"Как улучшить и развить ритмический слух ребенка"
статья

Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_i_ritmy.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Как  улучшить  и развить  ритмический  слух  ребёнка?           

Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

    Роль ритма в развитии музыкального слуха огромна.  Восприятие ритма  и музыки – это активный процесс, поэтому всякое полноценное восприятие музыки, никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо -  двигательный.

      Чувство ритма  – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов.

      Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается её содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную  выразительность. Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.

     Песенки, стишки, звуки, которые  поёт или проговаривает мама или папа это и есть развитие чувства ритма. Родителям детей старшего  дошкольного возраста, можно вместе с ребёнком декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма.

     Если вы купили детские музыкальные инструменты своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма.

   Я хочу привести  несколько  примеров музыкальных игр,  в  которые можно играть с ребёнком.


Примеры музыкальных игр на развитие у детей ритмического слуха.

  1. «Передай  ритм».

Цельразвитие ритмического слухаслуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

  1. «Слушай и повтори».

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Песня гриба».

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пение слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

Текст песни:

 Дождь идет…дождь идет,

Дождь грибной…дождь грибной.

Я расту…я расту

Под сосной…под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит…еж сидит

Под кустом … под кустом.

  1. «По какому предмету стучу?»

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать, инструменты подобрать.

Их звучание запомнить и по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения«Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда»А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучаниеритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

  1. «Имена и ритмы».

ЦельРазвитие у детей чувства ритма.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

«Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)».

Можно предложить ребёнку прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить музыкальный слух у ребенка?

Как развить музыкальный слух у ребёнка? В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения. И все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко, запоминае...

Как развить музыкальный слух у ребенка?

Как развить музыкальный слух у ребёнка? В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения. И все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко, запоминае...

Номинация: Доклад для проведения консультаций с родителями в детских дошкольных учреждениях. Тема:«Как улучшить и развить ритмический слух ребёнка?». Автор - составитель: Якубовская Е.А.

Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются волевые ...

«Как развить музыкальный слух ребенка»

Консультация для родителей...

"Как можно развить музыкальный слух ребенка в домашних условиях"

Консультация "Как можно развить музыкальный слух ребенка в домашних условиях"...

Консультация для родителей «Как развить музыкальный слух ребенка в домашних условиях"

Консультация для родителей  «Как развить музыкальный слух ребенка в домашних условиях"...

Консультация для родителей "Как можно развить музыкальный слух ребенка в домашних условиях"

Консультация для родителей "Как можно развить музыкальный слух ребенка в домашних условиях"...