Номинация: Доклад для проведения консультаций с родителями в детских дошкольных учреждениях. Тема:«Как улучшить и развить ритмический слух ребёнка?». Автор - составитель: Якубовская Е.А.
материал на тему
Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritm.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова"
Дошкольное отделение – 6
Номинация: Доклад для проведения консультаций с родителями
в детских дошкольных учреждениях
Тема: «Как улучшить и развить ритмический слух ребёнка?»
Автор - составитель:
музыкальный руководитель высшей категории
Якубовская Елена Александровна
г. Москва, 2017 – 2018 учебный год.
Как улучшить и развить ритмический слух ребёнка?
Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.
Роль ритма в развитии музыкального слуха огромна. Восприятие ритма и музыки – это активный процесс, поэтому всякое полноценное восприятие музыки, никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо - двигательный.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов.
Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается её содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность. Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
Песенки, стишки, звуки, которые поёт или проговаривает мама или папа это и есть развитие чувства ритма. Родителям детей старшего дошкольного возраста, можно вместе с ребёнком декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма.
Если вы купили детские музыкальные инструменты своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма.
Я хочу привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребёнком.
Примеры музыкальных игр на развитие у детей ритмического слуха.
- «Передай ритм».
Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.
Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.
- «Слушай и повтори».
Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.
«Песня гриба».
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пение слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.
Текст песни:
Дождь идет…дождь идет,
Дождь грибной…дождь грибной.
Я расту…я расту
Под сосной…под сосной.
Лес притих…. Лес притих
Под дождем… под дождем.
Еж сидит…еж сидит
Под кустом … под кустом.
- «По какому предмету стучу?»
Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.
Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.
Надо музыку послушать, инструменты подобрать.
Их звучание запомнить и по тембру различать.
Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда»А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».
При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.
- «Имена и ритмы».
Цель: Развитие у детей чувства ритма.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.
«Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)».
Можно предложить ребёнку прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.
Итак, элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.
Вывод: в процессе игры на детских музыкальных инструментах у детей дошкольного возраста развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.
Такая работа с ребёнком очень полезна. В будущем не каждый станет музыкантом, но музыкально образованным человеком может быть каждый.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Н.П.Ильчук, В.В.Гербова Хрестоматия для дошкольников. М. 2001.
- Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Номинация: СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Название: «Морское путешествие к Школьному острову». Автор - составитель: Якубокская Е. А.
Автор - составитель: Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категории.Описание: Сценарий Выпускного вечера, предназначен для детей старшего дошколь...
Номинация: КОНСПЕКТЫ СЕАНСОВ ПО ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей 5 - 6 лет. Название: ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА. Автор - составитель Якубовская Е. А.
Автор - составитель:Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категорииОписание: Конспекты сеансов по театрально – игровой деятельности ...
Номинация: СПОРТИВНО - МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Название: «МЫ – СПОРТСМЕНЫ!» (для детей старшего дошкольного возраста). Автор - составитель: Якубовская Елена Александровна
Автор - составитель:Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категории.Описание: Данный сценарий «Мы спортсмены!» можно использова...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ПИАНИСТ». Автор составитель: Якубовская Елена Александровна
Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопере...
Презентация "Театральная азбука". Автор - составитель Якубовская Елена Александровна
Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище».Но театр – это не только вид...
Педагогическая статья. Название: "Толерантность в музыке. Возможна ли она?". Автор составитель: Музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности. В наше время прогресса и компьютеризации може...
"Как улучшить и развить ритмический слух ребенка"
Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются вол...