находить знакомую птицу; сравнивать по длине.
- « Сколько птичек?», «Где птичка»
Цель: учить называть один и много, развивать умение ориентироваться в пространстве, называть место положения птиц.
- «Четвертый лишний»
- Цель: учить классифицировать по признакам.
Подвижные игры: (приложение № 1)
- «Скворечники»;
- «Птички»;
- «Птицы в гнездышках»;
- «Перелетные птицы»;
Чтение художественной литературы (приложение № 2)
Рассматривание и наблюдение:
- Рассматривание перелетных птиц на иллюстрациях.
- Наблюдение птиц в природе.
Художественно-продуктивная деятельность:
- Разукрашивание - «Птичка».
- Аппликация - «Птички летят».
- Лепка «Птички в стайки собираются» (коллективная работа).
Пополнение развивающей среды по теме проекта:
- Оформление уголка книги.
- Выставка «Перелетные птицы».
- Оформление картотек игр, загадок, стихов о перелетных птицах.
Работа с родителями:
- Консультация «Перелетные птицы нашего края».
- Подбор книг для групповой библиотеки.
- Рекомендации по домашнему чтению.
Результат реализации проекта:
- Сформировались обобщенные знания о птицах, внешнего вида птиц, их образа жизни.
- Расширен кругозор детей о перелетных птицах.
- Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, рассказами о перелетных птицах, загадками, презентациями, схемами.
- У детей сформировались любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в работе над проектом.
Приложние № 1
Картотека подвижных игр.
Скворечники
Ход игры: На площадке чертятся круги: это — скворечники. Все дети — скворцы. Они свободно бегают — летают по площадке. На сигнал «по домам!» все бегут к скворечникам. Игра повторяется несколько раз.
Подвижная игра «Птички» (с речевым сопровождением)
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга.
Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.
Маленькие птички, раз, два, три.
(хлопают в ладоши)
Прыгают и скачут скок, скок, скок!
(Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс).
Маленькие птички, Раз, два, три.
(хлопают в ладоши)
Крылышками машут!
(Выполняют взмахи руками)
Маленькие птички, лапки свои греют.
(Топают ногами, руки на пояс)
Маленькие птички, быстро полетели.
(Разбегаются врассыпную)
Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
На игровой площадке обозначаются 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки
Воспитатель: Солнышко встало, утро настало.
Где же вы, птички — скворцы да синички?
Из гнезд скорее вылетайте,
Свои крылья расправляйте!
(Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке.)
Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке.
Воспитатель: Милые птички, скворцы да синички!
В гнездышки свои летите,
Свои крылья опустите!
( Дети убегают в «гнезда» перешагивая через линии. Все «птички» должны занять свои гнезда).
Примечание:
1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру(кубик или кеглю красного, желтого, синего или зеленого цвета).
2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.
Подвижная игра «Перелетные птицы»
Все дети встают в круг, в центре которого — водящий - воспитатель. По команде воспитателя дети бегают по площадке, подражая крикам перелетных птиц указанных воспитателем (Например: гуси- га-га-га; утки- кря-кря; кукушки —ку-ку)
Приложение № 2
Встали птицы на крыло
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда.
-Мы вернёмся, обещаем.
-До свиданья, край родной:
-Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают.
Улетают к югу птицы
Улетают к югу птицы:
И грачи, и журавли,
Но останутся синицы,
Воробьи и снегири.
И сороки остаются
Не летят с родной земли.
А весной опять вернутся
И грачи, и журавли.
А. Порошин
Осень...осень...осень
Стало холодней.
Зонтики мы носим,
Прячась от дождей.
Ветер дует сильно,
Листики дрожат...
Падают, кружатся,
По ветру летят.
А в лесу зверятам -
Некогда играть,
Нужно им запасов
На зиму собрать.
Птицы улетают
В теплые края.
Говорит нам осень:
"Вот такая я!" Р. Раска
На зимовку
Шуршащей вереницей
За солнышком вдогонку
Летят над нами птицы
В далёкую сторонку.
Летят они к зимовке.
А во дворе, на холоде,
Прищепки на верёвке
Как ласточки на проводе. (В. Орлов)
Журавлики-журавли
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавлики-журавли. М. Шпак
Скворец! Смотрите, вон он!
Ему пора на юг,
А он перед отлетом
Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица
Проститься. А. Барто
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел! Е. Благинина
Птицы улетают
Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вослед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом. В.Степанов
Материалы для заучивания:
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Е. Благинина
« На озере» сказка о перелетных птицах (интернет ресурсы)
На дальнем озере, среди зеленых камышей жили-были разные птицы. Дикие гуси, утки-кряквы, белые лебеди, все лето они плавали по озеру, ловили своими широкими клювами пролетающих мимо стрекоз, бабочек, ныряли под воду за маленькими рыбешками, выходили погулять на бережок, пощипать сочную зеленую травку. Длинноногие цапли ходили по краю воды и ловили своими длинными клювами зеленых лягушек.
Хорошо они жили, дружно! Вили гнездышки, откладывали яйца, высиживали птенцов, потом учили их плавать и летать, чистить клювом перышки, ловить мошек.
Хорошо им жилось возле озера, никуда далеко они не улетали.
Но как-то подул сильны ветер, и посыпались на озеро красивые бабочки. Молодые уточки и гуси закричали: «Ой, смотрите, как много бабочек! Ловите их!»
Они стали хватать бабочек клювами, но те оказались совсем не вкусными.
«га-га-га!- загоготала старая гусыня – это не бабочки, это желтые листочки падают с деревьев. Осень наступила.
С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. Насекомые исчезли, рыбка уплыла глубоко на дно, лягушки попрятались под коряги, травка пожелтела и засохла. Заволновались молодые птицы. – что же это такое! Нам совсем нечего есть! Наши лапки мерзнут в холодной воде, мы скоро погибнем от холода и от голода!
Га- га- га! – снова загоготала старая и мудрая гусыня. Скоро зима. Вода на озере замерзнет и превратиться в лед. Нам всем пора собираться в дальний путь!
Куда? Почему? – закричали молодые птицы. Мы не хотим улетать.
Мы полетим в теплые края – сказала старая гусыня ведь мы перелетные птицы. Всю зиму мы проведем там, а весной вернемся обратно на свое озеро..
Сказано- сделано. Стали птицы собираться в дальний путь. Первыми собрались цапли. Они покружились над озером, помахали своими большими крыльями и скрылись вдали за лесом.
За цаплями полетели утки и гуси. Впереди главная птица – вожак, а за нею клином остальные птицы. Покричали свою прощальную песню и скрылись в дали.
Последними улетели белые лебеди. Тихо стало на озере, холодно и печально.
Но не будем грустить! Пройдет снежная зима и перелетные птицы снова вернуться на родину, на свое любимое озеро.
Какие птицы жили на озере? Любили они свое озеро или нет?
Почему птицы улетели со своего озера?
Как называют птиц которые улетают в теплые края?
Почему птицы возвращаются обратно?
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
«Сказка о воробушке Чирике и перелетных птицах»
(составитель Катькова Л.А.)
На краю села под крышей старенького домика жила семья воробьев. Папа воробей, мама воробьиха и маленький воробушек Чирик. Вокруг дома был большой сад, где каждый день Чирик встречался с разными птичками. Под крылечком дома свила гнездо семья ласточек, по соседству на старой яблоне в скворечнике жила семья скворцов. Часто в саду Чирик встречал тетушку Кукушку, дядюшку Дятла и еще много разных птиц.
Все лето, птицы жили не тужили. Строили гнезда, выводили птенцов, учили их летать, ловить комаров да мошек. Порхали с ветки на ветку, весело щебетали и распевали свои чудесные песни.
Но вот наступила осень, Стали опадать листья на деревьях, с каждым днем становилось все холоднее и холоднее.
Вот сидит Чирик на веточке распушил свои перышки, а сам по сторонам смотрит и видит – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»!
Подлетел к ним Чирик и спрашивает: вы, куда это собрались?
А самый старый скворец ему отвечает:
- Мы в теплые края собираемся.
А зачем Вы на зиму улетаете?
— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! А как весна придет, обратно вернемся.
- А как же мы воробьи? Мы тоже полетим?
- А ты, у мамы и папы спроси – ответил старый скворец.
Полетел воробушек к маме и папе, чтобы узнать, нужно ли им в дорогу собираться.
По дороге встретил тетушку Кукушку.
— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка, а ты тоже улетаешь на зиму в теплые края?
- Конечно, лечу, здесь зимой нет корма для меня, да и уж больно холодно.
- Погоди тетушка не улетай, может, и мы полетим с тобой вместе, веселее будет.
— Мы кукушки никогда вместе не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Вспорхнула кукушка с ветки и улетела.
Вот какая Тетушка Кукушка даже не попрощалась, подумал воробышек и полетел дальше.
А тут как раз дядюшка Дятел прилетел, сел на ветку и давай своим носиком стучать. Чирик к нему подлетел: дядюшка Дятел, а ты тоже в теплые края полетишь?
- Некогда мне по чужим краям летать, у меня и дома работы много не мешай мне. И принялся еще громче по дереву стучать.
А Чирик полетел дальше, видит ласточки, стайкой собрались.
— Здравствуйте, ласточки погодите, расскажите, куда путь держите?
— В теплые края летим, некогда нам долго с тобой разговаривать.
— Я тоже хочу в теплые края. Это очень далеко?
— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до них.
— А что такое море? А мы воробьи сможем его перелететь?
- А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а вы воробьи птички зимующие. Вам здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. Не все из нас вернутся сюда весной. Были бы здесь зимой мухи, жучки или другие насекомые для еды – мы бы остались дома, не полетели бы в дальние, чужие края. А тут деваться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем. Взвились ласточки высоко в небо и улетели.
А Чирик сидит на ветке и думает: «Эх, и почему мы воробьи не летаем в теплые края, я бы опасностей не испугался. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться дома. Полечу- ка я и у мамы с папой расспрошу, как же мы зимой будем жить, где греться и чем кормиться будем».
И полетел. Прилетел и спрашивает:
— Мама, папа, все птицы в теплые края летят, а как же мы — воробьи зимой жить будем?
- Не волнуйся сынок, ответила мама, мы себе корм найдем. Да и не одни мы зимовать дома остаемся. Синички, голуби и дядя Дятел тоже не улетают в теплые края. Полетим мы ближе к людям, в детский сад к деткам, там крошками и прокормимся. Детки в детском саду хорошие, добрые растут для всех зимующих птиц, столовые открывают. Кормушки мастерят. Вкусные зернышки и хлебные крошки не забывают подсыпать. А от ветра сильного и ледяного прятаться будем у себя в гнездышке, да и перышки у нас теплые как шубки у ребят не дадут нам замерзнуть в трескучие морозы. Так тяжелую, холодную зиму и переживем.
Обрадовался Чирик, что зимой не умрет от голода и холода, и, устроившись поудобнее на краю своего домика, подумал, завтра полечу и всем другим птичкам расскажу о том, что узнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
"Поклонимся великим тем годам!" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"
«Поклонимся великим тем годам!»...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....