"Удивительный магнит"
план-конспект занятия (старшая группа)

Чыргал Солангы Станиславовна

Занятие по познавательно- исследовательская деятельность с элементами экспериментировнаия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_magnit.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

_____детский сад №2 «Сайзанак» с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва____

668380 Республика Тыва Эрзинский кожуун с. Эрзин ул. Комсомольская д.13

Познавательно-исследовательская

деятельность с элементами экспериментирования
на тему «Удивительный МАГНИТ»

             

                                     

                                                                                Воспитатель: Чыргал С.С..

Технологическая карта

организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы

Тема: «Удивительный магнит»

Возрастная группа: старшая (подготовительная) группа, 5-6 лет

Количество: 6-8 детей

Форма ООД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

ЦЕЛЬ: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

ЗАДАЧИ:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

2. Сформировать представление о полюсах магнита.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

2. Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает, полюс- южный, северный.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную работу с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Методы: словесные (объяснение, вопросы к детям, словесная инструкция, логическая задача, художественное слово), игровой (сюрпризный момент), практические (выполнение опытов с магнитом); наглядно-зрительные (показ).

Оборудование и материалы : Коробка, перчатки, магниты (по количеству детей); предметы из дерева, стекла, резины, пластмассы, железа; стаканы с водой, скрепки (по количеству детей); лист картона, бумажная бабочка (по количеству детей); детали с магнитами; сюрприз-магниты (по количеству детей)

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: расширение знаний о некоторых свойствах магнита.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Вводная часть

1. Вводно- организационный момент

Обращение внимания детей на предстоящую деятельность: эмоционально-психологический настрой, установка на предстоящую деятельность, сюрпризный момент-появление «Волшебной коробки».

Приветственный этюд:

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, Матушка-Земля,

Здравствуйте, мои друзья!

- Сегодня я принесла вот такую красивую волшебную коробочку, а в ней – перчатка. (показывает детям). Это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я покажу, что она умеет делать (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками) Вот так чудо! Перчатка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло? Может кто-нибудь из вас может разгадать?

- в моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает перчатку и показывает магнит) - Какой магнит на ощупь?

- На вес какой?

- Цвет?

Вывод: магнит тяжелый материал, гладкий, черного цвета

     - Сегодня мы отправимся в лабораторию, где будем посещать удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.

     - Я предлагаю вам посетить нашу волшебную лабораторию. Сегодня я буду вашим старшим лаборантом исследователем. Я надену свой халат и очки. А вы будете младшими лаборантами исследователями, тоже наденьте фартуки.

 - Для начала мы с вами повторим правила работы в лаборатории

1.        Внимательно слушайте старшего лаборанта

2.        Четко выполнять указания

3.        Нельзя ни чего пробовать на вкус

4.        Аккуратно работать с материалом и оборудованием.

5.        Будьте осторожны с острыми предметами. Не играйте с ними.

А что такое лаборатория, кто-нибудь знает? (это помещение или комната, которая делает опыты, эксперименты, исследования)

А теперь я приглашаю вас в волшебную лабораторию,

Предлагаю разгадать секрет магнита.

Непосредственное общение.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога.

- перчатка липкая, она магнитная…

Гладкий, холодный

Тяжелый

Черный

(это помещение или комната, которая делает опыты, исследования, эксперименты, фокусы)

Положительный эмоционально-психологический настрой на предстоящую деятельность. Внутренняя мотивация на деятельность.

II. Основная часть

Практическая деятельность: изучение свойств магнита.

Предлагает пройти за стол номер 1

Стол № 1.

Опыт1. «Всё ли притягивает магнит?»

- С помощью магнита разделите ваши предметы на две группы: которые притягиваются магнитом и предметы, которые не притягиваются магнитом.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Притянет - не притянет» (для закрепления первого опыта)

 .(Мяч - это магнит, дети ловят мяч, если воспитатель называет  предмет, который притягивает магнит. Например: воспитатель говорит книга и кидает мяч ребёнку, то ребенок не должен ловить мяч, т.к. книга не притягивается к магниту, ножницы - ребёнок ловит.

МОЛОДЦЫ!

Вывод: Значит, магнит притягивает только металлические предметы.

Стол №2.

Опыт 2. «Летающая бабочка»

Показывает  фокус с летающей бабочкой, предлагает детям выполнить фокус самостоятельно

Игра «Помогите бабочкам».

Вывод: через преграду – картон.

МОЛОДЦЫ!

Стол №3.

Опыт 3. «Не замочи руки»

Предлагает выполнить необычное задание: на столе стоит стакан с водой и на дне стакана скрепка. Нужно достать скрепку не выливая воду и не замочив рук.

Игра «Рыбалка» (Для закрепления третьего опыта)

- Хотите поймать рыбок в озере с волшебной удочкой?

- Играть будем поочередно.

- Какую рыбку хочет поймать Менги? (Красную, большую, маленькую и т.п.).

Вывод: 

МОЛОДЦЫ!

Стол 4.

Опыт 4. «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

- У каждого из вас есть магнит. Давайте прикасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

- Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».

Подвижна игра  «Магнитные человечки» для закрепления 4 опыта (под музыку )

Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный.

Вывод:

МОЛОДЦЫ!

-Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вы снимите фартуки, а я тоже сниму свой халат и все выходим из лаборатории.

Дети принимают инструкцию педагога и следуют ей. Дети выполняют опыты с магнитом, делают выводы. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога. Участвуют в образовательной деятельности.  

На магнитной доске висят нарезанные из картона цветы, дети по очереди с помощью магнита помогают бабочкам садиться на цветочки.

магнит сохраняет свое свойство и действует

Дети с помощью магнита достают скрепки не выливая воду из стеклянного стакана

Дети с магнитными удочками достают рыбки из воды, налитой в тазике.

магнитная сила действует через стекло и воду.

Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Дети образуют круг и начинают танцевать по кругу. Когда воспитатель показывает красный квадрат – «южный полюс», дети притягиваются к воспитателю «северным полюсом» - спиной. Когда ребята увидят синий квадрат, то притягиваются к воспитателю животиками – «южными полюсами»

.

У магнита есть два полюса «северный» и «южный». Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются.

 

Выходят из лаботатории

Умение самостоятельно выполнять опыты с магнитами и делать выводы.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Вопросы для детей:

с помощью опытов мы многое узнали про магнит. Какой опыт понравился вам больше всех?

– Какие удивительные свойства магнита мы сегодня выявили с помощью опытов?
- Сколько полюсов у магнита?

- Предлагаю дома показать маме и папе или брату, сестре (бабушке и дедушке) опыты с магнитами, найти с ними новые опыты.

-А вам большое спасибо, вы оказались достойными помощниками лаборанта.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога.

Делятся впечатлениями.

– Магнит притягивает к себе только железосодержащие предметы.
– Магнит сохраняет свои свойства в воде, через бумагу и пластик.

Осознание себя как участника познавательного процесса. Снятие эмоционального и физического напряжения.

Благодарность

Поощрение детей магнитами.

Показывая, подаренные магнитики, дети расскажут стишок о магните

.      

Эмоциональный отклик детей.

Уже давно люблю магнит

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Самоанализ  познавательно-исследовательской деятельности в старшей (подготовительной)  группе по теме  «Удивительный магнит»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию был представлен фрагмент познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования на тему «Удивительный МАГНИТ»- проведение опытов с магнитом.

Разрабатывая данный конспект, я, прежде всего, учитывала возрастные, индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая всё это, я поставила цель, задачи по образовательным областям, содержание, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.  

Форма проведения совместной образовательной деятельности подгрупповая, в подгруппе 6-8 детей

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Мною были поставлены следующие задачи:

- формировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, как воздействует магнит на различные материалы. Для реализации данной задачи, я использовала опытническую деятельность, которая предполагала изучение свойств магнита притягивать предметы, воздействие магнита на различные предметы.

Для реализации следующей задачи, развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов, так же использовала опытническую деятельность, предоставляя ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Какие предметы притягивает магнит?», «Какой силой обладает магнит?», «Сколько у магнита полюсов?», «Действует ли сила магнита через картон, стекло и воду?». 

Для реализации следующей задачи - развивать коммуникативные качества, умение делать выводы, работать в коллективе, я использовала вопросы проблемно-поискового характера. Эту задачу я реализовала.

В течение совместной деятельности использовала различные методы обучения детей:

1. Словесный (беседа, объяснение, вопросы к детям, словесная инструкция, логическая задача, художественное слово поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (показ);

3. Практический (выполнение опытов с магнитом);

4. Игровой, после каждого проведенного опыта проводила дидактические и подвижные игры еще в начале занятия (сюрпризный момент «Коробка с волшебным предметом»).

 Организационный момент был направлен на развитие коммуникативных качеств. В начале деятельности настроила детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создала заинтересованность на предстоящую деятельность. Детям было предложено отправиться в лабораторию, чтобы узнать какие секреты хранит в себе магнит. Появление коробки с волшебным предметом и музыкальное сопровождение вызвало у детей эмоциональный отклик и внутреннюю потребность включения в деятельность.

Занятие построила в форме опытно - исследовательской деятельности детей, которая предполагала знакомство с  некоторыми свойствами магнита.

Опыт № 1  - определял, какие предметы притягивает магнит. Дети справились с этим опытом и пришли к выводу, что магнит притягивает металлические, железные предметы с помощью магнитной силы. 

Опыт № 2. Для того чтобы узнать сохраняет ли магнит свое свойство и действует через картон, мы использовали фокус «Летающая бабочка». Дети с большим удовольствием управляли полётом бабочки. В ходе проведения данного опыта, дети сделали вывод, что сила магнита действует на металлическую скрепку проходя через картон.

Опыт № 3 был направлен на то, чтобы узнать, действует ли магнитная сила через стекло и воду. Нужно достать скрепку не выливая воду и не замочив руки.

Следующий опыт № 4 «Почему иногда два магнита отталкиваются?» 

Опыт показал, что у магнита есть два полюса «Северный и южный». С помощью магнитов провели опыт,  когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить, а если мы их соединяем одинаковыми  – полюсами, то они убегают друг от друга, отталкиваются. И дети сами сделали вывод, что разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

При проведении самостоятельного опытов дети смогли почувствовать свой успех. Взаимосвязь элементов занятия, выполнение практических заданий  помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания по сложности, были доступны детям - это способствовало решению поставленных задач. Дети радовались, удивлялись, восхищались, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки: «У меня  получилось!» « Я знаю» - говорили дети.

В течение совместной деятельности провели ряд опытов, выясняя, какими свойствами обладает магнит. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Занятие динамичное, оно включало приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Работа за столами, перемещение по залу и игры, проведенные для закрепления опытов, позволили избежать утомления детей, и физкультминутка нам не понадобилась.

Анализируя деятельность детей, можно отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы, в процессе работы вели себя активно. Каждый ребенок был включен в работу. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы.

 На протяжении всей образовательной деятельности поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу, привлекала внимание детей интонацией, хвалила за каждое действие, однако недостаточно поддерживала их высказывания. Работа на занятии проходила организованно, интересно, содержательно.

 Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. В ходе занятия формировались такие ценности как работа в команде, взаимодействие друг с другом и с взрослым.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, деятельность детей контролировала словесно, наблюдая за действиями детей, поощряла их достижения.

В заключительной части занятия использовала словесный метод через форму «Вопрос – ответ». Деятельность всех детей оценила положительно. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением и сюрпризом (разноцветными магнитами).

Поставленные в занятии задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Сделала для себя заметку, что при проведении деятельности нужно  прислушиваться к детям, так как они говорили интересные фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....

Сценарий проведения исследований по теме «Удивительный магнит».

Характеристика группы: дети старшей группы детского сада Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Познакомить с понятием «магнит» и ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " Удивительный магнит"

Этот конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста....

конспект НОД по эксперементированию "Этот удивительный магнит"

Занятие проводилось в коррекционной группе расчитано на средний и старший дошкольный возраст. Задачи, решаемые в процессе исследовательской деятельности следующие: способствовать накоплению у дете...

«Разработка плана-конспекта на основе использования технологии исследовательской деятельности» Тема ОД: «Удивительный магнит»

Данный конспект разработан с применением методов и приемов О.В. Дыбиной, в нем использованы различные формы и методы организации совместной деятельности педагога с детьми с учетом основных видов детск...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительный магнит"

   Цели: развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать способн...