Доклад на педагогическом совете "Дидактические игры с использованием технологии ТРИЗ" (из опыта работы)
материал
Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно.
С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, а также речь.
Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Изучая современные технологии, я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов и игр ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад_речь | 39.04 КБ |
Презентация _ТРИЗ_педсовет | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 5
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
11140014, Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 348 | телефон: 8-495-554-54-95 телефон/факс: 8-498-553-19-00 E-mail: Gimnaziya2003@mail.ru |
Доклад на педагогическом совете на тему:
«Дидактические игры с использованием
метода технологии ТРИЗ»
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель
Хромова И.С.
2024 г.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно.
С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, а также речь.
Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Изучая современные технологии, я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов и игр ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное
ТРИЗ-технологии универсальны. Их с успехом можно применять как в игровой деятельности, так и в режимных моментах, на прогулке и во время проведения занятий. Это дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, непосредственность и, следовательно, ставит детей в ситуацию успеха.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности.
В ТРИЗ существует много методов, которые с успехом могут применяться в образовательной деятельности дошкольных учреждений.
В детском саду используют следующие методы ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма — помогает находить решения, даже самые нереальные.
- Метод каталога — обучение дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов — развитие воображения, речи, фантазии.
- Мышление по аналогии — обучение детей определять свойства и признаки предметов.
- Типовые приёмы фантазирования — изменение свойств предметов с помощью волшебства.
- Метод моделирования маленькими человечками — упрощённая и доступная версия устройства мира с помощью трёх видов маленьких человечков.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по ТРИЗ из моего опыта работы:
Игра «Хорошо-плохо» слайд 4
Игра «Четвертый лишний» слайд 5
Игра «Да-нетка» слайд 6
Игра «Теремок слайд 7
Игра «Придумай слово»
Круги Луллия слайд 9, 10
Метод маленьких человечков слайд 11, 12
Игра «Сочинялки» слайд 13
Игра «В стране КОТЛАНДИИ» слайд 14
Игра «Волшебный поясок» слайд 15
Игра «Глухой телефон» слайд 16
ВЫВОД
Применяя описанные методы и приемы ТРИЗ на практике, я сделала вывод, что такие игры являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и помогают детям увидеть неожиданное и интересное рядом с собой.
В дальнейшей работе с детьми я планирую расширять применение методов ТРИЗ на занятиях и в свободной игровой деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, а также речь. Играя , ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Изучая современные технологии, я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов и игр ТРИЗ (теория решения изобретательских задач ). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер . ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное
ТРИЗ-технологии универсальны. Их с успехом можно применять как в игровой деятельности, так и в режимных моментах, на прогулке и во время проведения занятий. Это дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, непосредственность, и следовательно, ставит детей в ситуацию успеха. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. В ТРИЗ существует много методов, которые с успехом могут применяться в образовательной деятельности дошкольных учреждений.
Игра «Хорошо-плохо» Эта игра развивает умение видеть во всем как хорошие, так и плохие (полезные и вредные стороны).Рассматривается какой-нибудь предмет или явление и дается как можно больше ответов на вопрос: чем хорошо и чем плохо ?
Игра «Четвертый лишний» Данная игра учит видеть лишним предмет не по одному, а по нескольким признакам
Игра «Да-нет-ка» Воспитатель или ребенок придумывает слово или загадывает слово, опираясь на картинки. От участников требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложно «да» или «нет», пока не будет получен правильный ответ.
Игра «Теремок» Гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой по какому-либо признаку. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они похожи на ведущего.
Игра «Придумай слово» Необходимо выбрать любое слово из шести-восьми букв и разбить его на слоги. Возможны два варианта игры: на каждый слог придумать новое слово и связать их в логическую связку или все тоже самое, что и первом варианте, только слова могут быть случайные, по смыслу не связанные.
Круги Луллия Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.
«Метод маленьких человечков» (ММЧ) Этот метод позволяет наглядно описать агрегатные состояния веществ, объяснять и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.
Например: Дым из трубы – труба твердая, из кирпича, кирпич – твердое вещество , дым – газообразное вещество
Игра « Сочинялки » Ребенку предлагается несколько картинок, с помощью которых он должен составить предложения, связанные между собой по смыслу
Игра, обучающая творческому рассказыванию «В стране КОТЛАНДИИ»
«Волшебный поясок» Версия всеми известной игры «Да-нет-ка»
Игра «Глухой телефон» Всем участникам игры нужно раздать чистые листы, водящему – лист с изображением предмета, например, солнышко. Участники должны встать друг за другом и расположить лист на спине впереди стоящего. Далее водящий начинает обводить предмет, который изображен на его листе, используя для этого спину соседа, сосед по тактильным ощущениям должен нарисовать, что он почувствовал и т.д.
ВЫВОД Применяя описанные методы и приемы ТРИЗ на практике, я сделала вывод, что такие игры являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и помогают детям увидеть неожиданное и интересное рядом с собой. В дальнейшей работе с детьми я планирую расширять применение методов ТРИЗ на занятиях и в свободной игровой деятельности.
Используемая литература
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры с использованием кругов Луллия» Из опыта работы по развитию творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ. Старшая группа
Варианты использования и игры с использованием пособия "Круги Луллия"...
Мастер – класс «Игры с использованием технологии ТРИЗ»
развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление....
использование технологии триз в кружковой работе
Использование технологии ТРИЗ по обучению детей чтению на кружке играя в дидактические игры...
"Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе"
quot;Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе"...
Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе
Эта технология очень интересна и увлекательна — стоит только поглубже с ней познакомиться. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: • ак...
Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР.
Предлагаю обратить ваше внимание на следующие методы ТРИЗ технологий, которые можно использовать на коррекционных занятиях, например,Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американски...
Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."
Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...