СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Т.В. Шиманова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 184
«Калейдоскоп» г. Чебоксары
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: важнейшей задачей воспитания ребёнка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) важна и актуальна. Важно учить мыслить нестандартно, творчески, самостоятельно находить решение. Математика оттачивает ум ребёнка, учит логически мыслить, развивает мышление, формирует память, внимание, воображение и речь.
Ключевые слова: дошкольный возраст, формирования математических представлений.
Цель: выявление более эффективных форм работы, видов организационной и организованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- обобщение педагогического опыта овладения методикой нетрадиционных технологий в работе с детьми на занятиях по ФЭМП;
- формировать у педагогов творческий подход, который направлен на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей детей.
Различные математические понятия ребёнок слышит практически с самого рождения: это и те пословицы, поговорки, математические сказки, обозначающие количество, название величин, единицы измерения каждых величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и т.д.
Современные дети развиваются и живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, планшете, телефоне, интернете. Современные родители стремятся как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать различные задачи, чтобы вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать числа человеку прожить невозможно. Она способствует развитию памяти, воображения, речи, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности. Приобретённые дошкольниками математические представления, активно влияют на формирование умственных способностей, необходимых для познания окружающего мира.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; 8. Развитие инициативности и активности детей.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями, играх с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа, орехи), через игровые упражнения, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях. Все эти формы варьируются в соответствии с возрастом.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Новизна, необычность, неожиданность, т.е. необходимо сделать обучение занимательным, при занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а воспринимается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия.
Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются ребятами как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов большое внимание уделяется развитию мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают новые образы чисел, цифр, геометрические фигуры.
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения представления на практике. Это создает предпосылки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для совр...
«Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности в...
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Старшая, подготовительная группа«От того, как заложены элементарные математичес...
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОО.
Одна из важных актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста-это развитие его ума....
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для совреме...
Статья на тему "Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты организации формирования математических представлений дошкольников в рамках требований ФГОС ДО"...