"Традиции Саратовской области. Народные праздники"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Руденко Дарья Юрьевна

Задачи занятия

Образовательные:  

- расширять представления детей о людях разных национальностей, населяющих Саратовскую область;

- актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей Саратовской области

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, стимулировать интерес детей к изучению истории праздников народов населяющих Поволжье

- расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Воспитательные:

         - воспитывать доброжелательное отношение к праздникам, обычаям и традициями разных народов,

         - воспитывать сплоченный коллектив, взаимовыручку,

         - воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Словарная работа: названия праздников, блюд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_saratovskoy_oblasti._narodnye_prazdniki.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Разработана  воспитателями

 МАДОУ «Детский сад №3» г. Энгельса

 Руденко Д.Ю., Мещерякова Н.Н.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тема занятия: "Традиции Саратовской области. Народные праздники"

 Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет

Цель занятия:  Познакомить детей с традиционными праздниками народов населяющих Саратовскую область.

Задачи занятия

Образовательные:  

- расширять представления детей о людях разных национальностей, населяющих Саратовскую область;

- актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей Саратовской области

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, стимулировать интерес детей к изучению истории праздников народов населяющих Поволжье

- расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Воспитательные:

         - воспитывать доброжелательное отношение к праздникам, обычаям и традициями разных народов,

         - воспитывать сплоченный коллектив, взаимовыручку,

         - воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Словарная работа: названия праздников, блюд.

Планируемый результат занятия:

- расширятся  представления детей о людях разных национальностей, населяющих Саратовскую область;

- конкретизируются  имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей Поволжья  (национальные костюмы, блюда, народные игры).

- развитие познавательного интереса, создание устойчивого  интереса детей к изучению истории народов населяющих Поволжье;

- расширение  активного словаря детей;

- воспитание доброжелательное отношения к обычаям и традициями разных народов,  любви к своей Родине и

желание больше узнать о ней.

Подготовительная работа: разучивание народных песен и игр, слушание музыкальных народных произведений; занятия по изобразительной деятельности «Рисование по мотивам народных орнаментов» «Рисование по мотивам народных промыслов»; ознакомление с кухней разных народов, рассматривание иллюстраций по темам «Народные костюмы», «Музыкальные инструменты», «Народныепромыслы».

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

замотивировать детей на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушайте, а потом скажете, о чем оно.

Край Саратовский

Край Саратовский – яблочный, хлебный, 

Здесь великая Волги купель

Дух степи умножает целебный.

Здесь талантов Руси – колыбель.

 

Край Саратовский – край незабвенный,

Здесь особый характер и труд.

Здесь гармоники звук вдохновенный. 

Здесь Россию как матушку чтут.

 

Край Саратовский – край наш любимый.

Ввысь ракетою мчат тополя.

И души нашей множит разливы 

Наша родина. Наша земля.

Ребята, о чем это стихотворение?

-Правильно. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, знать о своей малой Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.

Ребята, в нашей области живут народы разных национальностей, и татары, и русские, чуваши и т.д. 

 И живем мы одной большой и дружной семьёй. Каждый народ населяющий нашу область имеет свои традиции, обычаи и культуру, у каждого народа есть свои танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Все народы уважают друг друга.

Словесный

Художественное слово.

Внимательно слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы полным предложением.

О нашей Родине)

Эмоционально-

психологическая  готовность детей

к ООД

Закрепить представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание ситуации, в

которой возникает

необходимость в

получении новых

представлений, и закреплении имеющихся знаний

Стук в дверь, входят гости в национальных костюмах.(1 гость - в русском костюме, 2 гость - в казахском)

Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?

1 гость. Здравствуйте. Кто мы? Мы представители национальностей населяющих Саратовскую область.

Я –представитель русского народа, а я – казахского.

Воспитатель: Уважаемые гости, мы очень рады с вами познакомиться.

Гость. Скоро придёт весна и каждый народ, будет встречать её по своему. ведь у каждого народа есть свой национальный весенний праздник. и мы хотим рассказать  вамо своих народных праздниках.

Сюрпризный момент

Словесный  

Здороваются с гостями.

Слушают.

Вызвать интерес к дальнейшей деятельности

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Гость 1.Одним из самых важных и любимых праздников русского народа является Пасха.

Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает.

Празднуется Пасха всегда в воскресенье.Это самый главный православный праздник, утверждённый в честь Воскресения Христа. Красное яйцо является главным символом этого праздника, и возрождающейся жизни.

На Пасху готовили такие кушанья, которые в течение года больше не попробуешь, ели их один раз в году: готовили куличи, пирожки, запекали окорока.

В домах зажигались люстры, лампы, свечи!К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца.

Пасха – семейный праздник, но в гости ходили обязательно – христосоваться.

Ребята кто из вас знает что то означает ?

Это обычай всеобщего целования. Брали крашенные яйца, писанки, и приговаривая: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!» — обменивались яичками, троекратно целовались. Обязательно одевались во всё светлое, белое.

Пасха заполнена различными играми, развлечениями. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели.

Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.

А сколько игр с писанками устраивали.....

Гость 1: Я предлагаю поиграть вам в игру «Катись яичко» 

«Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам».

Гость2. А теперь и я хочу рассказать вам о нашем празднике- Навруз.

Навруз- это один из самых главных праздников всех мусульман . Это праздник Весны.

С давних времен люди в этот день поздравляли друг друга желали всего самого хорошего в Новом году. Целый день ходили по дворам, желали хозяевам счастья и благополучия, а хозяева в благодарность угощали гостей.

В Навруз в старину до прихода праздника люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья и цветы.

Считалось, если Навруз в ходит в чистый дом, к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.

Главным украшением в Навруз являются ростки проросшей пшеницы или ячменя. За 2 недели до праздника женщины начинают проращивать зерно, чтобы в день Навруза угостить близких этим кушаньем. Проросшие зерна – это символ благополучия. А еще это знак уважения к родной земле, которая кормит и поит человека. Но также на столе стояли крашеные именно в красный цвет яйца, т.к. любимый цвет праздника- красный. дети и женщины также наряжались в красный цвет. Навруз было принято веселится,  даже есть поверие, что чем веселее и радостнее он пройдет ,тем щедрее к ним будет природа. Поэтому и льются в этот день обрядовые песни, танцуют веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки. Помогают бедным.

Гость 2. Ребята, я предлагаю вам тоже поиграть в нашу игру “Не выпустим”.

Словесный.

Ответы детей

Игровой

Словесный

Игровой

Слушают. Ответы детей.

Отвечают на вопросы полным предложением

Выполняют предложенное задание:

Игра«Катись яичко» Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами.

Игра “Не выпустим”.Дети встают в круг и под музыку  не выпускают гостя из круга.

Сформированы знаниядетей  оправославном празднике Пасха.

Сформированы знания детей  о празднике навруз

3.

Заключительный этап

Рефлексия

Анализ деятельности  

Гость 2:Вот и закончились наши рассказы о весенних праздниках наших народов.

И нам пора с вами прощаться.

Но а вы не переставайте изучать что-то новое о культуре народов населяющих саратовскую область. До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания.

Воспитатель: Дети, вы такие молодцы.. Скажите, с представителями  каких национальностей населяющих Саратовскую область мы сегодня познакомились? О каких праздниках вы сегодня узнали? Понравилось ли вам занятие?

Словесный

 Слушают

Прощаются.

Ответы детей

Закрепление и обобщение полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры"

Задачи: -знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них; - расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (п...

Беседа с детьми старшей группы на тему «Традиции россиян (русские народные праздники)»

Цель:познакомить с традиционными русскими народными праздниками;учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;прививать любовь к традиционным праздникам...

ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ (старше - подготовительная группа). ТЕМА: Традиции россиян (русские народные праздники).

ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ       (старше - подготовительная  группа).ТЕМА: Традиции россиян (русские народные праздники)....

ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"

ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни ру...

Конспект по познавательному развитию детей старшей группы по теме: «Традиции россиян (русские народные праздники)».

Цель: обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений, через приобщение дошкольников к истокам русского народа, его праздникам и традициям.Пр. сод.: Познакомить с традиционными ...

«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...

Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры.

Знакомство с культурой и традициями русского народа.Народные праздники и игры....