Преемственность ДОУ и начальной школы как залог успешной подготовки ребенка к обучению в школе
материал (подготовительная группа)
Преемственность ДОУ и начальной школы как залог успешной подготовки ребенка к обучению в школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Преемственность между уровнями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию практически каждый ребёнок переживает и волнуется. Он входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Родители, воспитатели, дети много надежд и ожиданий связывают со словом "школа".
Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Ведь жизнь в школе отличается от жизни дошкольников.
Главная цель совместной деятельности – это создание условий для личностно-ориентированного обучения. Одной из важных задач, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы.
Формы преемственности, осуществляемые в нашем образовательном учреждении
В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности:
1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, спортивным залом, актовым залом и др.
2. Посещение учителя начальных классов занятий в детском саду. Педагоги ДОУ лучше узнают требования школы к выпускникам, что позволяет планировать воспитательно – образовательный процесс по подготовке детей к школе.
А учителя в результате таких встреч лучше узнают своих будущих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход в обучении.
3. Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и воспитателей с детьми.
4. Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с нынешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.
Преемственность между детским садом и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
Поэтому для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Одним из приоритетных направлений для нашей группы - является подготовка воспитанников к школе, обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Данное направление образовательного учреждения основывается на федеральных государственных образовательных стандартах к общеобразовательной программе, основным из направлений которой является внедрение моделей предшкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по программам для детей старшего дошкольного возраста, формирование готовности к обучению в школе.
В нашем детском саду непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой, педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям.
Нам известно, что исследование готовности первоклассника к обучению в школе включает четыре методики:
1. Рисунок человека
2. Графический диктант
3. Образец и правило
4. Первая буква
В программу дошкольного образования включены занятия и упражнения, которые способствуют развитию необходимых навыков и умений для успешного выполнения данных тестов.
К примеру, на занятиях по развитию речи есть такие упражнения в которых нужно найти определённый звук и определить его место в слове (вначале, в середине или в конце);
- сосчитай слова со звуком «Р» (звук может быть любой) -детям проговаривают набор слов, задача детей сосчитать слова в которых есть определенный звук и назвать их;
- игра «Поймай звук» -детям нужно хлопнуть в ладоши, если они услышат определённый звук в словах, которые проговаривает воспитатель.
На занятиях по математике дети работают в тетрадях в клеточку, в которых дети выполняют слуховой графический диктант.
Слуховой графический диктант выполняется под диктовку воспитателя, для этого задания предлагаются игровые упражнения «Рисуем узор», «Вставь кирпичики в ряд», «Нарисуй крепость» и т.д.
Также вовремя НОД и в режимных моментах проводится зрительный графический диктант, в котором предлагаются игровые упражнения, «Нарисуй ключ», «Построй домик»,
«Соедини точки по образцу», которые развивают зрительную память и ориентировку на листе, что необходимо для выполнения теста «Образец и правило».
На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся создавать образ человека, совершающего какое-то действие, передавать фигуру в движении, передавать форму и пропорции частей тела. Учатся передавать относительную величину взрослого и ребенка. Примеры занятий, на которых дети учатся изображать фигуру человека:
Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице).
Цель: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого.
Рисование «Как мы танцуем на музыкальном занятии»
Цель: Учить детей передавать в рисунке различия в одежде девочек и мальчиков, движения фигур.
Лепка «Девочка и мальчик пляшут»
Цель: Учить детей лепить фигуру в движении (по скульптуре). Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции.
Лепка «Лыжник»
Цель: Учить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции.
Аппликация «Праздничный хоровод»
Цель: Учить детей составлять из деталей аппликации изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения.
Вся работа, проводимая по преемственности направленна на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Так совместная работа детского сада и школы помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования способствует подготовке ребенка к обучению в школе.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация личности дошкольника-как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе"
Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному об...
Преемственность между дошкольным учреждением и школой, как важное условие в подготовке ребенка к обучению в школе
Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка. Она включает психологическую готовность посещать школу, социальную адаптацию, уровень знаний и навыков, которые облегчат ...
Предметно – пространственная среда – как гарант успешной подготовки детей к обучению в школе.
развивающая среда в подготовительной группе...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Сегодня перед воспитателем стоит основн...
Организация предметно-развивающей среды для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Стратегия развития дошкольного образования в контексте ФГОС ДО предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, как одно из приоритетных направлений работы ДОУ, а также обеспечение преем...
Организация предметно-развивающей среды для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.
В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...