Продуктивное использование новых образовательных технологий
материал

Петрова Елена Юрьевна

В своей профессиональной деятельности применяю следующие современные логопедические технологии, методики: ИКТ - технологии, здоровье-сберегающие, логоритмика, логомассаж, ДЕНАС, МЕРСИБО - онлайн-портал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopedicheskiy_massazh.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа

кружка в рамках

дополнительных платных образовательных услуг

«Логопедический массаж»

 

                                                                 Составила: Петрова Елена Юрьевна,

                                                                 учитель-логопед МБДОУ № 21

г. Урай

Оглавление

Пояснительная записка ......................................................................................3

Нормативно – правовое обеспечение ...............................................................3

Цели и задачи программы ..................................................................................4

Методические – рекомендации к программе ...................................................5

Противопоказания ..............................................................................................5

Условия проведения логопедического массажа...............................................5

Список используемой литературы ....................................................................6

Пояснительная записка

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению.   Программа предназначена для проведения логопедического массажа при различных речевых нарушениях.

         

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Виды логопедического массажа


– Классический. В течение сеанса используются все приемы классического ручного массажа. Начинают и заканчивают сеанс поглаживающими движениями. В процессе разминают, растирают и вибрируют необходимые зоны;

– Массаж по биологически активным точкам. Во время такого массажа происходит воздействие на определенные биологически активные точки.
Прежде чем применять логопедический массаж, нужно провести тщательное обследование, которое поможет выявить особенности строения органов речи вашего ребенка. На основании обследования специалист подберет нужный метод массажа. Своевременно пройденный курс логопедического массажа поможет избежать множества проблем, связанных с правильным произношением звуков в дальнейшем.

Нормативно – правовое обеспечение

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Устав Муниципального бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21»;

Цели и задачи программы:

Цель: устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Задачи:

  • нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо и гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
  • улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
  • увеличение силы мышечных сокращений;
  • активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
  • уменьшение гиперсаливации.
  • укрепление глоточного рефлекса.
  • нормализация психологического состояния у ребенка (особенно у заикающихся детей).

    Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

        Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

     Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.

      Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный).

      Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий.

Методические рекомендации к программе:

Оптимальным является выполнение логопедического массажа курсами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день, которые проводятся следующим образом: после первого перерыв должен быть минимум 2 недели, а между вторым и третьим — 3 месяца. В сложных случаях можно проводить не три, а более курсов в течение года. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами). В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение – 15-20 минут.

Противопоказания

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре. Массаж эффективен только в том случае, если у детей будет возникать чувство доверия.

Список используемой литературы:

1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М, 2012.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. -М, 2010.

3. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М, 2012.

4. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. М-2008.

5. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерий 2: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

2.1. Формирование современной образовательной среды (создание интерактивных зон, творческой лаборатории, музея т.п.)1. Паспорт группы 2. Грамота I место "Лучший уголок по обучению ...

23. Продуктивное использование новых образовательных технологий

Перед образовательными учреждениями сегодня стоит множество непростых задач. В ситуации обновления Российского государства и общества появилась необходимость развития системы дошкольного образования в...

Отзыв о системе работы воспитателя Ичеткиной Н.В. по продуктивному использованию новых образовательных технологий

Раскрыта система работы по использованию личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, игровых технологий, технологий проектной деятельности и интегрированного обучения...

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профес

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических ...

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профес

Раздел 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических ...

Продуктивное использование новых образовательных технологий

Продуктивное использование новых образовательных технологий...

Продуктивное использование новых образовательных технологий

Продуктивное использование новых образовательных технологий...