Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"
материал (старшая группа)
Познакомить с технологией изготовления народной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_4.docx | 184.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей «Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла - оберег».
Цель: добиваться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.
Задачи: познакомится с -
- истоками, условиями бытования;
- технологией изготовления и художественно-образным своеобразием традиционной народной куклы-оберега.
- План мастер - класса:
- Вступление - Знакомство с историей тряпичной куклы.
- Технологическая часть.
- Практическая часть. Выполнение творческого процесса в материале.
- Просмотр и подведение итогов.
1. Знакомство с историей тряпичной куклы.
Тряпичные крестьянские куклы, так же как и глиняные игрушки, произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол у разных народов передавались из поколения в поколение в течение длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы, безликость, ярко выраженные женские признаки (наличие груди, длинной косы) или женские детали костюма. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил. Кукол стали наделять рисованным или вышитым лицом только к концу XIX века, под влиянием городской игрушки, важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукол наряжали в национальный костюм, это был знак принадлежности к культу предков, поклонение. Кукла становилась оберегом. Ее клали в колыбель девочке, мальчику – лук со стрелой. В России мастера создавали куклы для своей семьи, а потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было мало, выполняли их из того, что было под рукой.
Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами девочки учились прясть, шить, вышивать. С 5-ти лет они сами их изготавливали. С куклами играли до 8-ми лет все, как девочки, так и мальчики. Кукол берегли, передавали по наследству. Молодухе после свадьбы разрешалось играть в куклы. Играя с куклами, изображали все деревенские праздники, особенно свадьбу.
Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Много кукол, которые выполняли функцию оберегов. Куклу или ребенка давали невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Невесте давали коробку, в которой было много маленьких коробок, а на самом дне лежала кукла. Красота русской девушки материализовалась в кукле: белолица, с пышной грудью, красиво одета.
Куклу- неразлучницу дарили молодоженам. Она выполнялась из красной ткани и желтых ниток. “Коляда” – символ солнца и добрых отношений в семье.
Россия – огромная, многонациональная страна. Около 150 народов живут на ее необъятных просторах. Сложные повороты истории соединили и сплотили на огромной территории в единую общность огромное население, которое зачастую называют одним собирательным именем – русские. С давних времен за границами России повелось считать русскими всех, кто принял православие и подчинился власти московских князей. По праву в ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего ее народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северно-русскими.
Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдергивают нитки для путанки и связывания деталей куклы. В семье для своих детей куклы выполняли из старых вещей. Это был ритуал кровной близости. Считалось, что ношенная ткань хранила родовую силу и воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подол рубахи и фартуков. Лоскут всегда рвали руками. Кукла берет на себя сглаз и порчу, нездоровье, печаль, неудачу, избавляя своего хозяина от невзгод жизни. Поэтому в конце года ее сжигали вместе со своей негативной информацией, которую она взяла на себя.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, показывая родственную любовь и заботу.
2. Технологическая часть:
- Демонстрация изделия. (мини-выставка изделия).
- Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления куклы-оберега: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента, техника безопасности при работе с ним.
- Пошаговая демонстрация технологических приемов изготовления куклы.
3. Выполнение творческого процесса в материале.
Вепсская кукла оберегала ребенка от порчи и сглаза. Ее вешали у изголовья колыбели.
Теперь приступим к выполнению традиционной народной куклы-оберега.
Для этого нам нужно взять 5 прямоугольных лоскутов, ножницы, нитки, вату.
Показывается процесс выполнения куклы.
Рисунок 1
На однотонный прямоугольник ткани кладется кусочек ваты.
Рисунок 2
Перематывается нитью.
Рисунок 3
Левый и правый кончики перематываются. Это голова и руки куклы.
Рисунок 4
Берем 2 цветных прямоугольника, на середину каждого кладется по кусочку ваты.
Рисунок 5
Один прямоугольник перематывается нитью и другой, точно также, перематывается нитью.
Рисунок 6
Детали Рисунка 5 связываются вместе.
Рисунок 7
Рисунок 3 соединяется с рисунком 6.
Рисунок 8
На голову полученной фигурки повязывается кусочек ткани (платок).
Рисунок 9
Прямоугольный лоскут повязывается на талию куклы (фартук).
Рисунок 10 Рисунок 11
Вепсская кукла готова. Выполненные работы.
4. Просмотр и подведение итогов мастер-класса.
Родители выставляют готовые работы для просмотра. Мастер - класс прошел успешно. Родители познакомились с историей возникновения тряпичной куклы. На примере Вепсской куклы познакомились с технологией ее выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Мастер-класс для родителей "Тряпичная кукла"
Обучение родителей изготовлению тряпичной куклы с ознакомлением истории ее возникновения....
Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".
Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...
Мастер-класс для родителей с детьми средней группы «Кукла- оберег зайчик-на-пальчик»
Обучение родителей приёмам куклотерапии в профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для родителей «Тряпичная кукла-оберег»
Цель:Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичныхкукол.Задачи:-Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественноготворчества;-развивать навыки работы с ...
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы: Кукла-оберег»
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы: Кукла-оберег»...
Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы – оберега «Масленица»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с традициями и промыслами народов Нижнего Поволжья. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа достаточно много информации. Мы знаем, ...