Кружок "Занимательная логика" в подготовительной группе. Работа с УМК "Математические ступеньки".
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель работы кружка: предоставить детям систему игровых заданий, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и подготовиться к последующему обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_logika.docx | 132.05 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение города Омска
«Детский сад № 130»
Перспективный план кружковой работы
в подготовительной группе
«Занимательная логика»
Воспитатель:
Алексеева А.С.
Омск
Пояснительная записка
Актуальность.
Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Формирование логических форм мышления (понятие, суждения и умозаключения) связано с освоением мыслительных операций (анализ и синтез, сравнения и обобщения, классификация) интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте.
Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой «Я решаю логические задачи», используемая на кружковой деятельности «Занимательная логика», способствует развитию у ребенка концентрации внимания, мыслительных операций анализа и синтеза. Работа в тетради поможет научиться решать логические задачи по разделам: поиск недостающей фигуры, положение ряда, нахождение ошибки, умозаключение, словестные игры и упражнения.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Мышление детей дошкольного возраста развивается в три этапа:
- Наглядно - действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
- Наглядно - образное мышление (ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – этот вид является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
- Логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
Возраст от шести до семи лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. Возраст 6-7 лет – значимый период детского развития. Это последний год отрезка, где вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, в будущем они станут основой для многих линий формирования важных характеристик ребенка.
Дошкольники с развитым интеллектом, со способностью логически мыслить быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд, труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления, открывающего дверь в мир, который хочется познать.
Цель работы кружка: предоставить детям систему игровых заданий, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и подготовиться к последующему обучению в школе.
Основные задачи:
- Развивать умение решать логические задачи, адекватные возрасту;
- Учить применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем);
- Формировать умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- Развивать предпосылки учебной деятельности:
-умение понимать учебную задачу;
-самостоятельно решать предложенную задачу;
-осуществлять самоконтроль и самооценку выполненной работы, руководствуясь пояснениями взрослого.
- Развивать мелкую моторику.
- Закреплять знания о цифрах, порядковом счете и геометрических фигурах.
Формы и методы работы с детьми:
В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.
Занятие включает в себя три этапа:
- Вводная часть:
Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
- Основная часть занятия:
Организация детского внимания;
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (10-15 мин);
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с материалом.)
- Заключительная:
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии, самооценка, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
Условия реализации программы:
• Систематическое проведение занятий.
• Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
• Сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей;).
Сроки реализации: октябрь 2023 г. – май 2024 г. (8 месяцев, 32 занятия).
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты: Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Итоговое мероприятие: Показательное занятие для родителей и воспитанников по итогам работы кружка «Чему мы научились за год».
Комплексно-тематическое планирование занятий дополнительного образования «Занимательная логика».
№ п/п | Дата | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | |||
1 | «Развитие познавательного внимания». | Развивать зрительное внимание посредством нахождения отличий между картинками. | |
2 | «Развитие избирательности зрительного внимания». | Учить находить два схожих, по признакам, предмета. Закреплять навыки закрашивания. | |
3 | «Развитие избирательности зрительного внимания». | Учить находить два схожих, по признакам, предмета. Закреплять навыки закрашивания. | |
4 | «Развитие концентрации зрительного внимания». | Развивать пространственное мышление, зрительное внимание. | |
Ноябрь | |||
5 | «Анализ и синтез предметов сложной формы». | Закреплять знания о внешнем виде геометрических фигур, развивать умение анализировать. | |
6 | «Анализ и синтез предметов сложной формы». | Развивать логическое мышление и закреплять умение закрашивать внутри контура. | |
7 | «Анализ и синтез предметов сложной формы». | Развивать навыки сравнения геометрических фигур. Закреплять умение закрашивать внутри контура. | |
8 | «Поиск недостающей фигуры. Количество и счет». | Развивать навыки порядкового счета, умения писать цифры и рисовать геометрические фигуры. | |
Декабрь | |||
9 | «Поиск недостающего предмета. Величина. Геометрические фигуры». | Развивать навыки рисования геометрических фигур. Развивать логику. | |
10 | «Поиск недостающей фигуры. Ориентировка в пространстве». | Развивать логику, мышление, учить находить схожие и различные признаки. Закреплять умение рисовать простые предметы. | |
11 | «Поиск недостающей фигуры по нескольким признакам». | Учить сравнивать предметы по нескольким признакам. Развивать умение перерисовывать простые предметы. | |
12 | «Продолжение ряда. Количество и счет». | Учить находить закономерность. Закреплять навыки рисования геометрических фигур и простых предметов. | |
13 | «Продолжение ряда. Количество и счет. Величина». | Развивать навыки выявления закономерностей и умения доводить изображение до образца. | |
Январь | |||
14 | «Продолжение ряда. Геометрические фигуры». | Развивать пространственное мышление, закреплять знания о геометрических фигурах, знакомых ранее, и знакомить с новыми (пятиугольник, шестиугольник) | |
15 | «Продолжение ряда. Ориентировка во времени». | Учить находить закономерности в изображениях предметов. Развивать навыки ориентирования во времени. | |
16 | «Продолжение ряда по нескольким признакам». | Развивать навыки выявления закономерностей и умения доводить изображение до образца, дорисовывая недостающие предметы. | |
Февраль | |||
17 | «Нахождение ошибки. Количество и счет». | Выявлять несоответствия в изображении предметов. | |
18 | «Нахождение ошибки. Количество и счет». | Выявлять несоответствия в изображении предметов. | |
19 | «Нахождение ошибки. Величина». | Учить находить отличия между предметами, сравнивая из по величине. | |
20 | «Нахождение ошибки. Геометрические фигуры». | Учить сравнивать геометрические фигуры по внешнему виду и признакам. | |
Март | |||
21 | «Нахождение ошибки. Ориентировка во времени». | Учить находить несоответствие в порядке расположения изображений, исключать лишнее. | |
22 | «Нахождение ошибки. Ориентировка в пространстве». | Учить детей находить различия в предметах, сравнивая их положение в пространстве. | |
23 | «Умозаключения». | Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач. | |
24 | «Умозаключения». | Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач. | |
25 | «Умозаключения». | Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач. | |
Апрель | |||
26 | «Умозаключения». | Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач. | |
27 | «Словесные и логические игры и упражнения» | Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач. | |
28 | «Словесные и логические игры и упражнения» | Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач. | |
29 | «Логические задачи». | Развивать логическое мышление. Учить решать логические задачи. | |
Май | |||
30 | «Продолжи ряд». | Учить отмечать закономерности в ряду, восполнять недостающие предметы. | |
31 | «Нарисуй по образцу». | Учить четко повторять изображение. Развивать навык плавного рисования линий. | |
32 | «Логические задачи». | Развивать умение логически мыслить, решать логические задачи. |
Литература.
- Колесников Е.В. «Я решаю математические задачи: Математика для детей 5-7 лет». 2-е изд., исправл. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г. – 48 с.
- Логика / под ред. О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008. – 115 с.
- Смоленцева А.А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – Детство – пресс. 2010. – 112 с.
- [Электронный ресурс] https://ped-kopilka.ru/ (Тест «Невербальная классификация» (для детей 5 - 7 лет).
Приложение 1.
Тест «Невербальная классификация» (для детей 5 - 7 лет)
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (20 шт.).
Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.
Анализ результатов
В норме классификация картинок занимает не больше 5—7 мин, медлительные дети делают это за 8—10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.
Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.
Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает название не всем группам.
Взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут тигр, лев, волк, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это — дикие животные, а лошадь — домашнее животное, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, свинья». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики мышления и процесса обучаемости ребенку дают другой набор карточек и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.
Задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие. Ребенок после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок. Для подтверждения диагноза через день-два можно предложить провести более легкую классификацию (овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5—5 лет.
Приложение 2.
Тест «Нелепицы» для детей 5-7 лет
Цели:
1. Оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира (животными, их образом жизни, природой).
2. Оценить умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Оборудование: Картинка с изображением 7 нелепиц.
Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему это не так и как должно быть.
Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания ребенок получает инструкцию.
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции рисунка и выполнения задания — 3 мин. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Анализ результатов
10 баллов — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;
8—9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;
6—7 баллов — ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3— 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
4—5 баллов — ребенок заметил все нелепицы, но 5—7 из них не успел за 3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
2—3 балла — за 3 мин ребенок не успел заметить 1—4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло;
0—1 балл — за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4-х нелепиц.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0— 1 балл.
Приложение 3.
Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.
На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним.
На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов
10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;
2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;
0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0—1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»
Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...
Консультация для воспитателей подготовительной группы .Работа по развитию глагольной лексики.
Работа по развитию глагольной лексики....
Картотека развивающих игр на развитие логики.Подготовительная группа
Картотека развивающих игр...
Конспект по здоровьесбережению в подготовительной группе на тему: « По ступенькам здоровья»
Конспект по ЗОЖ в подготовительной группе...
Программа Занимательная логика подготовительная группа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная логика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, разработана с учётом требований к образовательной прог...
Картотека развивающих игр, развитие логики, подготовительная группа
Цель: развивать внимание, логическое мышление....
Открытое занятие в подготовительной группе: работа по подготовке детей к школе в рамках реализации ФГОС ДО.
Занятие Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....