РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
статья (младшая группа)
: Автор данной статьи рассуждает на тему влияния игр с природными материалами на сенсорные способности детей дошкольного возраста. Личный педагогический опыт показал, что грамотно организованные игры с предметами природного происхождения способствуют формированию сенсорной сферы детей и всестороннему их развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Аннотация: Автор данной статьи рассуждает на тему влияния игр с природными материалами на сенсорные способности детей дошкольного возраста. Личный педагогический опыт показал, что грамотно организованные игры с предметами природного происхождения способствуют формированию сенсорной сферы детей и всестороннему их развитию.
Сенсорное развитие дошкольников – одна из ключевых задач в работе воспитателей на базе современных ДОУ. Развитая сенсорная сфера позволяет детям расширять и уточнять свои познания об окружающем мире посредством органов чувств.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно сенсорному развитию необходимо уделять особое внимание, качественно отбирать, организовывать игры и занятия.
Существует пять сенсорных систем, благодаря которым человек познает окружающий мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорной сферы важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Этими эталонами являются: цвет, форма, размер, вес, фактура и т.д. В процессе игр с природными материалами, дети получают яркие впечатления, запоминают ощущения и информацию об определённом сенсорном эталоне, на изучение которого направлено взаимодействие ребёнка с предметом.
Опыт работы с детьми младшей группы показал, что игры с природными материалами повышают мотивацию детей, благоприятно воздействуют на сенсорную сферу, внимание, мышление, воображение и другие когнитивные способности.
Ниже хотелось бы привести в пример несколько конкретных игр с использованием природных материалов, которые подходят большинству детей дошкольного возраста. Они решают многие задачи сенсорного развития.
Игра «Холодный – горячий» очень нравится многим ребятам, также позволяет педагогу закрепить у детей знание нескольких сенсорных эталонов одновременно. В гости к детям приходит кукла. Она рассказывает ребятам, что собрала для детей камешки, когда отдыхала на морском побережье. В синем мешочке лежат холодные камни разного размера (педагог заранее остужает камни на подоконнике в холодное время года или в холодильнике). В красном мешочке находятся тёплые камни (воспитатель заранее нагревает их на солнце или на батарее). Сначала дети запускают руки в оба мешочка по очереди или одновременно две руки, чтобы почувствовать разницу температур, ощутить фактуру камней. Затем педагог просит достать ребёнка либо тёплый, либо холодный камень из мешочка, камень должен быть определённого размера (большой или маленький). Ребёнок опускает руку в красный или синий мешочек и наощупь находит камешек.
Игра «Попробуй повтори». Детям предлагается два картонных квадрата, разлинованных на 9 небольших квадратов внутри. На одном квадрате в каждой ячейке лежит какой-либо природный материал (камень, ракушка, шишка сосновая, шишка еловая, жёлудь, орех каштана, грецкий орех, тыквенная семечка, фундук). Ребёнку необходимо на втором квадрате разложить данные природные материалы точно таким же образом, как это показано на образце. Взаимодействуя с предметами, ребёнок получает необычные сенсорные ощущения, сравнивает размер и фактуру предметов. Кроме того, развивается память, логическое мышление, внимание, пространственная ориентация.
В заключение хотелось бы подвести итог и отметить, что сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством игр с различными природными материалами улучшает работу органов чувств детей, помогает дошкольником быстрее осваивать и запоминать сенсорные эталоны, гармонично и всесторонне развивает личность ребёнка, что является реализации принципов ФГОС и ФОП на практике.
Список использованных источников:
1. Нищева, Н. В. Волшебное дерево.Календарь природы.Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2020.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприят...
Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры
В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием разнообразных методов и приемо...
Проект "Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры"
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...
Развитие сенсорных способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22393982","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Проект «Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры»
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...
Консультация для воспитателей по теме «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через игры познавательного характера»
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Значит, игра, её организация – кл...