Педагогическая деятельность, проблемы в развитии познания дошкольников.
материал

Нелюбина Лариса Владимировна

Дошкольный возраст- период интенсивного становления познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая деятельность, проблемы в развитии познания дошкольников.

 В дошкольном возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мировосприятия, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности. Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной. В организации детского познания взрослый выступает как сотрудник, помощник ребенка. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявить познавательные интересы в определенных видах деятельности, испытывать разнообразные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявлять познавательную активность. В научных исследованиях, посвященных проблеме формирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста, находим характеристики этой черты личности: активность, направленная на весь внешний мир, который имеет в основе ориентировочный рефлекс, который развивается на базе познавательной потребности и выражается в построении образцом мира через ориентировочно-исследовательскую или поисковую деятельность; это познавательная деятельность, в процессе которой ребенок учится, познает окружающий мир; это любопытство - определенное качество личности, которое направляет детские познавательные потребности на всех этапах жизни и в разных видах деятельности: игре, учебе, труде; «познавательная активность как таковая, в которой ребенок выступает как субъект, который создает свой опыт в определенной мере самостоятельно; одновременно он является реципиентом внешних воздействий». Все определения познавательной активности ребенка дошкольного возраста характеризуют отдельные ее показатели: потребность в познании, любознательность, самостоятельность. Так, ученые констатируют у детей к концу дошкольного возраста устойчивое и целенаправленное восприятие; интенсивное развитие непроизвольной памяти; формирование основ произвольной памяти; отделение мышления от восприятия и превращение его в относительно самостоятельный процесс; существенные изменения в развитии речи (увеличение словаря, формирование фонетической стороны речи); способность ребенка в некоторой мере направлять собственное внимание. Переход от дошкольного к школьному возрасту связан с изменением ведущих видов деятельности ребенка (игровая деятельность сменяется учебной). Ученые констатируют в этот период изменение «внутренней позиции» (термин Л.И. Божович) ребенка, в которой он чувствует необходимость учиться, интерес к учебной деятельности, приобретает «школьную» форму поведения при организации учебной деятельности, признает авторитет педагога. Учебная деятельность ребенка становится полимотивированной. Продолжается развитие психических функций: мышление от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, до конца младшего школьного возраста у ребенка формируется синтезирующее восприятие, осмысленной и произвольной становится память, внимание носит еще самопроизвольный характер, продолжает развиваться детская личность, а при разумном руководства со стороны взрослого у ребенка развивается самостоятельность. Соглашаясь с этим, нельзя не принимать во внимание и то, что познавательная активность является явлением многогранным. Она требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте («Я сам»), произвольность поведения в различных видах деятельности, упорядоченность мотивов поведения, формирование самосознания (в 5,5-6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая имеет некоторые сходства и отличия, по сравнению с детьми более старшего возраста. Для того чтобы более ярко показать особенности познавательной деятельности дошкольников, рассмотрим некоторые родственные и отличные черты познания в разные периоды детства. Сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития и воспитания детей дошкольного возраста с более старшими детьми указывает на некоторое сходство в особенностях их познавательной деятельности:

- познавательная деятельность включает обязательное повышение интереса к обучению; познавательная деятельность проявляется детьми в условиях, когда им интересно, когда взрослый не просто играет с ними (что тоже очень важно), но и общается, организует познание, знакомит детей с новым, неизвестным;

- для проявления детьми познавательной деятельности необходимо создать им комфортные социальные условия, обеспечить положительные отношения между всеми членами детского коллектива;

- на высших уровнях развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника наблюдается проявление индивидуального, собственного стиля поведения в ходе познания;

- познавательная деятельность предполагает проявление самостоятельности, но в дошкольном возрасте для нее все же характерно присутствие общения со взрослым и сверстниками в процессе познания. Вместе с тем, уже с рождения, а затем и в раннем, и в дошкольном возрасте ребенок проявляет в процессе познания не только такие черты как индивидуальность и неповторимость, присущие всем периодам развития человека, но и как своеобразие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Концепция педагогической деятельности "Духовно - нравственное развитие и воспитание и развитие дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности".

В данной работе я хочу поделиться своим педагогическим опытом по организации духовно - нравственного воспитания дошкольников в процессе осуществления изобразительной деятельности. Так как в дошкольном...

Консультация тема "Педагогические возможности театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка дошкольника"

Консультация для воспитателей детского сада. Речевое развитие детей дошкольникой  через разные виды театров....

Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. От выбора педагогом методов и форм занятий зависит успешность усвоения ...

Методы и формы педагогической деятельности в речевом развитии дошкольников

Основным условием  успешного  развития речевой активности у детей дошкольного возраста, является применение различных педагогических  средств и методов обучения.  С каждым годом ув...