Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ».
консультация

Козырева Марина Георгиевна

Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все ООД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_kons.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ».

Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности»

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личность во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все ООД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и т.д.

Театрализованная игра на ООД: во время ООД педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В ООД вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения ООД способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне ООД. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне ООД в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованные игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных
  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
  • развитие памяти, обучение успешно планировать свои действия для достижения

результата.

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и        детей        

-воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

  • развитие эмоций;
  • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
  • содействие развитию монологической и диалогической речи;
  •  обогащение словаря: образных выражений, сравнений. эпитетов, синонимов, антонимов

  • овладение выразительными средствами общения: словесными и невербальными,
  • приобщение к высокохудожественной литературе:
  • развитие воображения;
  • приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  • создание выразительного художественного образа;
  • организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
  • обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов;
  • согласование действий и сопровождающей их речи;
  • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
  • выразительность исполнения основных видов движений.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром п театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры- драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное. танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок.

Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида — верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок. теневой театр, театр на фланелеграфе.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы би-ба-бо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику. пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ. перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка». «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди»). Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой.

Игры-драматизации с куклами би-ба-бо - в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы. рук. туловища осуществляются с помощью движений пальцев кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает рассвета в 5-7 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого — содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре пет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт поставленный спектакль, инсценировка.

Виды театров для всех возрастных групп:

2 младшая группа:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе, магнитной доске;
  • пальчиковый театр.

Средняя группа:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • теневой театр;
  • различные виды театра верховых кукол.

Старшая и подготовительная к школе группа:

  • театр марионеток,
  • театр «живой руки»,
  • платочный театр,
  • театр ростовых кукол (куклы-люди).

Пальчиковый театр способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол па столе способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.

Театр ложек, верховые куклы.

знакомство детей с театральной ширмой, основам кукло-вождения. Знакомство с куклами-марионетками, обучение технике управления этими куклами. Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

  • Кукла-марионетка — приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.
  • Куклы-люди— ребенок  надевает на себя костюм, изготовленный  из поролона, обтянутого тканью.
  • Кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду".

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей....

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельностиИгра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знан...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего возраста"

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей....

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду"

Ребенок  умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью....

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ. Виды театров»

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность  в ДОУ.  Виды театров»...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду»

Этот материал окажет практическую помощь педагогам в организации театрализованной деятельности в детском саду....

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду."

В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована предметно -развивающая среда, чтобы ребёнок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности.  Предметно...