"Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников"
консультация

Марина Владимировна Диденко

Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая задача детских воспитательных учреждений, активная роль в ее решении принадлежит педагогу-психологу

Поэтому одна из задач работы педагога-психолога - создание условий для сохранения и развития психологического здоровья дошкольников. Реализуется эта задача через непосредственную работу с детьми, а также опосредованно через взаимодействие с родителями и воспитателями.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию рассмотреть методы и приемы, которые использую в своей работе с детьми с разными возрастами.

С детьми раннего возраста идет психологического сопровождение ребенка, направленное на успешную адаптацию. В своей работе мы опираемся на цикл занятий А.С.Роньжина.

Психологические игры и упражнения.

Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других. Используем различные упражнения учитывая возрастные особенности детей «Два барана», «Магнит», «Жужа», «Розовые очки», «Веселый мяч» «Ругаемся овощами» и др.

Психогимнастические этюды и игры.

Позволяют ребенку обогащать эмоциональную сферу; ярче выражать эмоции, черты характера, используя выразительные движения и жесты, мимику «Соленый чай», «Новая кукла», «Лисичка подслушивает», «Король Боровик», «Трудолюбивый ежик»

Коммуникативные игры.

 Развивает коммуникативные навыки (внимание к другому, способность самому быть в центре внимания, говорить о своих желаниях, договариваться, решать спорные вопросы) и дружеские взаимоотношения. «Разговор через стекло», «Путанка», «Нос к носу», «Попроси», «Мигалки» и т.д.

Подвижные игры с правилами.

Развивают произвольность, способность соблюдать правила, адекватно переживать победы и поражения в играх. «Запретное движение», «Да и Нет», «Сова»

 

Сказкотерапия

Позволяет уточнять знания ребенка об окружающем мире и взаимоотношениях в нем, развивать способность к творческому решению жизненных задач, обогащать эмоциональный мир, поведенческий репертуар ребенка, расширять самосознание. Также к сказкетерапии мы подключаем такие техники, как игры на планшете с сухим песком, фиолетовый лес. «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Маленький медвежонок», «Случай в лесу» и др.

Чтение и обсуждение художественных произведений, беседы. Позволяет ребенку приобщиться к нравственно-этическим нормам общества, развивает у ребенка систему ценностных представлений.  «Два котенка», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Жил на свете слоненок» и др. В старшем дошкольном возрасте опираемся на программу психолого-педагогических занятий для дошкольников под редакцией Н.Ю. Куражевой «Приключение бедующих первоклассников»

Моделирование и анализ проблемных ситуаций.

Развивает у старших дошкольников представления о конструктивных способах решения проблемных ситуаций, обогащает поведенческий репертуар ребенка. «Кривляки, хвастунишки, «Шаловливые игры», и дразнилки», «Злой язычок» и др.

Свободное и тематическое рисование, выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах, сочинение историй, импровизации.

Развивает у ребенка способность к само пониманию и самовыражению. Позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, улучшить эмоциональное самочувствие. «Мои друзья», «Я в будущем», «Варежки» (рисование в парах, «Волшебная страна» и т.д.

Релаксационные упражнения.

Развивают способность ребенка чувствовать свое тело, способность произвольно напрягать и расслаблять мышцы лица и тела, снимают мышечное напряжение. «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат», «Путешествие на Голубую звезду», «Полет птицы»

Также работа проводится с родителями и педагогами.

С родителями проводим работу в виде диагностик, мини-тренингов, выступление на родительских собраниях по данной теме.

Педагоги активно включены в нашу работу, направленную на сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Для них проводим мастер-классы, семинары- практикумы. Огромное значение для сохранения и развития психологического здоровья у детей имеет повседневное развивающее общение с педагогом в разных ситуациях детской жизни.

Анализ нашей работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашего ДОУ показали снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_psihologicheskogo_zdorovya_detey.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая задача детских воспитательных учреждений, активная роль в ее решении принадлежит педагогу-психологу

Поэтому одна из задач работы педагога-психолога - создание условий для сохранения и развития психологического здоровья дошкольников. Реализуется эта задача через непосредственную работу с детьми, а также опосредованно через взаимодействие с родителями и воспитателями.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть методы и приемы, которые используем мы в своей работе с детьми с разными возрастами.

С детьми раннего возраста идет психологического сопровождение ребенка направленное на успешную адаптацию. В своей работе мы опираемся  на цикл занятий А.С.Роньжина.

Психологические игры и упражнения.

Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других. Используем различные упражнения учитывая возрастные особенности детей «Два барана», «Магнит», «Жужа», «Розовые очки», «Веселый мяч» «Ругаемся овощами» и др.

Психогимнастические этюды и игры. 

Позволяют ребенку обогащать эмоциональную сферу; ярче выражать эмоции, черты характера, используя выразительные движения и жесты, мимику «Соленый чай», «Новая кукла», «Лисичка подслушивает», «Король Боровик», «Трудолюбивый ежик»

Коммуникативные игры.

 Развивает коммуникативные навыки (внимание к другому, способность самому быть в центре внимания, говорить о своих желаниях, договариваться, решать спорные вопросы) и дружеские взаимоотношения. «Разговор через стекло», «Путанка», «Нос к носу», «Попроси», «Мигалки» и т.д.

Подвижные игры с правилами.

Развивают произвольность, способность соблюдать правила, адекватно переживать победы и поражения в играх. «Запретное движение», «Да и Нет», «Сова»

Сказкотерапия

Позволяет уточнять знания ребенка об окружающем мире и взаимоотношениях в нем, развивать способность к творческому решению жизненных задач, обогащать эмоциональный мир, поведенческий репертуар ребенка, расширять самосознание. Также к сказкетерапии мы подключаем такие техники, как игры на планшете с сухим песком, фиолетовый лес. «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Маленький медвежонок», «Случай в лесу» и др.

Чтение и обсуждение художественных произведений, беседы. Позволяет ребенку приобщиться к нравственно-этическим нормам общества, развивает у ребенка систему ценностных представлений.  «Два котенка», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Жил на свете слоненок» и др. В старшем дошкольном возрасте опираемся на программу психолого-педагогических занятий для дошкольников под редакцией Н.Ю. Куражевой «Приключение бедующих первоклассников»

Моделирование и анализ проблемных ситуаций. 

Развивает у старших дошкольников представления о конструктивных способах решения проблемных ситуаций, обогащает поведенческий репертуар ребенка. «Кривляки, хвастунишки, «Шаловливые игры», и дразнилки», «Злой язычок» и др.

Свободное и тематическое рисование, выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах, сочинение историй, импровизации. 

Развивает у ребенка способность к само пониманию и самовыражению. Позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, улучшить эмоциональное самочувствие. «Мои друзья», «Я в будущем», «Варежки» (рисование в парах, «Волшебная страна» и т.д.

Релаксационные упражнения.

Развивают способность ребенка чувствовать свое тело, способность произвольно напрягать и расслаблять мышцы лица и тела, снимают мышечное напряжение. «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат», «Путешествие на Голубую звезду», «Полет птицы»

Также работа проводится с родителями и педагогами.

С родителями проводим работу в виде диагностик, мини-тренингов, выступление на родительских собраниях по данной теме.

Педагоги активно включены в нашу работу, направленную на сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Для них проводим мастер-классы, семинары- практикумы.

Огромное значение для сохранения и развития психологического здоровья у детей имеет повседневное развивающее общение с педагогом в разных ситуациях детской жизни.

Анализ нашей работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашего ДОУ показали снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие с элементами направленными на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Программное содержание: 1.Продолжать обучать детей способам саморегуляции. 2.Закрепить умение детей работать в парах; 3.Повторить прыжки на одной ноге, с захватом пальцами ног предмета; подлезани...

Мастер-класс для педагогов "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"

Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками...

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей». Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».2. Дать рекоменд...

Театрализованная деятельность как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников

В публикации говориться о том, что целью работы педагогов ДОУ является создание условий. которые способствовали бы укреплению здорвья детей, как физического, так и психологического. а также обеспечени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...

Мастеркласс «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольника через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ....