Образовательная программа "Мозаика" ПМК "Мозаичный парк" издательства "Русское слово". Особенности планирования.
методическая разработка

Татьяна Вячеславовна Бородина

Разработчиками является Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО).

Авторы - составители: Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья Валентинавна, Кильдышева Ирина Африковна.

Рецензенты: Т.В. Волосовец-к.п.н., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования; В.И. Загвязинский – д.п.н., профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ; Н.Г. Милованова – д.п.н., профессор кафедры андрагогики ТОГИРРО; С.Н. Фокеева – д.п.н., доцент, заслуженный учитель РФ.

Апробация и внедрение Программы «МОЗАИКА» прошла в Тюменской области ещё в 2011-2015 г. в семи ДОО – пилотных площадках.

Этапы апробации:

1.Установочно-аналитический

2. Преобразовательно-технологический

 3. Заключительный

В результате получены положительные результаты: для ДОО, для воспитанников, для педагогов и родителей.

Содержание программы расчитано на детей от 2 до 7 лет.

Программа «Мозаика» включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.

Целью программы является: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста. 

Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач:

• обеспечить условия для здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

•приобщить детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;

• развить интерес и мотивацию детей к познанию мира и творчеству;

• реализовать вариативные образовательные программы;

• соблюдать права ребёнка, родителей (законных представителей) и других участников образовательного процесса.

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:

• личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;

•полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;

•разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;

•разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;

•возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика»:

1- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2- Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3 -Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4 -Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

5 -Личностно - развивающий и гуманистический характер содействии сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

6- Вариативность организации дошкольного образования.

Особенность структуры программы:в том, что

в приложении к программе представлены:

- примерное комплексно – тематическое планирование для разных возрастных групп; готовое

- список изданий ПМК «МОЗАИЧНЫЙ  ПАРК» для педагогов и детей;

- перечень оборудования;

- глоссарий (т.е. справочный материал, который содержит определения терминов, аббревиатур и выражений, используемых в тексте.)

Особенности программы «МОЗАИКА»

основная

  • Отсутствие жёстко регламентированных форм

организации детей

  • Обеспечение оптимального двигательного режима

(свободное перемещение ребёнка)

  • Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта.

Итог: плюсы и минусы:

       + Используя в работе программу «Мозаика», можно сделать вывод о том, что применение недельного принципа работы по одной определенной теме дает возможность широко изучить данную тему.

       + Специально созданная по изучаемой теме предметно – развивающая среда помогает детям погрузиться в нее, что приводит к более легкому пониманию, запоминанию и развитию познавательных интересов. От этого пребывание в детском саду доставляет ребенку радость, а образовательные ситуации становятся увлекательными.

 31              + Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка.

 

Можно выделить такие преимущества данной программы:

в программе прописана (отдельным разделом) организация адаптационного периода;

несёт новый взгляд на процесс образования и развития детей;

 качество образования ребёнка ставится на 1-ое место;

хорошо представлен региональный компонент, возможность при выборе содержания образования учитывать интересы детей;

возможность педагога гибко проектировать предметно-развивающую среду;

событийный характер программы;

разнообразие интересных форм организации детей;

в проектировании предметно-пространственной среды участвуют дети;

приближенность к реальной жизни;

предусмотрено создание для ребёнка ситуации выбора;

удобная модель планирования;

хорошо прописан механизм взаимодействия с родителями по «усилению образовательного эффекта»;

большие возможности для проявления творчества педагога;

облегчен труд педагога в части написания планов;

задачная форма организации образовательного процесса;

отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей;

возможность использования разнообразных методических приёмов, педагогических технологий;

представлена модель инклюзивного образования;

наличие полного пакета оборудования, разработанность УМК.

Трудностями реализации программы обозначены такие факторы как:

 - необходимость более глубокого погружения в материал;

-  неготовность педагогов;

- преобладание стереотипов и желание работать по привычной схеме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности программы "МОЗАИКА"37.89 КБ

Предварительный просмотр:

1- Добрый день, уважаемые коллеги!

Выступление на заседании РМО воспитателей ДОУ.

Бородина Т.В., старший воспитатель МБДОУ № 2 «Малышок» г. Грязи

2

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

                                                  Василий Александрович Сухомлинский

3        Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования (КДО).

       Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

  Наше учреждение не осталось и не остаётся в стороне. Большая часть групп в нашей ДО работает по основной образовательной программе на основе «От рождения до школы», измененной в соответствии с ФОП ДО, в которую мы включи ли дополнительную (парциальную) программу «Приобщение детей к истокам русского народного творчества» (по которой д/с работает более 10 лет) и инновационную образовательную программу дошкольного образования «Мозаика», реализующую ПМК «Мозаичный парк» издательства «Русское слово»,  которую и представим сегодня вашему вниманию.

4-5    На основании письма заместителю главы администрации Липецкой области № 586 от 06.12.2017г. в котором говорится о том, что в целях расширения инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций Липецкой области издательство «Русское слово» предлагает рассмотреть вопрос об участии региона в апробации программно-методического комплекса (далее ПМК) «Мозаичный парк» и предлагают создать в ДОУ пилотные площадки по апробации и внедрению ПМК ДО «Мозаичный парк» в соответствии с Примерным  Положением о пилотной площадке. Соответственно было разработано Положение, заключен договор № 48/5 от 29.12.2017 г. об оказании услуг между ООО «Русское слово – учебник», в лице Генерального директора Вахромеева Владимира Анатольевича и заведующим МБДОУ д/с №2 «Малышок» Еленой Александровной Конопелкиной, получено Свидетельство о том, что наша ДО является пилотной площадкой, апробирующей ПМК ДО «Мозаичный парк». Воспитатели, созданной творческой рабочей группы прошли обучение, получив сертификаты. Первой экспериментальной группой была подготовительная, в которой начинали инновационную работу воспитатели Плохих Т.А. и Карамалак Ю.В.

Я, как старший воспитатель приступила к должности в сентябре 2019 г. Изучив данную документацию, пришла к  выводу. Дело это оказалось интересным, но трудным, так как нам необходимо было, как первооткрывателям, выстраивать новые взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса, отказаться от старых стереотипов построения образовательной деятельности, не вести ребёнка за собой, а строить свою деятельность с учётом интереса самого ребёнка, более углублённо погружаться в используемый в работе практический материал, применять новые педагогические технологии.

           6           Мы разработали «Дорожную карту по внедрению образовательной программы дошкольного образования «Мозаика». Обновили приказ об открытии пилотной площадки. Составили план работы творческой группы и приступили к работе с детьми 3-лет (2 младшая).

         7    Закупили методическую литературу и некоторое игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК», необходимые для реализации данной          программы.

         Создали в групповых помещениях ДОО пространство для детской деятельности, опираясь на методические рекомендации Е.О. Смирновой по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС).

        Ознакомились с особенностями планирования образовательной деятельности и организацией сотрудничества с родителями воспитанников и продолжили инновационную деятельность по внедрению программы «МОЗАИКА», реализующую ПМК «Мозаичный парк» издательства «Русское слово».

        8       Разработчиками является Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО).

Авторы - составители: Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья Валентинавна, Кильдышева Ирина Африковна.

Рецензенты: Т.В. Волосовец-к.п.н., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования; В.И. Загвязинский – д.п.н., профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ; Н.Г. Милованова – д.п.н., профессор кафедры андрагогики ТОГИРРО; С.Н. Фокеева – д.п.н., доцент, заслуженный учитель РФ.

Апробация и внедрение Программы «МОЗАИКА» прошла в Тюменской области ещё в 2011-2015 г. в семи ДОО – пилотных площадках.

Этапы апробации:

1.Установочно-аналитический

2. Преобразовательно-технологический

 3. Заключительный

В результате получены положительные результаты: для ДОО, для воспитанников, для педагогов и родителей.

9     Содержание программы расчитано на детей от 2 до 7 лет.

Программа «Мозаика» включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.

10    Целью программы является: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста.

           Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач:

• обеспечить условия для здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

•приобщить детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;

• развить интерес и мотивацию детей к познанию мира и творчеству;

• реализовать вариативные образовательные программы;

• соблюдать права ребёнка, родителей (законных представителей) и других участников образовательного процесса.

  11    Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:

• личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;

•полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;

•разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;

•разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;

•возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

  12            В Программе заложены основополагающие принципы, дающие возможность для творческого использования педагогами различных педагогических технологий, игр. Во всех ситуациях взаимодействия с ребёнком воспитатель - проводник общечеловеческого и собственного опыта, гуманистического отношения к людям, социокультурных норм.

  13     Программой «МОЗАИКА» предусматривается роль взрослого  - РЕЖИСЁР, ДОБРЫЙ ПОМОЩНИК, НЕЗНАЙКА, КОНСУЛЬТАНТ, ТЬЮТОР.

 А ТАКЖЕ, доброжелательное уважительное отношение всех со всеми. Конструктивный диалог с родителями (квалифицированное консультирование, конкретность рекомендаций). Стремление к бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения конфликтов). Внимательное наблюдение за ребенком, своевременное реагирование.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

14     Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика»:

1- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2- Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3 -Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4 -Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

5 -Личностно - развивающий и гуманистический характер содействии сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

6- Вариативность организации дошкольного образования.

То есть, планирование образовательного процесса по программе «Мозаика» строится с учётом принципов:

- принцип последовательности;

- принцип интеграции;

- комплексно-тематического принципа.

                                  Освоение тематического содержания программы «Мозаика» начинается с «погружения» ребёнка в мир образов природы, предметов, явлений окружающего мира.

  Планирование и организация работы с детьми осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.

15    Особенность структуры программы:в том, что

в приложении к программе представлены:

- примерное комплексно – тематическое планирование для разных возрастных групп; готовое

- список изданий ПМК «МОЗАИЧНЫЙ  ПАРК» для педагогов и детей;

- перечень оборудования;

- глоссарий (т.е. справочный материал, который содержит определения терминов, аббревиатур и выражений, используемых в тексте.)

Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.

16   Особенности программы «МОЗАИКА»

основная

  • Отсутствие жёстко регламентированных форм

организации детей

  • Обеспечение оптимального двигательного режима

(свободное перемещение ребёнка)

  • Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта.

             

17     А также,

- совместная деятельность педагога с детьми,

самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями;

- организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего) психолого-педагогатческого сопровождения;

- минимальная минимизация «бумажного» планирования (с высвобождением времени для непосредственного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями) план на неделю, а не на каждый день;

- возможность организовать инклюзивное образование детей с ОВЗ.

   18                      ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

МОЗАИКА – современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования.

МОЗАИКА - создает образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей  в единое содружество.

МОЗАИКА  - предлагает педагогам широкий набор педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

        19          Программа предоставляет удобную трансформацию предлагаемого содержания и методики образовательной деятельности через подробно разработанное комплексно-тематическое планирование для каждой группы ДОО.

Образовательная деятельность строится  в соответствии:

- с комплексно - тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни и окружающего мира;

- принципом интергации (образовательные задачи интегрируются и способствуют созданию целостного образовательного процесса).

Комплексно – тематическое планирование разработано для каждой возрастной группы. Каждый месяц имеет свою интегрирующую тему. Например, СЕНТЯБРЬ: старшая группа «Ходит осень по дорожке». Тема месяца определяет темы недели. Например, 1 неделя – «Я в детском саду», 2 неделя – «подарки осени. Овощи на грядке» и т.д.

НОЯБРЬ: «КОНЕЦ ОСЕНИ – НАЧАЛО ЗИМЫ»

1 неделя – «4 ноября – День народного единства»,

2 неделя – «Птицы осенью. Кто остается зимовать»

3 неделя – «Домашние животные» Сегодня мы посмотрим занятие по этой теме в саршей группе. Воспитатель Карамалак Ю.В.

4 неделя – «День матери. Вместе отдыхаем»

20   Компелксно-тематическое планирование – контретное , вариативное, интегрирующее. Тема недели каждый последующий год раширяется, углубляется, обобщается.

Например, тема «Я И МОЯ СЕМЬЯ»:

Младшая группа – «МАМА И ПАПА»,

Средняя группа – «БАБУШКИ и ДЕДУШКИ»,

Старшая группа – «ДЕТИ В СЕМЬЕ»,

Подготовительная к школе группа – «РОДСТВЕННИКИ».

21-22    В КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ДЛЯ КАЖДОЙ НЕДЕЛИ (тематического модуля):

1-приведен примерный перечень основных видов организационной деятельности;

2- перечислены игры, книги, развивающие тетради, изданные в рамках ПМК «МОЗАИЧНЫЙ ПАРК», которые решают образовательные задачи данной недели.

Воспитатель самостоятельно определяет виды образовательной деятельности и издания ПМК ДО «МОЗАИЧНЫЙ ПАРК».

      23           Авторы программы «Мозаика» предлагают планировать образовательную деятельность на оптимальный период – неделю. По желанию можно спланировать формы взаимодействия с детьми и на каждый день – эта возможность предусмотрена в предложенной табличной форме.

24    ПМК ДО «МОЗАИЧНЫЙ ПАРК» создаёт полноценную информационно-образовательную среду для реализации программы «МОЗАИКА» и включает: пособия, игры, игровое оборудование, книги, развивающие тетради и другое.

      25                   В серию «Педагогический портфель воспитателя» наряду с «Журналом планирования образовательной деятельности в ДОО» входят так же «Журнал взаимодействия с родителями» и «Журнал педагогической диагностики», позволяющие грамотно и эффективно подходить к образованию детей дошкольного возраста и общению с родителями воспитанников в современных условиях.

     Издательством «Русское слово» выпущены «Журналы планирования образовательной деятельности в ДОО» для всех возрастных групп детского сада. 

26       В Журнале планирования воспитатели заполняют предложенные табличные формы:

  • Сведения о детях и родителях.
  • Листок здоровья.
  • Табель посещаемости детей на год.  
  • Список детей по подгруппам на I и II полугодия.  
  • Режимы дня для теплого и холодного периода года.  
  • Комплексно-тематическое планирование.  
  • Перспективный план участия группы в коллективных мероприятиях ДОО.
  • Расписание организованной образовательной деятельности с детьми группы на неделю.  
  • Планирование воспитательных задач на учебный год.  
  • Комплексы утренней гимнастики.  
  • Планирование образовательного процесса (сентябрь-август).

     27      Оценка индивидуального развития ребенка производится нами в рамках педагогической диагностики.

Результаты мониторинга используются исключительно для решения образовательных задач:

• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

• оптимизации работы с группой детей.

 28-29        Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, т.е. доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми).(высокоформализованные – аппаратурные методы, пробы, тесты)

      30                 Календарное планирование разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием и планом участия группы в мероприятиях ДОО.

Итог: плюсы и минусы:

       + Используя в работе программу «Мозаика», можно сделать вывод о том, что применение недельного принципа работы по одной определенной теме дает возможность широко изучить данную тему.

       + Специально созданная по изучаемой теме предметно – развивающая среда помогает детям погрузиться в нее, что приводит к более легкому пониманию, запоминанию и развитию познавательных интересов. От этого пребывание в детском саду доставляет ребенку радость, а образовательные ситуации становятся увлекательными.

 31              + Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка.

Можно выделить такие преимущества данной программы:

в программе прописана (отдельным разделом) организация адаптационного периода;

несёт новый взгляд на процесс образования и развития детей;

 качество образования ребёнка ставится на 1-ое место;

хорошо представлен региональный компонент, возможность при выборе содержания образования учитывать интересы детей;

возможность педагога гибко проектировать предметно-развивающую среду;

событийный характер программы;

разнообразие интересных форм организации детей;

в проектировании предметно-пространственной среды участвуют дети;

приближенность к реальной жизни;

предусмотрено создание для ребёнка ситуации выбора;

удобная модель планирования;

хорошо прописан механизм взаимодействия с родителями по «усилению образовательного эффекта»;

большие возможности для проявления творчества педагога;

облегчен труд педагога в части написания планов;

задачная форма организации образовательного процесса;

отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей;

возможность использования разнообразных методических приёмов, педагогических технологий;

представлена модель инклюзивного образования;

наличие полного пакета оборудования, разработанность УМК.

Трудностями реализации программы обозначены такие факторы как:

 - необходимость более глубокого погружения в материал;

-  неготовность педагогов;

- преобладание стереотипов и желание работать по привычной схеме.

  32          Наша  задача  — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — мы можем решить собственно педагогические задачи.

      Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

И об этом владении, как непосредственный участник апробации программы «МОЗАИКА» нам расскажет воспитатель Плохих Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Особенности планирования образовательного процесса с учетом ФГТ»

 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме разработки и реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ....

Выпускная квалификационная работа на тему: ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСВОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей и условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.Отдельное ...

Круглый стол «Принципы построения и особенности планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС»

Материал содержит практические рекомендаци по планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС....

Особенности планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении

В работе рассматриваются особенности организации образовательного процесса, в том числе с детьми разного возраста....

Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации.  В Законе  «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Особенности планирования воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обо...

Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»

В консультации даны рекомендации для планирования воспитательно-образовательной работы  воспитателям ДОУ в соответсвтии  с требованиями ФГОС ДО...