"Куклы обереги"
проект
У детей современного поколения игрушки есть в огромном количестве и доступны каждому. Конечно же эти игрушки красочные, фантазийные, или реалистичные, на любой вкус. Выбор – это конечно хорошо. Но из-за огромного изобилия игрушек пропадает их смысловое значение. Большая часть детей даже и не знают, что раньше игрушки были незамысловатыми, мастерились родителями из сподручного материала, передавались из поколения в поколение. Они имели смысловое значение, выступали в роли оберегов. И для детей такие изделия были бесценны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukly-oberegi_tihonova_e.o.docx | 478.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
«Для чего же нужны куклы-обереги?»
Учитель-логопед: Тихонова Евгения Олеговна,
Белый яр- 2024
«Для чего же нужны куклы-обереги?»
Вид проекта: познавательный.
Тип проекта: групповой, краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст участников: дети подготовительной группы (5-6 лет)
Актуальность. У детей современного поколения игрушки есть в огромном количестве и доступны каждому. Конечно же эти игрушки красочные, фантазийные, или реалистичные, на любой вкус. Выбор – это конечно хорошо. Но из-за огромного изобилия игрушек пропадает их смысловое значение. Большая часть детей даже и не знают, что раньше игрушки были незамысловатыми, мастерились родителями из сподручного материала, передавались из поколения в поколение. Они имели смысловое значение, выступали в роли оберегов. И для детей такие изделия были бесценны.
Данный проект направлен на то, чтобы дети открыли для себя ценность не в дорогостоящем предмете, а в изделии сделанном своими руками. Что кукла не появляется сама, а создается человеком. Создатель игрушки вкладывает в нее свои чувства, эмоции. Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, которую вы можете создать своими руками. В играх с куклами дети фантазируют, общаются, учатся проявлять милосердие.
Мы с детьми не только познакомимся с историей возникновения оберега и для чего его использовали. Мы смастерим свои обереги и каждый ребенок придумает свое назначения игрушке. От чего она будет оберегать именно его.
Цель проекта.
- Обогащение словесного словаря ребенка через знакомство с самодельной игрушкой.
- Формирование у детей интереса к нашей истории через образ куклы-оберега.
- Научиться выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии.
Задачи проекта: Познакомить детей с культурными традициями нашего народа. Узнать историю кукол, их роль в жизни наших предков.
- Какие есть разновидности оберегов и их значение.
- Изучить материалы, которые использовали для изготовления оберегов.
- Научиться изготавливать куклу-оберег.
- Познакомить детей с художественной литературой, песнями, колядками, поговорками.
- Обогащать словарный запас новыми словами, знакомство с новыми словами и их значением.
- Оформить мини выставку оберегов выполненных детьми самостоятельно и с помощью родителей.
Предварительная работа:
- Беседа об истории появления кукол-оберегов.
- Выполнение рисунка оберега с акцентом на используемые орнаменты, цветовую гамму.
Основные направления реализации проекта:
- социально-нравственное развитие;
- развитие продуктивной деятельности;
- познавательно-исследовательское развитие.
- приобщение к русской истории, традициям.
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный |
I этап Установочный | |||
- Подборка дидактических игр и методической литературы; - Подборка иллюстраций, фотографий с изображением различных кукол-оберегов; | Провести беседу о куклах-оберегах Изучение вопроса о роли оберегов, какие виды оберегов бывают. Какое у каждого назначение. Изучался вопрос о наличии оберегов в доме. | 01-05 февраля | Учитель-логопед, воспитатели |
II этап Основной | |||
Познавательное развитие: - Какие цвета использовались в создании оберегов. - Почему куклы-обереги изготавливались без лица.
Дидактические игры: «Угадай по цвету». Народные пальчиковые игры: «Пальчики», «Клубок».
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие: - «Тряпичная кукла» - «С куклами возиться - бытию учиться» - «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал» Физическое развитие: | - Разработка технологической карты для занятия, презентаций для мастер-класса, книжки –брошюры с информацией для детей совместно с родителями. - Мастер-класс – изготовление куклы-оберег. Презентация кукол изготовленных совместно с детьми. Мини выставка кукол-оберегов.
| 06-12 февраля |
Учитель-логопед, воспитатели Учитель-логопед, воспитатели Учитель-логопед, воспитатели Учитель-логопед, воспитатели Учитель-логопед, воспитатели |
III этап Заключительный
Формы работы | Содержание |
1. Занятия. | 1. беседа: Что такое оберег и какое у него назначение; 3. обсуждение и рассматривание наглядного материала – различных кукол-оберегов; 2.подвижная игра «Карусель»; 3.речевая игра «Игра с куклой»; 4.подбор материалов для создания оберега; 5. пальчиковая игра: «Пальчики». |
2. Совместная деятельность с детьми. | 1. рисунок на тему «оберег кукла - Десятиручка»; 2. Чтение художественной литературы: «365 кукол со всего света» М. Левена; 3. стихи о народных куклах; 4. изучение пословиц: «Тряпичная кукла», «Куколка – красавица, красна девица»; 5. пальчиковая игра: «Клубок». |
3. Самостоятельная деятельность. | 1. Продолжение и завершение изготовления кукол-оберегов; 2. Заучивание поговорок про кукол- оберегов ; 3. дидактическое упражнение «Палитра – что рисовал художник?» 4. Чтение художественной литературы: «Талисманы, амулеты, обереги» Е.И. Ененко. Москва 2015 год. 5. игра: «Кукольная считалочка». |
Список использованной литературы:
- «Домашние обереги своими руками» А. Э. Шептуля. - Москва 2016;
- «365 кукол со всего света» М. Левена. Айрис-Пресс.Рольф. Москва. 2000 год;
- «Игрушка» Л.Н. Соловьёва. ЗАО «Интербук-бизнес», 2002 год;
- «Обереги для вашего хозяйства» С.В.Прошельцева Обереги. - 2014. №2;
- Журнал «Кукольный мастер» за 2004-2005 годы;
- «Мягкая игрушка. Игрушки в подарок», Н. Деревянко, Москва.
- «Талисманы, амулеты, обереги» Е.И.Ененко. Москва 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.
Конспект занятия (Подготовительная группа)...
Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".
Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....
Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.
Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...
Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"
Познакомить с технологией изготовления народной куклы....