Преемственность между дошкольным учреждением и школой, как важное условие в подготовке ребенка к обучению в школе
учебно-методический материал на тему
Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка. Она включает психологическую готовность посещать школу, социальную адаптацию, уровень знаний и навыков, которые облегчат ребенку учебу в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_mezhdu_dou_shkoloy_i_roditelyami.docx | 28.15 КБ |
preemstvennost_mezhdu_doshkolnym_uchrezhdeniem_i_shkoloy_kak.pptx | 244.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации МО «Дебесский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Варнинская НОШ»
Преемственность между дошкольным учреждением и школой, как важное условие в подготовке ребенка к обучению в школе
Выполнил: Опрышко Александра
Владимировна, воспитатель
Рецензент: Бывальцева Н. Н.,
директор детского сада
С. Дебесы, 2014.
Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка. Она включает психологическую готовность посещать школу, социальную адаптацию, уровень знаний и навыков, которые облегчат ребенку учебу в школе.
В основном подготовка к школе осуществляется в детском саду, где ребенок получает основные навыки самообслуживания, учится общаться со сверстниками, привыкает к дисциплине. Программа обучения в детском саду развивает в детях внимание, любознательность, усидчивость, трудолюбие – все те качества, которые позволят ребенку успешно учиться в школе. Немало внимания уделяется физическому и нравственному развитию, эстетическому восприятию мира. Также дошкольник учится логически мыслить, читать, считать, правильно держать карандаш и ручку, управляться с клеем, ножницами и другими предметами.
Процесс подготовки к школьному обучению должен носить системный характер, в нем должны участвовать не только воспитатели, но и активную позицию должны занимать родители будущих первоклассников, учителя начальных классов.
Цель моей работы заключается в том, чтобы рассмотреть основные направления в подготовке ребенка к школе, участие в этом процессе ДОУ, школы и родителей.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: процесс подготовки ребенка к школе.
Гипотеза: подготовка ребенка к школе зависит от согласованных действий детского сада, школы и родителей при обязательном учете всех направлений в подготовке ребенка к школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, связанный с изменением привычного образа жизни, системы отношений с окружающими.
Задача детского сада состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, наиболее полно соответствующей требованиям современного школьного обучения.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Он должен достигнуть определенного уровня физического развития, чтобы справиться с новыми серьезными особенностями.
Готовность к обучению предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследованиями К. П. Кузовковой, Г. Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности.
Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Т. А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З. М. Истомина).
С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обращать внимание на интерес ребенка к знаниям, на то, что рождает желание заниматься. Р. С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейшие из них: психологическая, интеллектуальная, физическая готовность.
В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работы по установлению преемственности между школой и детским садом. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения. Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и я валяется конкретизация работы по названным трем линиям. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя, ознакомление детей со школой.
Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы, участие в педагогических советах, взаимное консультирование, совместное проведение родительских собраний воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в ДОУ и программы первого класса школы.
Таким образом, готовность к обучению в школе формируется через комплекс мер и важным аспектом в этой работе является преемственность между школой, детским садом и семьей ребенка.
Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников ДОУ. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок – будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Родители часто спрашивают у воспитателя: «Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе?» Много – несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства. Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут решаться без особых затрат дополнительного времени – в повседневной жизни, день за днем, в обычном общении с ребенком. Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется дополнительного внимания – обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные
задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное,
нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех
предметов, которые он будет изучать в школе.
Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду
предполагает систематическую работу с детьми по четырем направлениям:
• подготовка к обучению грамоте;
• математическая подготовка;
• подготовка к письму;
• психологический практикум.
Для того чтобы выяснить насколько эффективно осуществляется
преемственность в работе детского сада, семьи и школы мной было проведено практическое исследование системы взаимосвязи между ДОУ, школой и родителями.
Практическое исследование в работе посвящено изучению
системы взаимосвязи между ДОУ, школой и родителями. Исследование
проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 2» и МБСОШ «Дебесская
средняя общеобразовательная школа».
Для исследования мы использовали следующие методы:
- изучение первоисточников;
- анкетирование;
- опрос;
- беседа.
В исследовании приняли участие воспитатели, родители и учителя начальных классов.
В анкетировании участвовали 10 родителей будущих первоклассников.
Цель анкетирования: выяснить считают ли родители подготовку их ребенка в ДОУ достаточной.
Родители ответили на следующие вопросы:
1. Во сколько лет Ваш ребенок пойдет в школу? (6, 7)
2. Как Вы считаете, достаточная ли работа проведена в детском саду по
подготовке к школе? (Да, нет, затрудняюсь ответить.)
3. Как Вы считаете, целесообразно ли проводить занятия с детьми в школе в
летнее время? (Да, нет, затрудняюсь ответить.)
4. Занимаетесь ли Вы специальной подготовкой своего ребенка к школе дома?
(Да, нет, затрудняюсь ответить.)
5. Как Вы считаете, нужно ли готовить ребенка к школе вообще? (Да, нет,
затрудняюсь ответить.)
В ходе анкетирования у нас получились следующие результаты:
Диаграмма 1.
В опросе приняли участие учителя начальной школы. В этом году они организовали занятия по дошкольной подготовке детей. Занятия проводились один раз в неделю по субботам, в течение июля и августа.
Цель опроса: выяснить у учителей, принимали ли родители участие в подготовке своих детей к школе; как и в чем это проявлялось; считают ли они подготовку детей к школе достаточной. В результате опроса мы
выяснили, что поддержка родителей присутствовала, они оказывали
активную помощь воспитателям и будущим учителям в подготовке
необходимых материалов для своих детей, проявляли заинтересованность в
том, чтобы их дети пошли в школу достаточно подготовленными. Вместе с
тем они отметили, что находятся такие родители, которые отказываются
помогать учителям и воспитателям, ссылаясь на нехватку свободного времени и большой занятостью на работе. Такие родители считают, что та
подготовка, которая проводится в детском саду достаточна и им не нужно
заниматься дополнительно со своими детьми. Таких родителей небольшое
количество, но всё же они есть.
Результаты опроса представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
В беседе принимали участие педагогические работники МБДОУ «Детский сад № 2». Цель беседы: выяснить у педагогических работников ДОУ, каким образом родители принимают участие в подготовке детей к обучению в школе, как происходит сам процесс подготовки детей к школе в детском саду
и устанавливается ли связь со школой.
В ходе беседы были обсуждены следующие вопросы:
- Как организована подготовка к школе в условиях детского сада?
- В каких группах она организуется?
- Помогают ли родители в подготовке ребенка к школе?
- В чем заключается совместная работа родителей и воспитателей?
- Считают ли воспитатели задачу подготовки к школе выполненной?
В ходе беседы выяснилось, что подготовка к школе в условиях детского сада предусмотрена программой и начинается с самого раннего возраста. Для того, чтобы активизировать работу родителей, в детском саду разрабатываются различные программы , например, программа «ШАР» (школа активных родителей). Программа предусматривает совместную деятельность родителей, детей и воспитателей в разных видах деятельности. Одним из направлений программы является подготовка к школе: проводятся открытые занятия, совместные игры, конструирование, конкурс семей, спортивные состязания, оформляются стенгазеты и т.д. Отмечалось так же, что не все родители одинаково активны, с ними проводится индивидуальная работа. Методист детского сада отметила, что система подготовки к школе в детском саду отработана, стоит на контроле администрации, а учителя школы начинают знакомиться с будущими первоклассниками уже в осенний период, посещая занятия и знакомясь с документацией.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что
педагогические работники детского сада и школы придают большое значение целенаправленной подготовке детей к школе, вовлекают в этот процесс родителей, видят слабые стороны в процессе подготовки и стремятся совершенствовать свою работу для повышения её эффективности. Педагоги
разрабатывают новые формы подготовки детей к школе - это программа
ДОУ «ШАР», система занятий в летний период для будущих первоклассников на базе начальной школы. Исследование выявило так же
одну, немаловажную проблему в этой работе - не все родители готовы
активно сотрудничать с воспитателями и учителями. Поэтому я вижу
дальнейшее развитие данного исследования в том, чтобы ответить на вопрос
« Как привлечь всех родителей к подготовке своих детей к школе?»
Изучение этой проблемы так же будет проводиться как детском саду, так и в начальной школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка. Она включает психологическую готовность посещать школу, социальную адаптацию, уровень знаний и навыков, которые облегчат ребенку учебу в школе . Цель моей работы заключается в том, чтобы рассмотреть основные направления в подготовке ребенка к школе, участие в этом процессе ДОУ, школы и родителей. Объект исследования : учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования : процесс подготовки ребенка к школе. Гипотеза : подготовка ребенка к школе зависит от согласованных действий детского сада, школы и родителей при обязательном учете всех направлений в подготовке ребенка к школе.
В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейшие из них: психологическая, интеллектуальная, физическая готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, готовность к обучению в школе формируется через комплекс мер и важным аспектом в этой работе является преемственность между школой, детским садом и семьей ребенка.
Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает систематическую работу с детьми по четырем направлениям: подготовка к обучению грамоте; математическая подготовка; подготовка к письму; психологический практикум.
Практическое исследование в работе посвящено изучению системы взаимосвязи между ДОУ, школой и родителями. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 2» и МБСОШ « Дебесская средняя общеобразовательная школа».
Для исследования мы использовали следующие методы : - изучение первоисточников; - анкетирование; - опрос; - беседа. В исследовании приняли участие воспитатели, родители и учителя начальных классов.
В анкетировании участвовали 10 родителей будущих первоклассников. Цель анкетирования : выяснить считают ли родители подготовку их ребенка в ДОУ достаточной
Диаграмма 1
В опросе приняли участие учителя начальной школы. В этом году они организовали занятия по дошкольной подготовке детей. Занятия проводились один раз в неделю по субботам, в течение июля и августа. Цель опроса : выяснить у учителей, принимали ли родители участие в подготовке своих детей к школе; как и в чем это проявлялось; считают ли они подготовку детей к школе достаточной.
Диаграмма 2
В беседе принимали участие педагогические работники МДОУ «Детский сад № 2». Цель беседы : выяснить у педагогических работников ДОУ, каким образом родители принимают участие в подготовке детей к обучению в школе, как происходит сам процесс подготовки детей к школе в детском саду и устанавливается ли связь со школой.
В ходе беседы выяснилось, что подготовка к школе в условиях детского сада предусмотрена программой и начинается с самого раннего возраста. Для того, чтобы активизировать работу родителей, в детском саду разрабатываются различные программы , например, программа «ШАР» (школа активных родителей).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что педагогические работники детского сада и школы придают большое значение целенаправленной подготовке детей к школе, вовлекают в этот процесс родителей, видят слабые стороны в процессе подготовки и стремятся совершенствовать свою работу для повышения её эффективности.
Исследование выявило так же одну , немаловажную проблему в этой работе - не все родители готовы активно сотрудничать с воспитателями и учителями.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация личности дошкольника-как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе"
Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному об...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Сегодня перед воспитателем стоит основн...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...
“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.
В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...
Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию произвольной познавательной деятельности, психологической подготовки ребенка к обучению в школе
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а...
Презентация "Формирование основ коммуникативной компетенции дошкольников при изучении английского языка как один из важных этапов подготовки ребенка к обучению в школе"
Презентация по основам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста...
Преемственность ДОУ и начальной школы как залог успешной подготовки ребенка к обучению в школе
Преемственность ДОУ и начальной школы как залог успешной подготовки ребенка к обучению в школе...