Практикум для педагогов «Инновационные формы работы по формированию позитивного Образа Я у детей»
методическая разработка
Представленный в публикации практикум был проведен в рамках заседания муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОУ г.о.г. Выкса по направлению "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (дата заседания: 18.01.2022 года). Теоретическая часть сопровождалась презентацией, которая также представлена здесь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmpo_po_skr_-_obraz_ya.pptx | 1.24 МБ |
obraz_ya_-_18.01.2022_zasedanie_mmpo_skr.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образ Я – представление о самом себе (качества, способности, внешность и т.п.) Самооценка – аффективная оценка этого представления Потенциальная поведенческая реакция – конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой
Я-образы
Я-образы
Я-образы
Образ Я
Условия формирования Образа Я у дошкольника
Формы и методы формирования Образа Я у дошкольников Утренний круг – ежедневная структурированная практика , создающая условия для развития личности ребенка, поддержки инициативы, индивидуальности. Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества.
Вебинар МПАДО «Начинаем проводить круг по программе «От рождения до школы»
Вебинар МПАДО «Утренний круг в программе «От рождения до школы»
Структура утреннего круга
Формы и методы формирования Образа Я у дошкольников
Формы и методы формирования Образа Я у дошкольников
Формы и методы формирования Образа Я у дошкольников
Формы и методы формирования Образа Я у дошкольников
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов
«Инновационные формы работы по формированию
позитивного Образа Я у детей»
Формы работы: заседание ММПО воспитателей по направлению «Социально-коммуникативное развитие детей»; практикум; просмотр и обсуждение видеофрагментов образовательной деятельности; презентация опыта; выставка пособий
Повестка дня:
- Вступительное слово
- Разминка-приветствие «Имя, качество и движение»
- Блиц-опрос «Что такое Образ Я?»
- Теоретическая информация «Формирование позитивного Образа Я у дошкольников, в т.ч. у детей с ООП»
- Практическая работа «Инновационные формы и методы работы по формированию Образа Я»:
- «Коммуникативные игры, направленные на формирование Образа Я у старших дошкольников»: просмотр видеороликов, обсуждение и комментарии, показ презентации
- «Дидактические игры, направленные на формирование Образа Я»: проведение игровых упражнений с участниками МО, показ презентации
- Презентация проекта «Много книг на свете разных, про меня одна»
- Презентация опыта «Формирование бережливого сознания дошкольников 5-6 лет через использование системы 5-С»
- Рефлексия
Материалы:
Презентации выступающих; видеофрагменты СОД воспитателя с детьми; мяч; выставка дидактических игр и пособий.
Ход работы:
- Вступительное слово ведущего
Знакомство с темой, повесткой дня, планом проведения МО.
- Уважаемые коллеги! Разрешите вас поприветствовать в стенах нашего детского сада. Сегодня мы с вами встретились, чтобы обсудить актуальную тему «Инновационные формы работы по формированию позитивного Образа Я у детей, в т.ч. у детей с особыми образовательными потребностями». Наше занятие будет проходить с использованием разнообразных форм работы: у нас сегодня будет и теоретическая информация, и просмотр образовательной деятельности в виде маленьких видеофрагментов, и две презентации, а также небольшой практикум, в котором вы сами сможете принять участие и поиграть в некоторые игры, направленные на формирование Образа Я. Сразу отмечу, что для взрослых мы некоторые игры усложнили.
- Разминка - приветствие «Имя, качество и движение».
- Мы сейчас поприветствуем друг друга по очереди вот таким способом: надо назвать свое имя, качество, начинающееся на ту же букву, что и имя, и совершить какое-либо движение или действие. Затем все должны повторить имя, качество и движение человека. И так по кругу.
- Письменный блиц-опрос «Что такое Образ Я?».
- Что такое Образ Я?
- Что включает в себя Образ Я?
- Какие формы и методы формирования Образа Я вы можете назвать?
- Теоретическая информация «Формирование позитивного Образа Я у дошкольников, в т.ч. у детей с ООП».
Слайд 2. В современной психологии есть такое понятие как Я-концепция. Она рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе, как совокупность установок на самого себя. В ее структуру входит три главных элемента:
- Образ Я - представление индивида о самом себе.
- Самооценка - аффективная оценка этого представления, т.е. конкретные черты образа Я могут вызывать разные эмоции.
- Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Слайд 3. Образ Я и самооценка являются единственным неделимым целым, поскольку любое суждение субъекта о себе одновременно содержит в себе и самооценку.
Слайд 4. В дошкольном возрасте зарождается осознание ребенком собственного тела, разделение себя с окружающей природой и социальной средой.
Появляется самосознание образа «физического Я». Надо отметить, что «телесная» сторона собственной жизни интересует детей. Этим объясняется их стремление к соревнованиям и состязаниям (Кто сильнее? Выше? Быстрее?), желание выяснить, определить пределы личных физиологических способностей. Дети старшего дошкольного возраста «склонны к эксперименту со своим телом», хотя и способны с высокой степенью вероятности предположить результат подобных, иногда весьма рискованных экспериментов (прыгают с большой высоты, подбрасывают камни над головой, языком дотрагиваются до железа в сильный мороз).
В старшем дошкольном возрасте дети осознают не только собственные действия и качества (Я когнитивное), но и личные переживания, стремления, мотивы, социальные отношения (Я поведенческое).
Слайд 5. В старшем дошкольном возрасте в сознании ребенка появляются два плана его образа «Я»: «Я» Реальные и «Я» идеальное (каким хочу стать, каким могу стать). Самооценка ребенка дошкольного возраста имеет завышенный характер ― он предрасположен завышать собственные достоинства и возможности и защищать их в сравнении с другими.
«Я» зеркальное – мои представления по поводу того, что обо мне думают другие (методика «Лесенка»).
Слайд 6. В старшем дошкольном возрасте появляются и такие планы «Я»-образа как «Я»-в-прошлом, «Я»-настоящее; «Я»-в-будущем.
К концу дошкольного возраста дети могут представить себя во времени, у них появляется предположение относительно собственного будущего. Дети уже не только знают, какие они есть сейчас, но и предполагают, какими они будут, говорят о различных «сценариях» собственной жизни.
Слайд 7. В образовательной программе ДОУ, в разделе, посвященном формированию Образа Я, можно увидеть следующий круг задач: работа с собственным именем, с физическим Я….
Слайд 8. Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. К трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях. Уже в три–четыре года встречаются дошкольники, которые способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий без помощи со стороны окружающих, лишь на основе индивидуального опыта.
Слайд 9. Существуют разнообразные формы и методы формирования Образа Я у дошкольников. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
В программе «От рождения до школы» есть такое понятие как круг (утренний, вечерний, ситуативный). Это инновационная форма работы. Утренний круг – ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы. Круг – это хорошая возможность равноправного общения, дети встают лицом в круг и видят глаза друг друга.
В других программах есть аналогичные варианты («Детский совет»).
Слайд 10, 11. Подробнее можно познакомиться с данной формой работы на вебинарах МПАДО.
Слайд 12. Утренний круг имеет свою структуру. Однако на сегодняшнем занятии мы не ставили себе цель познакомиться целиком с данной формой работы, т.к. в кругу решается много разных задач (создание дружеской атмосферы с помощью приветствия, работа с календарем природы, в содержательной части – обсуждение новостей, установление правил, работа по планированию темы дня или недели, и т.п.).
Слайд 13. Сегодня мы остановимся на таком структурном компоненте круга как личностно-ориентированные практики. Это игры или упражнения, направленные на общение детей со сверстниками и с взрослыми и на проявление индивидуальности ребенка.
Слайд 14. Незаменимым средством работы остаются дидактические игры, направленные на развитие гендерных представлений, а также представлений о своем внешнем виде, частях тела и лица.
Слайд 15. Кроме того, мы затронем такой аспект проектной деятельности как изучение самих себя, своего Я.
Слайд 16. В настоящее время модной формой работы является внедрение бережливых технологий, поэтому этому вопросу мы также посвятим свое внимание.
- «Коммуникативные игры, направленные на формирование Образа Я у старших дошкольников»: просмотр видеороликов, обсуждение и комментарии, показ презентации https://педталант.рф/ковальчук-е-м-картотека-игр/
Видеофрагменты СОД с детьми:
- Приветствие с колокольчиком «Ласковое имя» (просмотр и обсуждение)
- Пирамида любви (просмотр и обсуждение)
- Хвасталки (с микрофоном) (просмотр)
- Игра «Хвасталки» (с мячом).
- Сейчас мы с вами тоже будем хвастаться. Но сделаем это другим способом. Мы будем бросать друг другу мячик, и при этом говорить «Я лучше всех умею…». Старайтесь бросать мячик тем, кто еще не хвастался.
Видеофрагменты СОД с детьми:
- Хвасталки (обсуждение)
- Выполните все те, кто… (вариант 1 и 2) (просмотр и обсуждение)
- Комплимент (просмотр и обсуждение)
- Волшебный стул (просмотр и обсуждение)
- Составь портрет (просмотр и обсуждение)
- «Дидактические игры, направленные на формирование Образа Я»: проведение игровых упражнений с участниками МО, показ презентации https://педталант.рф/косухина-е-в-картотека-игр-2/
Дидактические игры:
- Составь портрет (варианты игры)
- Отгадай, о ком я говорю (вариант для взрослых)
- А сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру. Сегодня, в крещенский сочельник, потерялась девушка, и нам ее надо найти. Послушайте внимательно ее приметы. У нее светлые волосы, голубые глаза, красное платье… (участники отгадывают, кто это).
А теперь я передаю ход тому, кто нашелся. Он загадает кого-то из нашей группы и расскажет нам, кто же потерялся.
- Оденем малыша (варианты игры проигрываются желающими)
1 вариант: предлагается подобрать мальчику или девочке одежду и аксессуары.
2 вариант: один человек отворачивается, а другой одевает малыша неправильно, отвернувшийся должен исправить ошибку.
- Двойняшки (варианты игры проигрываются желающими)
- Перед вами близнецы, они любят одинаковые вещи (зонтики, часы, кроссовки и др. предметы). Выберите, какие подойдут девочке, а какие мальчику. (Участники выполняют задание).
- Как вы думаете, на какой возраст детей рассчитано данное задание? Как можно усложнить игру? (продумать варианты одежды не по цвету, а по фасону…)
- Ладошки (вариант игры для детей – на слайде, участники проигрывают вариант для взрослых)
- Обведите на листе бумаги свою ладошку. Напишите на каждом пальце свое качество, которое вы в себе цените.
- Презентация проекта «Много книг на свете разных, про меня одна» https://педталант.рф/королева-о-м-проект/
- Презентация опыта «Формирование бережливого сознания дошкольников 5-6 лет через использование системы 5-С»
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Привлечение родителей в систему работы при формировании позитивного образа многонациональной России с использованием ИКТ»
Статья о работе с родителями по формированию позитивного образа многонациональной России с использованием ИКТ....
Консультация-практикум для педагогов : "Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"
Наш семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых дл...
семинар-практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» с презентацией
Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образоват...
Семинар - практикум для педагогов "Инновационные формы работы с родителями"
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов: «Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей»
Семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС ДО....
Семинар - практикум для педагогов «Инновационные формы работы в художественно- эстетическом развитии»
Семинар-практикум для педагогов«Инновационные формы работы в художественно- эстетическом развитии»Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуетс...