«Особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
консультация

Мы педагоги ключевая фигура в воспитательно – образовательном процессе, эффективность которого определяется профессиональной компетентностью, психологическим и физическим благополучием, отношением к своему и здоровью воспитанников. Так же мы по своей социальной роли являемся носителями знаний, организаторами оздоровительной работы, воплощением нравственных норм, образцом поведения, здорового образа жизни и положительному отношению к здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennost_formirovaniya_navykov_zdoro.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

 

Мы педагоги ключевая фигура в воспитательно – образовательном процессе, эффективность которого определяется профессиональной компетентностью, психологическим и физическим благополучием, отношением к своему и здоровью воспитанников. Так же мы по своей социальной роли являемся носителями знаний, организаторами оздоровительной работы, воплощением нравственных норм, образцом поведения, здорового образа жизни и положительному отношению к здоровью.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых наболевших и главных для дошкольных учреждений. Так по данным министерства здравоохранения количество детей с хроническими заболеваниями увеличилось в 2 раза, а не имеющими отклонений в здоровье снизилось в 3 раза. Большой процент заболеваний приходится на распираторные и островирусные (грипп и ОРВИ) – 75%. Процент увеличения произошел так же костно – мышечной системы, мочеполовой, нервной, органов чувств, кровообращения, эндокринной систем. Более половины воспитанников ДО имеют функциональные отклонения в организме: плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки, носоглотки, неврологические проявления, аллергии, органов пищеварения. К выпуску из ясли – сада увеличилось число детей с понижением остроты зрения.

Мы выработали систему по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни, где определен комплекс мер по решению задач, которые направлены на создание условий для нормального роста и развития дошколят.

В период до шести лет происходит интенсивное развитие органов и становление функций систем организма, закладываются основные черты личности, формирование характера, отношения к себе и к окружающим. Значимость здорового образа жизни понимает формирование знаний и практических навыков у воспитанников, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.

К основным составляющим здорового образа жизни можно отнести: оптимальный режим дня приближенный к дошкольному учреждению, рациональное сбалансированное питание в семье, закаливание в режиме дня, личная гигиена, увеличение положительных эмоций.

Приобщение детей с задержкой психического развития к здоровому образу жизни  у нас происходит через эффективные педагогические технологии, то есть через здоровьесберегающие, которые направлены на поддержку и обогащение здоровья данных воспитанников в совокупности: ребенок – педагог – родитель.

Это осуществляется в различных направлениях:

- медико – профилактическое сохранение и преумножение здоровья ребенка под руководством медицинской сестры;

- физкультурно – оздоровительное и спортивно - досуговое, направлено на физическое развитие и укрепление здоровья под руководством инструктора по физической культуре и воспитателей;

- социально – психологическое на обеспечение эмоционального комфорта и позитива психологического самочувствия под руководством психолога ясли – сада;

- образовательное на обучение здоровому образу жизни;

- просветительское для приобщение семьи к ЗОЖ, взаимодействию с ясли – садом в вопросах здоровья воспитанников.

Данные направления являются разнообразными и максимально быстро, эффективно приближают здоровьесберегающую деятельность к желаемому результату – «идеально здоровый ребенок».

В группе с задержкой психического развития находятся дети с психологическими особенностями, для этих детей свойственна эмоциональная возбудимость, отставание в двигательном развитии, скованность и некоординированность движений рук и ног, недоразвитость в развитии мелкой моторики пальцев рук. Поэтому мы обязательно применяем в течение всего пребывания детей в ясли – саду данные направления здоровьесбережения. Используемые цели и задачами здоровьесбережения тесно перекликаются с коррекционной работой, так же применяются в индивидуальных подходах к каждому воспитаннику, в результате чего формируется стойкая мотивация к здоровому образу жизни.

Навык здорового образа жизни в специальной группе с задержкой психического развития посредством здоровьесберегающих технологий осуществляется комплексно во всех режимных моментах с участием воспитателей, музыкального руководителя, дефектолога, инструкторов по физической культуре и плаванию. Так как я являюсь специалистом данной группы, то есть инструктором по физической культуре тем самым уделяю большое внимание формированию навыка здорового образа жизни с применением различных методов и приемов здоровьесбережения.

Использование подвижных и элементов спортивных игр, происходит ежедневно как часть организованной учебной деятельности, как в спортивном зале, так и в группе со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с Типовой программой по возрасту детей. 

После сна воспитатели в группе проводят игровой час – бодрящую гимнастику или гимнастику пробуждения, лежа в кроватях. Комплексы состоят из подвижных игр, игровых упражнений. Для профилактики плоскостопия и обучению правильной походки так же после сна ежедневно применяют дорожки здоровья.

Во время организованной учебной деятельности для смены положения детей по мере их утомления мы педагоги применяем динамические паузы с речевым сопровождением и движениями.

В данной группе обязательно рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику для детей с речевыми проблемами. Гимнастику можно проводить в любой отрезок режимных моментов.

В практику мы внедряем кинезотерапию с помощью комплексного применения различных движений для оздоровления детей один раз в неделю.

Ежедневно педагоги проводят в любое свободное время по 3 – 5 минут гимнастику для глаз, в зависимости от интенсивности нагрузки, при использовании наглядного материала или показа.

Для положительного эмоционального состояния детей воспитатели в группе проводят ситуативные малые игры с ролевым подражанием эмоций.

Применение всех здоровьесберегающих технологий показывает неизменное повышение эффективности коррекционной работы у всех специалистов, сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка. На основе здоровьесбережения подготовка здорового образа жизни ребенка является приоритетным направлением в деятельности нашего ясли – сада для детей с задержкой психического развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...