Деловая игра для педагогов "МЫ-ГРАМОТЕИ"
методическая разработка

Ольга Ивановна Уварова

В ходе активного взаимодействия во время деловой игры есть возможность дать педагогам больше информации, активизировать их творческий потенциал.

С этой целью в детском саду была проведена деловая игра «Мы- грамотеи». Все педагоги проявили свое профессиональное мастерство и подняли себе настроение!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_my-gramotei.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов «Мы-грамотеи»

Цель игры:  систематизация  знаний, умений и навыков  воспитателей в образовательной области «Речевое развитие».    

Задачи игры.

1. Совершенствовать методы, приемы, формы работы с педагогами.

2.Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры.

Участники: педагоги всех возрастных групп, специалисты.

Вступительное слово: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть в деловую игру, в которой каждый из вас сможет проявить свое профессиональное мастерство и поднять себе настроение. Подготовительная работа:

- По правую руку от меня Команда №1- «………….», по левую- команда №2 «………….». (название команды придумывают сами) 

Выбираем капитанов команд.

- Как и во всех конкурсах, у нас будет жюри в составе:

- ст.воспитатель.

- заведующий или зам. заведующего по ВМР.

Наш конкурс будет состоять из 8 заданий. За каждое выполненное задание или правильный ответ команда получает по 1 баллу. Победителем конкурса станет команда набравшая наибольшее количество баллов.

Как все знают, что кропотливый труд логопеда помогает многим людям начать говорить правильно и чувствовать себя уверенно в обществе. Слово «логопед» можно перевести с греческого как «Слово детям». Вся наша работа связана со словом. Каждое слово имеет свой звуковой состав и своё значение. И отсюда наше первое задание (Для обеих команд)

Задание № 1 «Логопед»

Подберите к каждой букве слова «логопед» слова- ассоциации, связанные с педагогической деятельностью.

(Команды по очереди называют слова в течении минуты, выигрывает та команда, которая назовет больше слов)

Л - лексика, лингвистика, логика, леворукость, логопедия.

О - обучение, образование, общение.

Г - грамматика, гласные, голос, гимнастика.

О - односложный, омонимы, отчёт, оборудование, организация, оформление.

П - педагог, помощь, прогресс, партнёрство.

Е - единица (речи), ежедневный, ежегодный, единство.

Д - дети, детство, деятельность, диагностика, динамика, диаграмма.

Задание № 2 «Эрудит»

На следующем задании предлагаю Вам продемонстрировать свои знания, в которых раскроются такие качества, как сообразительность, наблюдательность и любознательность.

Конкурс «Эрудитов» -для обеих команд. Чья команда ответит на большее количество вопросов, та и получит балл за данное задание.

Конкурс «Блиц». За 1 минуту необходимо ответить на большее число вопросов.

1 команда

  1. У человека одна, у коровы две, у медведя ни одной.  (Буквы О)
  2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)
  3. Перечислить грамматические категории существительных. (Род, число, падеж, одушевлённость – неодушевлённость).
  4. Назовите падежи  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
  5. Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой? чей?).
  6. Определите,  какая  часть речи слово «пешеход» (существительное).
  7. Что такое простое  предложение?  (связанные между собой слова с одной грамматической основой).
  8. Назовите 5 глаголов прошедшего времени  (искал, ел, гулял, рисовал, читал).
  9. Назовите ударный гласный в слове «крокодил»  (и).
  10. Что такое склонение существительных? (Изменение по падежам).

2 команда

  1. Какое слово состоит из пол буквы КА? (Полка)
  2. В каком слове 5 букв «О» (Опять)
  3. Образуйте новые слова от слова «велосипед» (велосипедист, велосипедная)
  4. Назовите род и число слова «ведро».
  5. Что характеризуют притяжательные прилагательные? (Характеризуют предмет по его принадлежности к лицу, живому существу).
  6. Назовите 1 притяжательное прилагательное (лисий, волчий, собачья)
  7. Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).
  8. Что такое   сложное предложение? Какие бывают сложные предложения? ( Сложные из 2-х или более грамматических основ; Сложные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые).
  9. Что изучает морфология? (части речи)
  10. Приведите пример повелительного наклонения глагола (принеси).

Задание № 3 «Такие старые слова»

Доброту Красной шапочки, нежность Дюймовочки, трудолюбие Золушки и многие другие лучшие черты характеров персонажей мы можем передать детям языком прадедушек и прабабушек и заодно привить малышам уважение и интерес к нашей истории. А знаете ли Вы устаревшие слова и что они значат. Вот сейчас и проверим.

Я даю два варианта толкования слова, нужно назвать верное. (вопросы по очереди командам)

• Отопки — несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?

• Книгочей — любитель чтения или библиотекарь?

• Вертун — вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?

• Катанки — санки или валенки?

• Каракуль — ценный мех или непонятная запись;

• Сирый — волк или сирота?

• Хмарь — темнота, пелена тумана или преступник?

• Тараторка — тот, кто много говорит или сорока?

• Карла — ворона или человек маленького роста?

• Шамкать — есть не спеша или говорить невнятно?

Задание № 4 «Закончи предложение»

В следующем задании предлагается проверить словесно-логическое мышление и смекалку наших коллег.

Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1 команда:

1. Земля покрыта снегом, как….

2. Лед блестит у берега, как …

3. Волны вздымаются, как…

4. Солнце нещадно палит, как…

5. Заря полыхает, как….

6. Дверь в комнате скрипит, как …

7. На улице темно, как …

8. Мальчик плывет, как …

9. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда:

1. Туман стелется над озером, как …

2. Дождинки текут по лицу, как …

3. Малыши прыгают по траве, как …

4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …

5. Балерина на сцене кружится, как …

6. Мысль в моей голове засела, как …

7. Человек подошел тихо, как …

8. Ветер завывает за окном, как …

9.  Девчонки порхают по группе, как …

По окончанию упражнения жюри подводит итоги.

Задание № 5 «Почему хорошо, почему плохо»

В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем. Вам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо), а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность. (Команда «Умников» будет высказывать свое мнение «почему хорошо», а команда «Знатоки» - «почему плохо»).

1. Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

2. Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации …

Задание № 6. «Придумаем слова»

Вам нужно дописать слова ЕЛЬ и УС, так чтобы получились новые слова. Та команда, которая быстрее справиться с заданием и зачитает получившиеся слова, считается победителем этого этапа игры.

Задание № 7.  «Театральные подмостки»

Ведущий: В требованиях к речи педагога имеется пункт, который говорит о том, что речь педагога должна быть выразительной. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребёнка. Педагогу необходимо владеть различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), т.е. каждый педагог детского сада должен быть … театралом. И следующее задание ….

Ведущий: Каждой команде нужно показать сценки-пантомимы так, чтобы команда противников могла узнать произведение (при этом использовать только мимику, пантомиму, жесты). На подготовку 5 минут.

 1 команда:

 «Ехали медведи на велосипеде.

 А за ними кот задом наперёд.

 А за ним комарики на воздушном шарике.

 А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

 Жаба на метле...

Едут и смеются, пряники жуют.

Вдруг из подворотни страшный великан,

Рыжий и усатый Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит, И усами шевелит:

 "Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую».

2 команда: 

«У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской».

Задание № 8 «Рассказать скороговорку - тяжелей, чем влезть на горку» (от команды по 3 участника).

Скороговорки традиционно используются нами при автоматизации поставленных звуков у детей. А вот артисты, телеведущие, дикторы с помощью скороговорок отрабатывают свою дикцию. (от команды по 3 участника)

• У Лоры - роллы, а у Лолы - Моторола.

• Целлюлит Рита зрит, целлюлит Риту злит.

• Накупила злая Рая в Л'Этуале Л'Ореаля.

• Трепало евро Лерины нервы.

• Протратилась в Анталии нотариус Наталия.

• Фитнес тайно любит Таня.

Рефлексия.

Ведущий: Коллеги, встаньте в круг. Найдите в контейнере с фасолью и достаньте одну букву. Я хочу обратить ваше внимание на стихотворение Вадима Шефнера:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

И предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить…

Я предлагаю вам себя похвалить! Подберите слово-определение, которое начинается с заданного звука. Например, мне попалась буква Д: «Я – добродушная» и т.д.

Бланк для оценок члена жюри

                 Название команды

  Название конкурса

«Логопед»

«Эрудит»

«Такие старые слова»

«Закончи предложение»

«Почему хорошо, почему плохо»

«Придумаем слова»

«Театральные подмостки»

«Рассказать скороговорку - тяжелей, чем влезть на горку»

ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов «Повышение уровня знаний педагогов по дорожной грамоте»

Представлена деловая игра для педагогов для повышения уровня их педагогической компетенции по ПДД...

Деловая игра для педагогов «Подготовка дошкольников к обучению грамоте»

Вниманию коллег предлагается сценарий деловой игры организованной учителем-логопедом для педагогов...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог?»

     Наверняка вы не раз слышали от коллег и сами лично делали такие выводы, что современные дети не умеют играть и что игры у них бестолковые и...

Презентация к деловой игре для педагогов "МЫ- ГРАМОТЕИ"

Презентация к деловой игре для педагогов "МЫ- ГРАМОТЕИ"...